Проблемы возрастного развития.
1.1.Предмет и методы возрастной психологии.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Мы посмотрим путь от рождения до семнадцати лет. Здесь выявляются закономерности и факты детского развития.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической («генезис» - происхождение) психологией.


Связь с другими отраслями психологии

С общей психологией: где исследуются психические функции (восприятие, память, речь и т.д.). В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой функции, изменения на разных этапах возраста. В психологии личности: где рассматривается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации. А возрастная психология отвечает, когда эти образования появляются у ребенка и их особенности в каждом возрасте. С социальной психологией связь возрастной психологии дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от групп, в которые он входит (семья, детская, школьная компания) С педагогической психологией: процесс взаимодействия ребенка и взрослого в воспитании и обучении. Но это с точки зрения учителя, а в возрастной психологии – с точки зрения ребенка.

В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговаривается и возможные отклонения от линии развития.
Возрастная психология – особая область психологических знаний, где рассматривается процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует некоторыми понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастная психология – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Сейчас отметим два момента:
1. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка. Возрастная психология со своим неповторимым содержанием – особенности развития психических функций и личности ребенка, особенности его взаимоотношений с окружением и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы «подвижные», особенно в подростковом возрасте.
2. Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая, по сути, является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду.
Детство – является историческим периодом, его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков: в первобытном строе – очень короткий период времени; в средние века – уже подольше; детство современного ребенка – растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности (копирует в играх взрослых, семью, профессию). Традиционно детская психология – как некоторая часть возрастной – от рождения до 7 лет (процесс развития ребенка); 7-10 лет – младший школьник, это тоже период детства; с 10 до 15 лет – подростковый возраст «затянувшегося детства».


1.2.Методы исследования детского развития.
1. Метод срезов используется в больших детских группах, с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (уровень развития интеллекта). В результате получаются данные, характерные для этой группы детей (одного возраста, обучающихся по одной программе).
2. Сравнительный метод использует несколько срезов. Данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития наблюдаются и чем они обусловлены, например, изучение интеллекта отличатся в 5 лет от младшего школьника в 9 лет, отличается от среднего школьника в 13 лет.
Сравниваем детей одного возраста по этапам, обучающимся по разным программам. Первая задача – были определены возрастные тенденции развития интеллекта, берем различный возраст. Вторая задача рассматривает: зависит ли развитие интеллекта от типа обучения.
Где более эффективные данные, там лучше результат, развивается эффективность обучения.
Подбирая группы, психологи «уравнивают» другие существенные различия между детьми: следят, чтобы в группах было одинаковое число девочек и мальчиков; чтобы дети были здоровы в психическом развитии. Те данные, которые получаются – являются средними или среднестатистическими.
3. Лонгитюдный метод – продольное исследование: здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени; он позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах возраста, которые могут охватываться поперечными срезами.
4. Наблюдение бывает сплошное (когда интересуют все особенности поведения), но чаще выборочное наблюдение, которое исследует некоторые особенности. Требования к наблюдению:
1) цель (схема) – что увидеть, описать явления, как зафиксировать;
2) объективность наблюдения: описывается сам факт, фраза или реакция, а не все субъективное истолкование;
3) систематичность наблюдения (чтобы увидеть характерное, а не сиюминутное);
5. Эксперимент – максимально приближенное к привычным условиям действия. Констатирующий эксперимент – определяет уровень и особенности развития детей в настоящее время: это и личностное развитие в общении с окружающим и интеллектуальное развитие. Каждый эксперимент предполагает набор более конкретных методик.
Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним методам относятся проективные методы. Они основаны на принципе проекции – перенесение на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Так, например, рисунок – описание у «двоечника» печальное, у «отличника» - успех. Тот же механизм проявляется в окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методики завершения рассказа), в продолжение фраз (методики неоконченных предложений).
Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить социометрический метод (- звезды, - мало выборов, - предпочитаемые, - изолированные,- отвергаемые).
Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик – стандартизированных тестов (тест Векслера, тест Бине).
Формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции.


