Задание 1.
Сравните схемы фонетического разбора слова, предложенные авторами
различных школьных учебников. Какие аспекты анализа в них
представлены более ярко, а какие упущены? Почему?
1. Разбить
слово на слоги.
2. Записать
слово в транскрипции.
3.
Установить количество звуков в слове (гласных и согласных).
4.
Охарактеризовать гласные звуки.
5.
Охарактеризовать согласные звуки.
Установить
соответствие количества букв количеству звуков.
|
1.Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить
ударный слог.
2.Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно
звуки.
3.Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков
и букв не совпадает, то указать почему |
1.
Выделить слоги. Отметить возможность переноса.
2.
Показать место ударения.
3.
Охарактеризовать все звуки по порядку.
4.
Для гласных указать, какие они – ударные или
безударные, какими буквами обозначены.
5.
Для согласных указать, какие они – звонкие или глухие,
твердые или мягкие, какими буквами обозначены.
6.
Указать количество звуков и букв. |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.
10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е
изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С.36. |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос
В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.
– 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 251. |
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл.
общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение,
1996. – С. 236. |
Задание 2. О
каких фонетических процессах дается информация в следующих заданиях,
представленных в различных школьных учебниках?
Материал для анализа.
Вариант 1.
«Используя данные
тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и
согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.
1. Гласные звуки
под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.
2. В безударном
положении не все гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] –
различаются; звуки [э], [а], [о] произносятся ослабленно,
неотчетливо.
3. Звонкие
согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.
4. Глухие согласные
перед звонкими озвончаются.
5. Согласные перед
е в словах иноязычного происхождения в одних случаях
произносятся мягко, в других – твердо, а нередко и твердо, и мягко».
(Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для
9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С.
10).
Вариант 2.
«Прочитайте
правильно слова.
Готов – готовь,
мел – мель, стал – сталь, пруты – пруды, укатил – угодил.
Какими звуками
различаются слова каждой пары? Выполните фонетический разбор первой
пары слов. Определите, какой частью речи является каждое из слов.
Составьте предложения со словами второй и третьей пары». (Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го
класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас,
2003. – С.9).
Вариант 3.
«В одной и той же
морфеме звуки могут заменять друг друга. Такая замена, ли мена,
называется чередованием звуков. Различаются исторические и
позиционные чередования.
Исторические
чередования – результат фонетических процессов, протекающих в
историческом развитии русского языка. Исторические чередования
звуков нельзя объяснить фактами современного языка.
Позиционные
(фонетические) чередования звуков речи – живые чередования,
вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами
современного языка. Например, чередование глухого и звонкого
согласных [г] // [к] в корневой морфеме ([луга] - [лук]):
перед гласными звук [г] сохраняется, т.к. такая позиция является для
него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец
слова), изменяет свое качество, и на его месте произносится звук
[к]. Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и
гласные звуки.
В отличие от
исторических чередований, чередования фонетические на письме не
отражаются».
(Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2005. – С. 36).
Задание 3.
Проанализируйте отраженные в различных школьных учебниках термины и
понятия, относящиеся к фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.
Выявите и объясните закономерности в подаче материала, характерные
для разных учебников.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский
язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. –
2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова,
Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы /
Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос
В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.
учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. |
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл.
общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение,
1996. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Основные принципы русской орфографии.
Звук речи, артикуляция, звуки и буквы,
йотированные буквы, чередования звуков: исторические,
позиционные (фонетические). Гласные звуки (ударные /
безударные, огубленные / лабиализованные), согласные звуки:
по участию шума: сонорные, шумные (звонкие / глухие); по
твердости / мягкости.
Орфоэпическая норма. |
Фонетика. Классификация звуков русского
языка.
Слог. Ударение. Интонация.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. «Аканье»,
«иканье», оглушение согласных, совпадение в звучании
а,
е, и
в первом предударном слоге после мягкого согласного.
Графика.
