Развитие деятельности – условие и способ развития личности.

4.1.Деятельностный подход к формированию личности.
Общепсихологическая теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) раскрывает деятельность:
1. как сложный процесс, несущий в себе внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику как необходимый момент собственного движения деятельности, ее развития;
2. определяет механизмы развития деятельности, как условия формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности (порождение новых потребностей);
Таким образом, деятельность - это процесс, организуемый предметами внешней среды.
Предметная деятельность:
1) предметная реальность и ее превращение; 2) деятельность субъекта, включающая в себя как внешние, так и внутренние процессы.
Деятельность отличается пластичностью и уподобляемостью, тесно связана с потребностью предмета, формированию конкретного мотива деятельности. Изучая внешнюю деятельность, психология получает возможность проникать во внутреннюю деятельность человека, формирующуюся в процессе интериоризации (социализацией – формирование социальных структур когнитивных процессов ребенка в целом). Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией. Первоначально между людьми социальный план, затем – внутри интерпсихический план, который выражается в произв. внимании, логической памяти, воли.
Интериоризация происходит путем присвоения психической структуры внешней деятельности, ее овладения в ходе совместно-распределяемой работы с «другими», при развивающейся активности личности, ее самодвижении, саморазвитии. А это есть воспитание о том, как формировать личность. Отсюда уделяется особое внимание формированию мотивы деятельности.
Деятельность по А.Н. Леонтьеву:
1. мотив – особенная деятельность;
2. цель – действие;
3. условия осуществления – способ произведения действия;
Все они взаимосвязаны: от мотивов деятельности зависит ее личностный смысл, готовность к реализации цели. Мотив деятельности может переходить на цель действия, превращая действие в деятельность.
Поведение побуждается многими мотивами. Смена мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности. Изменение этих мотивов обеспечивается деятельностью. Своеобразие деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий на некоторых условиях оказываются более значимыми, чем мотивы. Таким образом, активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов. От целей более близких к более далеким.
Цель деятельности выступает в виде обязательного осознанного компонента. Ибо деятельность предполагает достижение этой цели. В мотивах опредмечиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование мотивационной структуры: Деятельность – потребность – деятельность.
Потребность способствует формированию интересов, представляющих собой более или менее устойчивую эмоциональную и познавательную направленность личности, необходимую для развития.
Интересы – личные; групповые и т.д. В свою очередь, потребности и интересы порождают у людей другие побудительные силы деятельности: идеалы, мечты, стремления, взгляды, убеждения.
Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу деятельности, то есть выступает как личность, социально ответственная за свои поступки. Исторически и социально обусловленная деятельность человека находится в постоянном движении, изменении, развитии. В ходе этого развития появляются различные виды и формы деятельности, которые объединяются в сложную систему связей.

4.2.Роль ведущей деятельности в развитии личности.
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.
Признаки ведущей деятельности:
1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре).
2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление).
3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.
Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования.
1) младенчество (от рождения до одного года) – эмоциональное общение – ведущая деятельность ребенка; не только контакт (кормление, уход), но и общение (речь);
2) раннее детство (с года до трех лет) – ведущая деятельность предметно-манипулятивная: потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать;
3) дошкольный возраст (с трех до шести лет) – ведущая деятельность – игровая. Игра: 1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции;
4) младший школьный возраст (от шести до десяти лет) – ведущей становится учебная деятельность: 1)умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; 2)отражение деятельности теоретически; 3)возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия);
5) подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет) – новая система отношений: общение со сверстниками и со взрослыми в школе; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;
Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.
Ведущей деятельностью является деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений с взрослыми;
6) старший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);
Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:
1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).
2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:
1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;
2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;
Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.

4.3.Закономерности развития деятельности как основа развития личности.
Одна из ведущих закономерностей развития – относительно постоянный процесс расширения сферы деятельности.
Все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей» - две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.
В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Существуя в неразрывном единстве, обе стороны деятельности имеют свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою линию развития, свой продукт.

В предметно - практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться в систему этих отношений, примеряя себя к обществу – формирование социальной активности

Поочередное выдвижение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности, усиливая то ее интеллектуальную активность, то социальную.
• Общение, игра и социально признаваемая деятельность – по усвоению норм взаимоотношений;
• Манипулятивная, учебная, учебно-профессиональная – предметная (практическая и познавательная);
В результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объема и формирования соответственной системы отношений внутри нее формируются компоненты, которые все более и более с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно создавая условия для появления в итоге другой стороны деятельности. Например, переход ребенка от одной деятельности к другой происходит в результате быстрого насыщения, быстрого накопления опыта и усвоения системы отношений, требующих реализации в противоположной стороне деятельности. В этом процессе видны закономерности «обратного действия».
1. У дошкольника – в игровой деятельности, возникают некоторые новообразования, как воображаемая и символическая функция, относящиеся к другой стороне деятельности – познавательной.
2. У младшего школьного возраста – активизируется учебная деятельность, возникают новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия на собственные действия, это поворот к развертыванию отношений.
3. В подростковом возрасте – усиливается социальная активность, реализация себя для другого перерастает в потребность старшего школьника к самореализации – к учебной деятельности.
Выделение и исследование деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений дает возможность раскрыть особенности формирования мотивов, формирования осознания, самосознания, личностного развития ребенка.
1 этап – развитие этой деятельности является непосредственно-эмоциональное общение, которое составляет ведущий тип этой деятельности, определяющий формирование психического склада личности ребенка в младенческом возрасте (к трем годам осознание своего Я).
2 этап – развитие деятельности по усвоению ребенком норм человеческих взаимоотношений (через роль). Дошкольник через игру, осознавая свое собственное Я, стремится реализовать себя в деятельности (ролевой игре).
В игровой деятельности возникают психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные механизмы поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
В младшем школьном возрасте ведущая учебная деятельность – рефлексия на собственные действия. Подростку – потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Для подростка адекватная для подросткового периода деятельность: активная позиция в обществе; главным становится мотив личной ответственности не только за себя, за дело и других (детская или подростковая организация – их деятельность для других). Данное положение у подростков обуславливается:
1) осознанием возможностей, стремлением к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребностью в признании;
2) особым этапом подросткового развития; здесь возникает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; расширяет сферу общения;
Основное противоречие подросткового периода является активное стремление ребенка к признанию его роли и значения в обществе взрослых при отсутствии реальных возможностей утвердить социальную позицию.
Таким образом, при построении учебно-воспитательного процесса обычно учитывается, в основном, закономерности развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, способностей, то есть когнитивные (познавательные) и эмоциональные компоненты и лишь во втором плане рассматриваются особенности развития мотивационных компонентов.
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). - М., 1986.
Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2003, 987 с.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Развитие деятельности – условие и способ развития личности»:
1. Составляющие деятельности по А.Н.Леонтьеву.
2. Понятие ведущего вида деятельности и его признаки.
3. Ведущие виды деятельности и психологические новообразования.
4. В чем суть интеллектуальной и социальной активности?

Тестовые задания по теме «Развитие деятельности – условие и способ развития личности»:
1. Ведущий вид деятельности в младенчестве, это а) учебная деятельность, б) эмоциональное общение с взрослыми, в) учебно-профессиональная деятельность.
2. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) сюжетно-ролевая игра.
3. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, это а) учебная деятельность, б) сюжетно-ролевая игра, в) предметная деятельность.
4. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) эмоциональное общение со сверстниками.
5. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) эмоциональное общение со сверстниками.
6. Ведущий вид деятельности в ранней юности, это а) учебная деятельность, б) эмоциональное общение с взрослыми, в) учебно-профессиональная деятельность.