Задание 1. Прочитайте и сопоставьте приводимые ниже определения фонемы. Установите, какие фонологические школы придерживаются данных взглядов на природу фонемы.

 

Материал для анализа

Вариант 1

«Самостоятельность фонемы… нужно понимать не в том смысле, что она может существовать сама по себе вне слов, а в том, что она выделяется как отдельная единица и в тех случаях, когда не является ни словом, ни морфемой, и не имеет никакой морфологической функции, т.е. когда она представляет не лексическую и не морфологическую, а чисто фонетическую единицу». (Л.Р. Зиндер. Общая фонетика.  - Л., 1960. – С. 34-35)

 

Вариант 2

«Фонема – это мельчайшая, линейно не членимая независимая единица звуковой системы языка, обладающая потенциальной связью со значением, образующая звуковые оболочки значимых единиц языка и способная их дифференцировать». (Л.Л. Буланин. Фонетика современного русского языка. – М., 1970. – С. 38)

 

Вариант 3

«Фонема – единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе посредством слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука - психический эквивалент звуков языка. С единым представлением фонемы связывается (ассоциируется) некоторая сумма отдельных антропофонических представлений, которые являются, с одной стороны, артикуляционными представлениями, то есть представлениями совершенных или могущих быть совершенными физиологических артикуляционных работ, а с другой стороны, акустическими представлениями, то есть представлениями услышанных или могущих быть услышанными результатов этих физиологических работ». (И.А. Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций. Объяснение и определение некоторых терминов // Избранные труды по общему языкознанию. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т. 1. – С. 271)

 

Вариант 4

«Так как основной интерес речи лежит в смысловых представлениях, то звуковые нормально не находятся в светлом пункте сознания. Казалось бы, с этой точки зрения, что и анализ звуковых представлений нормально нами не производится, и фонетическая делимость есть результат в значительной степени научного мышления. Но дело в том, что элементы смысловых представлений оказываются зачастую ассоциированными с элементами звуковых представлений; так л в словах пил, бил, выл, дала ассоциировано с представлением прошедшего времени; а в словах корова, вода ассоциировано с представлением субъекта… Благодаря подобным смысловым ассоциациям элементы наших звуковых представлений и получают известную самостоятельность. … Фонемой называется кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова…». (Л.В. Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. – СПб., 1912. – С. 6-7, С.14)

 

Вариант 5

«Фонологические единицы, которые с точки зрения данного языка невозможно разложить на более краткие следующие друг за другом фонологические единицы, мы называем фонемами. Следовательно, фонема является кратчайшей фонологической единицей языка. Каждое слово языка в плане обозначающего можно разложить на фонемы, представить как определенный ряд фонем. …Не будем представлять себе фонемы теми кирпичиками, из которых складываются отдельные слова. Дело обстоит как раз наоборот: любое слово представляет собой целостность, структуру; оно и воспринимается слушателями как структура… Опознавание структур предполагает, однако, их различие, а это возможно лишь в том случае, если отдельные структуры отличаются друг от друга известными признаками. Фонемы как раз и являются различительными признаками словесных структур. Каждое слово должно содержать столько фонем и в такой последовательности, чтобы можно было отличить его от других слов». (Н.С. Трубецкой. Основы фонологии. – М., 2000. – С. 41-42)

 

Вариант 6

«…фонемы – это те звуки, с помощью которых происходит различение слов в языке. Точнее говоря, мы должны признать фонемами те звуковые отличия, которые выделяются в речи как ее кратчайшие звуковые моменты в отношении к различению значимых элементов языка». (Н.Ф. Яковлев. Математическая формула построения алфавита // Культура и письменность Востока. – М., 1928. – С. 46)

 

Вариант 7

«Все члены фонологической оппозиции, которые не разложимы далее на более дробные фонологические оппозиции второго порядка, называются фонемами». (Р.О. Якобсон. Remarques sur l’evolution phonologique de russe. - TCPL, IV. – С. 311)

 

Вариант 8

«Фонема – это фонологический символический признак с самостоятельной функцией. Благодаря тому, что фонема узнается и отождествляется, она в случае необходимости способствует и облегчает узнавание и отождествление слов и частей слова, которые имеют символическую значимость. В этом и заключается существенная функция фонемы. Таким образом, мы можем определить фонемы как кратчайшие части звукового ряда, которые выполняют эту функцию». (А.В. де Гроот. – TCLP, IV. – С. 125)

 

Задание 2. Меняя все время одну из фонем, образовать 10 новых слов. Отметить, какие функции выполняют фонемы в словах.

 

Материал для анализа

            Вариант 1: лук.

            Вариант 2: мор.

            Вариант 3: наш.

 

Задание 3. Какие фонемы разграничивают звуковые оболочки слов:

 

Материал для анализа

Вариант 1

Дочка-ночка; вон-вор; раз-вас; рад-ряд; мне-сне; жив-жить; лак-ляг; ночь-дочь; гас-нас; мел-мул; трос-трусь; пора-нора; лень-лунь; мир-тир; ночую-почую; мать-муть; спор-спорь; рук-мук; был-бил.

Вариант 2

Смелей-смолой; гул-мул; вещь-весть; кровь-кров; стул-стол; черёд-перед; год-кот; глаз-класс; напев-запев; бред-пред; ворох-порох; лук-люк; быть-бить; вяз-вас; круг-крюк; вброд-сброд; рой-мой-пой; вода-года.

Вариант 3

Мать-мять; раб-рябь; пёстр-востр; пора-поре; слом-взлом; смерчь-смерть; почка-бочка; наш-ваш; крыса-крыша; зоя-соя; имя-вымя; сам-сом; сор-соль; мне-сне; горе-море; жить-мыть; строк-впрок; сбить-свить.

 

Задание 4. Анализируя материал, составьте фонемные ряды гласных и согласных звуков. Слова затранскрибируйте.

Материал для анализа

Вариант 1

Весел – веселый - весело;

Склад – складу - складет;

Глубь – глубоко – глубина;

Стены – стена – стенной;

Город – города – в городе.

Вариант 2

Дождь – дожди – дождевик;

Темный – темно – темнота;

Основа – основы – основное;

Кот – коты – кот был;

Бел – бела – белизна.

Вариант 3

Бедняк – бедняки – бедняк был;

Флаг – флаги – с флагами;

Дело – дела – деловой;

Бок – бочок – боковой;

Старый – старинный – старина.

 

Задание 5. Определите позиции (сильные и слабые) гласных и согласных фонем в тексте.

Материал для анализа

Вариант 1

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

                               (А.А. Ахматова)

Вариант 2

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

                             (О.Э. Мадельштам)

Вариант 3

            Ты рождена воспламенять

Воображение поэтов,

Его тревожить и пленять

Любезной живостью приветов

                             (А.С.Пушкин)