1.3.Факторы развития психики ребенка.
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделяемое от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда – условие изначально предопределенного развития. В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствование из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двухклеточного организма до человека.
Э. Геккелем в XIX сформирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). По Штерну – развитие психики ребенка представляет собой повторение основных стадий эволюции и этапов культурно-исторического развития:
Первые месяцы жизни – стадия млекопитающих;
Шесть месяцев и дальше – высшие млекопитающие (обезьяны);
Дошкольники – начальные ступени человеческого состояния, первобытные народы;
Школьники – усвоение человеческой культуры;
Например, дети строят замки в песке – это хозяйство в древней пещере; плач ночью ребенка это проявление первобытности: лес-опасность; рисунки подобны наскальным рисункам.
Второе направление, идеи философа Джона Локка. Ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На ней воспитатель может написать все, что угодно и ребенок вырастит таким, каким его хотят видеть взрослые.
Социологизаторские идеи были созвучны идеологии – что нужно, то и формируем.
Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая значимость другого. Кроме того, процесс развития личности ребенка лишается присущих ему качественных изменений и противоречий, то есть, у ребенка нет собственной активности.
Что понимается под социологизаторским и биологизаторским фактором развития в настоящее время?
1. Биологизаторский фактор включает в себя, прежде всего наследственность: темперамент, задатки способностей. Центральная нервная система функционирует по - разному:

Сильная и подвижная нервная система
Процесс возбуждения - Холерик Уравновешенные процессы возбуждения и торможения - Сангвиник Сильная, но малоподвижная
Преобладают процессы торможения - Флегматик Слабая нервная система, ранимость - Меланхолик
Наследственные задатки придают своеобразие, процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его.

Слух – постоянные занятия – развиваются специальные способности Легко усваивает все на лету – зависит от способностей
Все это развивается в деятельности
Кроме того, кроме наследственности еще и внутриутробное развитие ребенка очень важно, отсутствие родовых травм.
Второй фактор среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и характеру, определяющих систему воспитания детей.

1.4.Развитие и обучение.
Социальная среда – это общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Социальная среда – это и ближнее социальное окружение: родители, воспитатели, друзья, учителя. С возрастом социальное окружение расширяется. В подростковом возрасте сильно влияние социальных групп – через средства массовой информации и т.п. Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Например, дети, воспитывающие в лесу, так называемые «Маугли».
Существует сензитивный путь развития – период наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, развитие речи от года до 3-х лет. Например, этические представления и нормы – легче усвоить в дошкольном возрасте, основы науки – в младших классах.
Л.С. Выготский считает, что в этот период влияние сказывается на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие же периоды условия нейтральны или тормозят ход развития. Л.С. Выготский говорил о том, что ведущая роль обучения в психическом развитии, то есть овладеть чем-то можно только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне общественной среды. Когда высшая психическая организация формируется в процессе обучения совместной деятельности ребенка с взрослыми, она – в зоне ближайшего развития (в совместной деятельности). Когда эти процессы сформируются, можно определить активный уровень развития интеллекта (потенциальная возможность). То есть единство и биологического формирования, и социального.
Таким образом, психическое развитие ребенка определяется на каждом этапе развития при определенных моментах биологических и социальных.
Литература
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.:Изд-во УРАО, 2000.-176 с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Проблемы возрастного развития»:
1. Что изучает возрастная психология?
2. В чем своеобразие методов исследования, используемых в возрастной психологии. Расскажите о наблюдении, эксперименте.
3. В чем суть биологизаторского направления развития психики ребенка?
4. В чем суть социологизаторского направления развития психики ребенка?
5. В чем положительные моменты объединения развития и обучения.
Тестовые задания по теме «Проблемы возрастного развития»:
1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей, это а) воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация.
2. Целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его желаний, это а) воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация личности.