Графические средства и знаки.
|
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки русского языка,
Гласные звуки (ударные / безударные),
согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость),
слог, особенности ударения, орфоэпические особенности. |
Фонетика. Звуки речи. Буквы. Гласные и
согласные звуки. Гласные звуки (ударные / безударные),
согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость).
Орфоэпия. Графика. Алфавит.
Слог. Правила переноса слов.
Ударение. Слог ударный / безударный.
Значения букв
я,
ю,
е,
ё.
Обозначение мягкости согласных с помощью
Ь.
Гласные после шипящих.
Ь после
шипящих. Гласные после Ц.
|
Задание 4.
Сравните различные задания из раздела «Фонетика», представленные в
разных школьных учебниках. Можно ли на их основе судить об особой
лингвометодической направленности этих учебников?
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос
В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.
учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова,
Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы /
Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский
язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. –
2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. |
1) Спишите текст, раскрывая скобки и
заменяя фонетическую запись орфографической.
Прочитайте выразительно. О чем этот
текст? Какова его основная мысль? Определите тип и стиль
речи.
Объясните значение выделенных слов и
выражений.
2) Прочитайте текст (фрагмент поэмы
А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в авторской редакции) про
себя, а затем вслух. Укажите слова, которые сейчас пишется
иначе, чем раньше (до 1917 года):
а) в связи с упразднением букв;
б) в связи с изменением правил
орфографии.
Перепишите, соблюдая современную
орфографию.
3) Используя данные тезисы, расскажите
об особенностях произношения русских гласных и согласных
звуков. Приведите примеры на каждый тезис.
1. Гласные звуки под ударением
произносятся отчетливо, хорошо различаются.
2. В безударном положении не все
гласные различаются. Звуки [и], [ы], [у] – различаются;
звуки [э], [а], [о] произносятся ослабленно, неотчетливо.
4) Из предлагаемых вариантов выберите
правильный и запишите его, указав ударение. В каком примере
возможны два варианта правильного употребления?
Не трогай / не трожь щенка; ложите /
ложьте / кладите на пол; сброй / сбрей усы; поздравить с:
день рождением / днем рождения / днем рождением; мой / моё
день рождения; выдающий / выдающийся художник. |
1)
Попробуйте классифицировать звуки русского языка,
используя заготовку таблицы. Заполните таблицу примерами.
Расскажите о классификации звуков русского языка.
2)
Познакомьтесь с вопросами. Логична ли их
последовательность? Дополните данный перечень своими
вопросами.
1.
Что называется ударением?
2.
Из скольких звуков может состоять слог?
3.
На какой слог в слове в русском языке падает
ударение?
4.
Какой звук обязательно включается в состав слога в
русском языке?
3)
Прочитайте предложения. Ребята приедут. - Ребята приедут?
- Ребята приедут!
Чем
отличаются данные предложения? Прочитайте определение
интонации. Проиллюстрируйте его своими примерами.
5)
Прочитайте отрывок из книги известного языковеда Рубена
Ивановича Аванесова «Русское литературное произношение». В
чем автор видит назначение орфоэпии? Почему он сравнивает
орфографию и орфоэпию? Что общего видит автор в назначении
орфографии и орфоэпии? Как вы думаете, почему необходимо
обучать русскому литературному произношению? |
1) Сделайте фонетический разбор
выделенных в приведенном ниже тексте слов. Найдите слова с
историческими и позиционными чередованиями.
2) Поставьте ударение в словах и
прочитайте эти слова вслух.
3) В современном русском алфавите 21
согласная буква. Сколько букв было бы в алфавите, если
твердые и мягкие согласные имели бы разное написание?
4) Какие звуки могут быть переданы
буквами б, л, ц, ш? От чего зависит количество звуков,
передаваемых буквами?
5) Слова столб и столп
различаются буквами б и п.
Имеются ли различия в звуковом составе этих слов?
Аргументируйте ответ. |
|