Задание 1. Докажите, что слова в данных группах написаны: а) по морфологическому принципу, б) по фонетическому, в) по историческому (традиционному).
Материал для анализаВариант 1 1) Сколько, подосиновик, отдать, подтолкнуть, солнце, столовая, нарисовать, дожди, конец, межинститутский. 2) Раскрасить, свадьба, подытоженный, Свешников, розвальни, зарница. 3) Жизнь, касаться, коснуться, Ростов, вокзал, пишешь.
Вариант 2 1) Проходчик, ледяной, подберезовик, отчистить, подкрасить, сердце, преподавать, вырезать, лесник, возчик, сверхизящный. 2) Раскусить, калач, изысканный, Калашников, роспись, заря. 3) Шило, загореть, замирать, отрасль, вагон, ватрушка.
Вариант 3 1) Гладко, травяной, подоконник, подкинуть, грустный, выход, объявление, накидка, сверхинтеллигентный, заковать. 2) Расквасить, дотошный, безбрежный, исчезнуть, россказни, предыстория. 3) Дирижер, шоколад, лыжи, жилой, парашют, росток, замирать.
Задание 2. Приведите примеры слов, при написании которых используется дифференцирующий принцип.
Задание 3. Объясните, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих орфографических правил. 1. Правописание безударных гласных в корнях слов. 2. Правописание З/С в приставках РАЗ-/РАС-, ВОЗ-/ ВОС, БЕЗ-/ БЕС-, ИЗ-/ИС-. 3. Употребление мягкого знака на письме. 4. Правописание Ё и О в корнях слов после шипящих. 5. Правописание Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный. 6. Правописание проверяемых согласных в корне. 7. Правописание А и О в корнях ЛАГ-/ ЛОЖ-.
Задание 4. Какими правилами регулируется употребление букв О, Ё и Е после шипящих? Объясните свой выбор в соответствующих словах данного текста (текст цит. по кн.: Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. – С. 279): Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый желудевый кофе, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящ…м на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и пригрозив своему отражению пальц…м, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танц…вать ч…ч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусным танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…рт куц…й овц…й бросился к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. «Правду говорят, что небереж…ного Бог не береж…т», - ч…ртыхнулся ч…ерт ч…ртовской пословиц…й.
Задание 5. Найдите в тексте слова, правописание которых соответствует традиционному принципу орфографии.
Материал для анализа Вариант 1 В эту ночь я не спал и не раздевался. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия. (А.С. Пушкин)
Вариант 2 Ничто не изменилось в мире. Горел над пашней ясный день, рощица на краю пашни стояла вся зеленая, умытая вчерашним дождем… Густо пахло землей, так густо, тяжко пахло сырой землей, что голова легонько кружилась. Земля собрала всю свою весеннюю силу, все соки живые – готовилась опять породить жизнь. И далекая синяя полоска леса, и облако, белое, кудрявое, над этой полоской, и солнце в вышине – все была жизнь, и перла она через край, и не заботилась ни о чем, и никого не страшилась. (В. Шукшин)
Вариант 3 Прокуратор понял, что там на площади уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды. Прокуратор начал с того, что пригласил первосвященника на балкон, с тем чтобы укрыться от безжалостного зноя, но Каифа вежливо извинился и объяснил, что сделать этого не может в канун праздника. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову и начал разговор. Разговор этот шел по-гречески. (М. Булгаков)
Задание 6. Какому принципу орфографии подчиняются выделенные в словах буквы?
Материал для анализа Вариант 1 Циркуль, кланяться, собачий, футбол, зарево, вышивать, на воле, безбрежный, стежка, пловец, частокол, горожанин, ожог, кобчик, сшить, бледнолицый, хорошего.
Вариант 2 Чистотел, исчезнуть, вокзал, сапожок, грустный, примирение, часовщик, бессердечного, подытожить, солнце, косьба, зарянка, будка, бородатый, жизнь.
Вариант 3 Калач, околесица, зубки, подстаканник, лесовод, чертовщина, от пули, супчик, вагоновожатый, склонение, шептать, нравиться, здоровье, цокотуха.
Задание 7. Выполните орфографический анализ следующих слов по предложенной схеме: 1) привести графическую запись слова; 2) подчеркнуть и пронумеровать все орфограммы; 3) привести фонетическую транскрипцию слова; 4) привести фонематическую транскрипцию слова; 5) определить принцип орфографии у каждой орфограммы, приведя доказательства.
Материал для анализа Вариант 1 Разжеванного, желтоватый, поплавок, грустный, невольно, смеяться, росток, сердцем.
Вариант 2 Розыскной, звездный, макать, рюкзак, горожанин, живучий, радоваться, золотник.
Вариант 3 Зарница, скакать, пловчиха, подосиновик, розвальни, сверхинтересный, исчезнуть, подбитый.
|