Задание 1. Сравните схемы фонетического разбора слова, предложенные авторами различных школьных учебников. Какие аспекты анализа в них представлены более ярко, а какие упущены? Почему?

 

1. Разбить слово на слоги.

2. Записать слово в транскрипции.

3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).

4. Охарактеризовать гласные звуки.

5. Охарактеризовать согласные звуки.

Установить соответствие количества букв количеству звуков.

 

1.Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.

2.Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.

3.Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать почему

1.   Выделить слоги. Отметить возможность переноса.

2.   Показать место ударения.

3.   Охарактеризовать все звуки по порядку.

4.   Для гласных указать, какие они – ударные или безударные, какими буквами обозначены.

5.   Для согласных указать, какие они – звонкие или глухие, твердые или мягкие, какими буквами обозначены.

6.   Указать количество звуков и букв.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С.36.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 251.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – С. 236.

 

Задание 2. О каких фонетических процессах дается информация в следующих заданиях, представленных в различных школьных учебниках?

 

Материал для анализа.

Вариант 1.

«Используя данные  тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных  звуков. Приведите примеры на каждый тезис.

1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.

2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] – различаются; звуки [э], [а], [о] произносятся ослабленно, неотчетливо.

3. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.

4. Глухие согласные перед звонкими озвончаются.

5. Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других – твердо, а нередко и твердо, и мягко». (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 10).

 

Вариант 2.

«Прочитайте правильно слова.

Готов – готовь, мел – мель, стал – сталь, пруты – пруды, укатил – угодил.

Какими звуками различаются слова каждой пары? Выполните фонетический разбор первой пары слов. Определите, какой частью речи является каждое из слов. Составьте предложения со словами второй и третьей пары». (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. – С.9).

Вариант 3.

«В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга. Такая замена, ли мена, называется чередованием звуков. Различаются исторические и позиционные чередования.

Исторические чередования – результат фонетических процессов, протекающих в историческом развитии русского языка. Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка.

Позиционные (фонетические) чередования звуков речи – живые чередования, вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами современного языка. Например, чередование глухого и звонкого согласных [г] // [к] в корневой морфеме ([луга] - [лук]): перед гласными звук [г] сохраняется, т.к. такая позиция является для него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец слова), изменяет свое качество, и на его месте произносится звук [к]. Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и гласные звуки.

В отличие от исторических чередований, чередования фонетические на письме не отражаются».

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С. 36).

 

Задание 3. Проанализируйте отраженные в различных школьных учебниках термины и понятия, относящиеся к фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Выявите и объясните закономерности в подаче материала, характерные для разных учебников.

 

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные принципы русской орфографии.

Звук речи, артикуляция, звуки и буквы, йотированные буквы, чередования звуков: исторические, позиционные (фонетические). Гласные звуки (ударные / безударные, огубленные / лабиализованные), согласные звуки: по участию шума: сонорные, шумные (звонкие / глухие); по твердости / мягкости.

Орфоэпическая норма.

Фонетика. Классификация звуков русского языка.

Слог. Ударение. Интонация.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.  «Аканье», «иканье», оглушение согласных, совпадение в звучании а, е, и в первом предударном  слоге после мягкого согласного.

Графика.

Графические средства и знаки.

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки русского языка,

Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость), слог, особенности ударения, орфоэпические особенности.

Фонетика. Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость).

Орфоэпия. Графика. Алфавит.

Слог. Правила переноса слов.

Ударение. Слог ударный / безударный.

Значения букв я, ю, е, ё. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные после Ц.

 

 

Задание 4. Сравните различные задания из раздела «Фонетика», представленные в  разных школьных учебниках. Можно ли на их основе судить об особой лингвометодической направленности этих учебников?

 

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

1) Спишите текст, раскрывая  скобки и заменяя фонетическую запись орфографической.

Прочитайте выразительно. О чем этот текст? Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи.

Объясните значение выделенных слов и выражений.

2) Прочитайте  текст (фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в авторской редакции) про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые сейчас пишется иначе, чем раньше (до 1917 года):

а) в связи с упразднением букв;

б) в связи с изменением правил орфографии.

Перепишите, соблюдая современную орфографию.

3) Используя данные  тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных  звуков. Приведите примеры на каждый тезис.

1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.

2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] – различаются; звуки [э], [а], [о] произносятся ослабленно, неотчетливо.

4) Из предлагаемых вариантов выберите правильный и запишите его, указав ударение. В каком примере возможны два варианта правильного употребления?

Не трогай / не трожь щенка; ложите / ложьте / кладите на пол; сброй / сбрей усы; поздравить с: день рождением / днем рождения / днем рождением; мой / моё день рождения; выдающий / выдающийся художник.

1)   Попробуйте классифицировать звуки русского языка, используя заготовку таблицы. Заполните таблицу примерами. Расскажите о классификации звуков русского языка.

2)   Познакомьтесь с вопросами. Логична ли их последовательность? Дополните данный перечень своими вопросами.

1.      Что называется ударением?

2.      Из скольких звуков может состоять слог?

3.      На какой слог в слове в русском языке падает ударение?

4.      Какой звук обязательно включается в состав слога в русском языке?

3) Прочитайте предложения. Ребята приедут. - Ребята приедут? - Ребята приедут!

Чем отличаются данные предложения? Прочитайте определение интонации. Проиллюстрируйте его своими примерами.

5) Прочитайте отрывок из книги известного языковеда Рубена Ивановича Аванесова «Русское литературное произношение». В чем автор видит назначение орфоэпии? Почему он сравнивает орфографию и орфоэпию? Что общего видит автор в назначении орфографии и орфоэпии? Как вы думаете, почему необходимо обучать русскому литературному произношению?

1) Сделайте фонетический разбор выделенных в приведенном ниже тексте слов. Найдите слова с историческими и позиционными чередованиями.

2) Поставьте ударение в словах и прочитайте эти  слова вслух.

3) В современном русском алфавите 21 согласная буква. Сколько букв было бы в алфавите, если твердые и мягкие согласные имели бы разное написание?

4) Какие звуки могут быть переданы буквами б, л, ц, ш? От чего зависит количество звуков, передаваемых буквами?

5) Слова столб и столп различаются буквами б и п. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.