Приложение

 

I. Тема: «Троякий аспект изучения звуков. Классификация звуков»

 

Таблица №1.

Согласные русского языка

Участие шума

 

Способ образования

 

Участие голоса

 

Место образования

 

Губные

 

Язычные

 

губно-губные

 

губно-зубные

 

переднеязычные

 

средне-язычные

 

Заднее-язычные

 

тв.

 

мяг.

 

тв.

 

мяг.

зубные

 

нёбно-зубные

 

средне-нёбные

 

Заднее-нёбные

 

 

тв.

 

мяг.

 

тв.

 

мяг.

 

мяг.

 

тв.

 

мяг.

 

Шумные

 

Смычные

 

глухие

звонкие

 

П

Б

П'

Б'

 

 

 

 

 

Т

Д

 

Т'

Д'

 

 

 

 

 

 

 

К

Г

 

К'

Г '

 

Щелевые

 

глухие

звонкие

 

 

 

 

 

Ф

В

 

Ф'

В'

С

3

 

С'

З'

 

Ш

Ж

 

Ш'

Ж'

 

 

Х

 

X'

 

Аффрикаты

 

глухие

звонкие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

 

 

 

 

 

Ч'

 

 

 

 

 

 

 

Сонорные

 

Щелевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

 

 

Смычно- проходные

 

Носовые

 

 

 

М

 

М'

 

 

 

 

 

Н

 

Н'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боковые (ртовые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

Л'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дрожащие  (вибранты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

Р'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2.

 

парные (15 пар)

непарные

твердые

б в г д з к л м н п р с т ф х

ж ш ц

мягкие

б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’

ч’ щ’ й’

 

 

парные (11 пар)

непарные

звонкие

б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’

л л’ м м’ н н’ р р’ й’

глухие

п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’

х х’ ц ч’ щ’

 

 

 

 

 

Таблица № 3.

Гласные русского языка

 

Степень подъема языка

 

Зона образования

 

передняя

 

средняя

 

задняя

 

верхняя

 

и

 

ы

 

у

 

средняя

 

е (э)

 

 

 

о

 

нижняя

 

 

 

а

 

 

 

огубленность-неогубленность

 

нелабиализованные

 

лабиализованные

 

 

 

III. Тема: «Модификация звуков в потоке речи».

 

Таблица № 4


 

Обозначение гласных звуков в транскрипции

 

 

 

1  пред-ударный слог и абсолют-ное начало слова

 

все другие слоги

t

а

 [ α ]

 

[Ъ]

о

э

 [ыэ]

 

 

Таблица № 5

 

 

 

 

1  пред-ударный слог и абсолют-ное начало слова

 

все другие слоги

t'

а

 

   [иэ]

 

   [Ь]

 

о

 

э

 

           

 

Ряды чередований ударных гласных

 

             Позиции

Фонемы

1

2

3

4

5

6

at  /  aat

tat / ta

at ' / aat'

tat'

t'at / t'a

t'at'

а

а

а

а˙

а˙

˙а

˙а˙

о

о

о

о˙

о˙

˙о

˙о˙

у

у

у

у˙

у˙

˙у

˙у˙

э

э

э

э˙

э˙

˙э

˙э˙

и

и

и

и˙

ы˙

и

и˙

 


 

Таблица № 6

Образец транскрибированного текста (образец фонетической транскрипции взят из кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1956. – С. 215-216. – с поправкой на современные произносительные нормы)

 

Зимнее утро

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь –

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня,

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.   

 

А.С. Пушкин

[з’úмн’ьiь ýтръ //

 

мαрóс-ы-сóнцъ // д’.é.н’ ч’.у.д’.éсныi //

iиеш’:.ó ты-др’.éмл’ьш / дрýк пр’иел’.éсныi //

пαрá крαсá.в’ицъ / прαс’н’úс’ //

αткрó.i сαмкнýты н’.éгъi взóры /

нαфстр’.é.ч’.ус’.é.в’ьрнъi αврóры //

зв’иездó.i.у. с’.é.в’ьръ iиев’ úс’ //

 

в’иеч’.óр ты-пóмн’иш / в’j.ýгъ зл’úлъс’ //

нα-мýтнъм н’.é.б’ь мглá нαс’úлъс’ //

лунá / кαг-бл’.éднъiь п’иетнó /

сквó.с’-тý.ч’и мр á.ч’ныiь жыелт’.éлъ //

и-ты´ п’иеч’.á.л’нъiъ с’ид’.éлъ //

α-ны´.н’ч’ь / пъгл’иед’ú в- αкнó //

 

пъд-гълубы´.м’и н’ьб’иес á.м’и /

в’ьл’икαл’.éпным’и кαврá.м’и /

бл’иес’т’.á нα-сóнцые с’н’.éк-л’иежы´т //

прαзр á.ч’ныi л’.éс αд’úн ч’иерн’.é.iьт /

и-j.é.л’ сквó.с’-úн’ьi з’ьл’иен’.é.iьт /

и-р’.é.ч’къ пъдα-л’дóм бл’иес’т’úт //

 

фс’.á-кóмнътъ iиентáрным бл’.éскъм /

αзър’иенá // в’иес’.óлым тр’.éскъм /

тр’иеш’:úт зαтóпл’ьн:ъiъ п’.é.ч’ //

пр’иj.áтнъ дýмът’ у-л’иежáнк’и //

но-знá.iьш / н’ь-в’иел’.é.т’-л’и ф-сáнк’и /

кαбы´лку бýруiу зαпр’.é.ч’ //

 

скαл’з’.á пα-ýтр’ьн’ьму с’н’.éгу /

дрýк-м’úлыi / пр’ьдαд’úмс’ъ б’.éгу /

н’ьт’ьрп’иел’úвъвъ кαн’.á //

и-нъв’иес’т’úм пαл’.á пусты´.iь /

л’иесá / н’иедáвнъ стó.л’-густ ты´.iь

и-б’.é.р’ьк / м’úлыi дл’ь-м’иен’.á //]

 

 


 

VII. Тема: «Графика».

 

Таблица № 7

Русский алфавит

 


 

 

«Фонетический разбор в вузе и школе».

