Теория социального научения.

7.1.Различные точки зрения на научение.
В американской психологии считается, что теории социального научения – это самое значительное направление в исследовании развития детей.
Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности.
Центральной проблемой социального научения является проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация происходит в процессе или в результате научения: Так, например, новорожденные похожи, а уже в 2-3 года разные.
Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления. Третья форма научения: научение через наблюдение, имитацию (представление себя на месте модели), идентификацию (заимствование у другой личности).
В теории социального научения рассматриваются не только «как» происходит социализация, но и «почему» она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
Первое поколение – Н.Миллер и Дж. Доллард. Они разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием некоторых первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но не угашаны.
Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как, то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникающей реакции.
Научение – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению, если в репертуаре человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок. С помощью подражания лидеру, можно уменьшить количество проб и ошибок. Через наблюдение поведения лидера. Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, неспособного к высшим психическим функциям (процессам). С их точки зрения ребенок – это миф! Отсюда задача родителей: социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Мама играет решающую роль, она пример человеческих отношений. Четыре ситуации, которые могут служить источником конфликтов: кормление; приучение к туалету; сексуальная идентификация; проявление агрессивности.

7.2.Воспитание и развитие.
Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития (влияние родителей).
Три фазы развития ребенка:
1.фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научение в раннем младенчестве (в первые месяцы);
2 фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научение внутри семьи (основная фаза социализации);
3 фаза вторичных мотивационных систем; основывается на научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу);
По Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость (от контактов с другими). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. Физически ребенок зависит от нее с рождения (забота). Психологическая зависимость после нескольких месяцев с момента рождения и сохраняется во взрослой жизни.
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: быть рядом. Подкрепление – получение внимания. При каких обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение?
1) Оперантное поведение мамы (уход за ребенком);
2) развитие у матери и ребенка социальных ожиданий;
Ожидания у ребенка это опосредованная, внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери: невыполнение – фрустрация, сердитый плач.
1фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием;
2 фаза – со второй половины 2-го года жизни и до поступления в школу;
Мама помогает в усвоении ребенком большинства зрелых форм поведения. Действия ребенка становятся самомотивированными (вести себя так, как от него ожидают другие). Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности.
На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями (ролевая игра).
Пять форм зависимого поведения:
Наиболее существенное значение имеет участие в уходе за ребенком каждого из родителей.
1. «Поиск негативного, отрицательного внимания» - привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости – прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений со стороны матери (к девочке), сильное участие отца. То есть отец не доверяет матери. Девочек отцы любят, а мальчиками пренебрегают.
2. «Поиск постоянного подтверждения» - извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, комфорта. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания» - более зрелая форма зависимого поведения; усилия на получение одобрения от окружающих.
4. Форма поведения «пребывание поблизости» - это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). «Незрелая» зависимость. Нежелание взрослеть – инфантильность.
5. «Прикосновение и удержание». Родители не требовательны – инфантильность. Должны быть средние: ни слишком сильное, ни слишком слабое давление;

7.3. Критические периоды социализации.
Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренс обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных связей у животных. В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Исследования показали, что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важна интенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивость реакции следования за матерью. Был сформулирован «закон усилия», согласно которому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления. Были разработаны критерии продолжительности критических периодов: начало периода определяется зрелостью двигательных способностей; конец – развитием реакции страха.
Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Например, реакция цепляния у обезьян; следование в стаде; махание хвостом; улыбка у младенца. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Например, в 8 месяцев ребенок – по отношению к незнакомцу.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимались привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Социализация у собак – с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям; первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
По отношению к детям было высказано, что существуют два критических периода социализации:
1) в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда учится зависимости;
2) в 2-3 года – когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях;
Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, достигает максимума в 4-5 месяцев – сознательная улыбка. Были выделены также критические периоды обучения. Их еще называют сензитивными периодами для обучения. Если обучение не происходит в этот период, то оно может никогда не произойти.

7.4.Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
Б. Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Поведение человека можно «сделать» и осуществить контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.
Подкрепление может быть положительным (работа – деньги; ребенок – одобрение взрослых) и отрицательным (надоевшая работа – чтобы избежать гнева взрослых; человек – лекарство, закрепить боль). Первичное подкрепление (пища, вода, холод, жара и т.д.) и условное (первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первой формой подкрепления). Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, а наказание подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение ранее обещанного удовольствия, лишение прав). Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемое поведения. Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что наказание не имеет устойчивого эффекта, ибо нежелаемое поведение может возобновиться (если наказание отсрочено). Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Скиннер отдает предпочтение использованного положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Акцентировать внимание на хорошем поведении.

7.5.Роль подражания в формировании нового поведения.
Основное внимание исследователями уделялось феномену научения через подражание. По их мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подкреплению. Процедура визуального научения особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Научение посредством наблюдения важно потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Лабораторные исследования показали, что дети смотрели фильм с агрессивным поведением взрослых, с различными последствиями (вознаграждения и наказания); после просмотра детям давались игрушки, похожие на те, которые использовались в фильме; агрессия проявлялась больше у детей, которые смотрели фильмы, где поведение взрослых получало вознаграждение; где было наказание – агрессия уменьшалась.
Четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
1. Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели: ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение.
2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнять то, что он видит.
Таким образом, признается роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия.
Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.
Научение – это стихийно совершающейся процесс. Количественный процесс накопления навыков, связей, приспособлений.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2000.-623с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Теория социального научения»:
1. Дайте определение понятию научения.
2.Назовите три фазы развития по Р.Сирсу.
3. Что имеется в виду под критическим периодом социализации.
4. Чем по Б. Скинеру определяется поведение человека.