Проблемы возрастного развития.
1.1.Предмет и методы возрастной психологии.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на
протяжении всей жизни человека. Мы посмотрим путь от рождения до семнадцати лет.
Здесь выявляются закономерности и факты детского развития.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, -
акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической («генезис» -
происхождение) психологией.
Связь с другими отраслями психологии
С общей психологией: где исследуются психические функции (восприятие, память,
речь и т.д.). В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой
функции, изменения на разных этапах возраста. В психологии личности: где
рассматривается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные
ориентации. А возрастная психология отвечает, когда эти образования появляются у
ребенка и их особенности в каждом возрасте. С социальной психологией связь
возрастной психологии дает возможность проследить зависимость развития и
поведения ребенка от групп, в которые он входит (семья, детская, школьная
компания) С педагогической психологией: процесс взаимодействия ребенка и
взрослого в воспитании и обучении. Но это с точки зрения учителя, а в возрастной
психологии – с точки зрения ребенка.
В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех
детей. Но при этом оговаривается и возможные отклонения от линии развития.
Возрастная психология – особая область психологических знаний, где
рассматривается процесс развития ребенка, она дает характеристику разных
возрастных периодов и, следовательно, оперирует некоторыми понятиями, как
«возраст» и «детство». Возраст или возрастная психология – это цикл детского
развития, имеющий свою структуру и динамику.
Сейчас отметим два момента:
1. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом
отдельного ребенка. Возрастная психология со своим неповторимым содержанием –
особенности развития психических функций и личности ребенка, особенности его
взаимоотношений с окружением и главной для него деятельностью – имеет
определенные границы. Но эти границы «подвижные», особенно в подростковом
возрасте.
2. Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая, по
сути, является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду.
Детство – является историческим периодом, его содержание и продолжительность
изменялись на протяжении веков: в первобытном строе – очень короткий период
времени; в средние века – уже подольше; детство современного ребенка –
растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности (копирует в
играх взрослых, семью, профессию). Традиционно детская психология – как
некоторая часть возрастной – от рождения до 7 лет (процесс развития ребенка);
7-10 лет – младший школьник, это тоже период детства; с 10 до 15 лет –
подростковый возраст «затянувшегося детства».
1.2.Методы исследования детского развития.
1. Метод срезов используется в больших детских группах, с помощью конкретных
методик изучается определенный аспект развития (уровень развития интеллекта). В
результате получаются данные, характерные для этой группы детей (одного
возраста, обучающихся по одной программе).
2. Сравнительный метод использует несколько срезов. Данные по каждой группе
сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития
наблюдаются и чем они обусловлены, например, изучение интеллекта отличатся в 5
лет от младшего школьника в 9 лет, отличается от среднего школьника в 13 лет.
Сравниваем детей одного возраста по этапам, обучающимся по разным программам.
Первая задача – были определены возрастные тенденции развития интеллекта, берем
различный возраст. Вторая задача рассматривает: зависит ли развитие интеллекта
от типа обучения.
Где более эффективные данные, там лучше результат, развивается эффективность
обучения.
Подбирая группы, психологи «уравнивают» другие существенные различия между
детьми: следят, чтобы в группах было одинаковое число девочек и мальчиков; чтобы
дети были здоровы в психическом развитии. Те данные, которые получаются –
являются средними или среднестатистическими.
3. Лонгитюдный метод – продольное исследование: здесь прослеживается развитие
одного и того же ребенка в течение длительного времени; он позволяет выявить
более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах
возраста, которые могут охватываться поперечными срезами.
4. Наблюдение бывает сплошное (когда интересуют все особенности поведения), но
чаще выборочное наблюдение, которое исследует некоторые особенности. Требования
к наблюдению:
1) цель (схема) – что увидеть, описать явления, как зафиксировать;
2) объективность наблюдения: описывается сам факт, фраза или реакция, а не все
субъективное истолкование;
3) систематичность наблюдения (чтобы увидеть характерное, а не сиюминутное);
5. Эксперимент – максимально приближенное к привычным условиям действия.
Констатирующий эксперимент – определяет уровень и особенности развития детей в
настоящее время: это и личностное развитие в общении с окружающим и
интеллектуальное развитие. Каждый эксперимент предполагает набор более
конкретных методик.
Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и
косвенных методов. К последним методам относятся проективные методы. Они
основаны на принципе проекции – перенесение на других людей своих собственных
потребностей, отношений, качеств. Так, например, рисунок – описание у
«двоечника» печальное, у «отличника» - успех. Тот же механизм проявляется в
окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методики завершения рассказа), в
продолжение фраз (методики неоконченных предложений).
Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить
социометрический метод (- звезды, - мало выборов, - предпочитаемые, -
изолированные,- отвергаемые).
Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик –
стандартизированных тестов (тест Векслера, тест Бине).
Формирующий эксперимент. Благодаря созданию специальных условий, в нем
прослеживается динамика развития определенной психической функции.
1.3.Факторы развития психики ребенка.
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие
ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления
биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделяемое от природы определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития
– и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным,
много достигнет или окажется посредственностью. Среда – условие изначально
предопределенного развития. В рамках биологизаторского направления возникла
теория рекапитуляции, основная идея которой заимствование из эмбриологии.
Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двухклеточного организма до человека.
Э. Геккелем в XIX сформирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие)
представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
По Штерну – развитие психики ребенка представляет собой повторение основных
стадий эволюции и этапов культурно-исторического развития:
Первые месяцы жизни – стадия млекопитающих;
Шесть месяцев и дальше – высшие млекопитающие (обезьяны);
Дошкольники – начальные ступени человеческого состояния, первобытные народы;
Школьники – усвоение человеческой культуры;
Например, дети строят замки в песке – это хозяйство в древней пещере; плач ночью
ребенка это проявление первобытности: лес-опасность; рисунки подобны наскальным
рисункам.
Второе направление, идеи философа Джона Локка. Ребенок появляется на свет с
душой чистой, как белая восковая доска. На ней воспитатель может написать все,
что угодно и ребенок вырастит таким, каким его хотят видеть взрослые.
Социологизаторские идеи были созвучны идеологии – что нужно, то и формируем.
Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая значимость другого. Кроме
того, процесс развития личности ребенка лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий, то есть, у ребенка нет собственной активности.
Что понимается под социологизаторским и биологизаторским фактором развития в
настоящее время?
1. Биологизаторский фактор включает в себя, прежде всего наследственность:
темперамент, задатки способностей. Центральная нервная система функционирует по
- разному:
Сильная и подвижная нервная система
Процесс возбуждения - Холерик Уравновешенные процессы возбуждения и торможения -
Сангвиник Сильная, но малоподвижная
Преобладают процессы торможения - Флегматик Слабая нервная система, ранимость -
Меланхолик
Наследственные задатки придают своеобразие, процессу развития способностей,
облегчая или затрудняя его.
Слух – постоянные занятия – развиваются специальные способности Легко усваивает
все на лету – зависит от способностей
Все это развивается в деятельности
Кроме того, кроме наследственности еще и внутриутробное развитие ребенка очень
важно, отсутствие родовых травм.
Второй фактор среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка
опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой
деятельности и характеру, определяющих систему воспитания детей.
1.4.Развитие и обучение.
Социальная среда – это общество, его культурные традиции, преобладающая
идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения.
Социальная среда – это и ближнее социальное окружение: родители, воспитатели,
друзья, учителя. С возрастом социальное окружение расширяется. В подростковом
возрасте сильно влияние социальных групп – через средства массовой информации и
т.п. Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Например, дети,
воспитывающие в лесу, так называемые «Маугли».
Существует сензитивный путь развития – период наибольшей чувствительности к
определенного рода воздействиям. Так, например, развитие речи от года до 3-х
лет. Например, этические представления и нормы – легче усвоить в дошкольном
возрасте, основы науки – в младших классах.
Л.С. Выготский считает, что в этот период влияние сказывается на всем процессе
развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие же периоды условия
нейтральны или тормозят ход развития. Л.С. Выготский говорил о том, что ведущая
роль обучения в психическом развитии, то есть овладеть чем-то можно только в
процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне
общественной среды. Когда высшая психическая организация формируется в процессе
обучения совместной деятельности ребенка с взрослыми, она – в зоне ближайшего
развития (в совместной деятельности). Когда эти процессы сформируются, можно
определить активный уровень развития интеллекта (потенциальная возможность). То
есть единство и биологического формирования, и социального.
Таким образом, психическое развитие ребенка определяется на каждом этапе
развития при определенных моментах биологических и социальных.
Литература
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. – М.:Изд-во УРАО, 2000.-176 с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Проблемы возрастного
развития»:
1. Что изучает возрастная психология?
2. В чем своеобразие методов исследования, используемых в возрастной психологии.
Расскажите о наблюдении, эксперименте.
3. В чем суть биологизаторского направления развития психики ребенка?
4. В чем суть социологизаторского направления развития психики ребенка?
5. В чем положительные моменты объединения развития и обучения.
Тестовые задания по теме «Проблемы возрастного развития»:
1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей, это а)
воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация.
2. Целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его
желаний, это а) воспитание личности, б) развитие личности, в) социализация
личности.
|