Фонетический разбор слова в вузе проводится по следующей схеме:

1)      представить наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2)      охарактеризовать все звуки слова;

3)      на фонетической транскрипции слова показать вертикальными чертами места слогоразделов и охарактеризовать типы слогов;

4)      определить фонетические законы, действующие в слове;

5)      под буквами фонетической транскрипции обозначить знаками (+) и (-) сильные и слабые позиции по звонкости-глухости (з/г) и твердости-мягкости (т/м); знаком (*) обозначить согласные, не имеющие парных звуков.

 

Фонетический разбор слова в школе осуществляется по следующей схеме:

1) затранскрибировать слово, поставив ударение;

2) на транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел;

3) определить количество слогов, указать ударный;

4) показать, какому звуку соответствует каждая буква; определить количество букв и звуков;

5) в столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие;

6) указать количество букв и звуков;

7) охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

гласный: ударный / безударный;

согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.

 

Образец фонетического разбора:

 

Фонетический разбор слова в вузе

Фонетический разбор слова в школе

пожелтевший

1) [пъжыелт’.éфшыеi]

2) [п] – согласный, шумный, глухой, губно-губной, смычно-взрывной, непалатализованный

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

[ж] – согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный

е] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

[л] – согласный, сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, непалатализованный

[т’] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, палатализованный

[.é] – гласный, переднего ряда, среднего подъема, продвинутый вперед и вверх в конце подъема, нелабиализованный, ударный

[ф] – согласный, шумный, глухой, губно-зубной, щелевой, непалатализованный

[ш] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, передненебный, щелевой, непалатализованный

е] – гласный, среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

[i] – согласный, сонорный, среднеязычный, щелевой, напряженный

3) [пъ|жые|лт’.éф|шыеi] – 1-й слог открытый, прикрытый, 2-й слог открытый, прикрытый, 3-й слог закрытый, прикрытый, 4-й слог закрытый, прикрытый

4)      а) [ъ] – качественная редукция 2-й степени

б) [.é] – аккомодация

в) [ф] – ассимиляция по глухости

5)  [пъжыелт’.éфшыеi]

з/г  + - + - - -  + - + - -

т/м + - + - - -  + + + -*

пожелтевший

[па|жыл|т’éф|шый’] – 4 слога, 3-й ударный

п – [п] – согласный, глухой парный, твердый парный

о – [а] – гласный, безударный

ж – [ж] – согласный, звонкий парный, твердый непарный

е – [ы] – гласный, безударный

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный

т – [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный

е – [é] – гласный, ударный

в – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный

ш – [ш] – согласный, глухой парный, твердый непарный

и – [ы] – гласный, безударный

й – [й'] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

11 букв, 11 звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отнять

1) [αт’н'.á.т’]

2) [α] – гласный, среднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный

[т’н'] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, фаукальный, палатализованный

[.á.] – гласный, среднего ряда, нижнего подъема, продвинутый вперед и вверх, нелабиализованный

[т’] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, палатализованный

3) [α|т’н'.á.т’] – 1-й слог открытый, неприкрытый, 2-й слог закрытый, прикрытый

4)        а) [α] – качественная редукция 1-й степени

б) [т’н'] – ассимиляция по мягкости

[.á.] – аккомодация

5)      [αт’н'.á.т’]

з/г   -  +  + -

т/м  -  + + +

отнять

[ат’|н’áт’] – 2 слога, 2-й ударный

о - [а] – гласный, безударный

т - [т’] - согласный, глухой парный, мягкий парный

н - [н’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

я - [á] – гласный, ударный

т - [т’] - согласный, глухой парный, мягкий парный

ь –[-]

6 букв, 5 звуков

счетчик

1)      [ш’:.ó.ч’:ик]

[ш’:] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, передненебный, щелевой, палатализованный

[.ó.] – гласный, заднего ряда, среднего подъема, продвинутый вперед и вверх, лабиализованный

[ч’:] – согласный, шумный, глухой, переднеязычный, передненебный, смычно-щелевой, палатализованный

[и] – гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

[к] – согласный, шумный, глухой, заднеязычный, смычно-взрывной, непалатализованный

3) [ш’:.ó. ч’:ик] – 1-й слог открытый, прикрытый, 2-й слог закрытый, прикрытый

4) а) [ш’:] – ассимиляция по способу образования

б) [.ó.] – аккомодация

в) [ч’:] – ассимиляция по способу образования

5) [ш’:.ó.ч’:ик]

з/г   +  + + - -

т/м  *  + * - + 

счетчик

[ш’ó|ч’ик] – 2 слога, 1-й ударный

с, ч – [ш’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный

ё – [ó] – гласный, ударный

т – [-]

ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный

и – [и] – гласный, безударный

к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный

7 букв, 5 звуков