Тестовые вопросы по фонетике:

1.            Назовите одного из основателей русской фонологической школы: его трактовка фонемы менялась в разные периоды творчества, что позволило использовать его фонологическую теорию представителям как московской, так и ленинградской фонологических школ.

2.            Какой ученый в современной русистике развивает концепцию фонетической значимости?

3.            Назовите ученого, внесшего значительный  вклад в развитие теории МФШ (учение о фонемном ряде)  и являющегося автором сонорной теории слога?

4.            Назовите имя ученого – автора  монографии «Практическая фонетика и интонация русского языка», в которой было впервые предложено описание интонационных конструкций.

5.            Какая теория определяет слог как «волну звучности»?

6.            Какая теория определяет количество слогов на основе количества выдохов?

7.            В рамках какой фонологической школы развивалось учение о сильных и слабых позициях фонем?

8.            В рамках какой фонологической школы фонема определялась как звукотип?

9.            Как называются органы речи, выполняющие активные движения при произнесении звуков?

10.        Назовите количественную физическую характеристику звука.

11.        Назовите физическую качественную характеристику звука, определяющую его высоту.

12.        Как называется ударение, которое при образовании грамматических форм слова остается на одном месте?

13.        Как называется ударение, которое при образовании грамматических форм слова перемещается с одного слога на другой, с одной морфемы на другую?

14.        Назовите физическую качественную характеристику звука, определяющую его громкость.

15.        Назовите физическую характеристику звука, обусловленную сочетанием тона и обертонов, определяющую индивидуальную окраску голоса.

16.        Как называются органы речи, которые остаются неподвижными при образовании звуков речи?

17.        Как в традиционной лингвистике называется минимальная единица языковой системы, характеризующаяся односторонностью (наличием формы (означающего) и отсутствием содержания (означаемого)) и выполняющая дифференцирующую и отождествляющую функции в составе морфемы?

18.        Назовите минимальную единицу речевого уровня, характеризующуюся односторонностью (наличием формы (означающего) и отсутствием содержания (означаемого)) и являющуюся реализацией фонемы.

19.        Определите слово по характеристикам  составляющих его звуков: 1) согласный, шумный, глухой; заднеязычный, задненебный; смычно-взрывной; непалатализованный;  2)гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, нередуцированный; 3) согласный, шумный, глухой; переднеязычный, зубной; смычно-взрывной; непалатализованный.

20.        Определите слово по  характеристикам  составляющих его звуков: 1) согласный, шумный, звонкий; переднеязычный, зубной; смычно-взрывной; непалатализованный; 2) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, нередуцированный; 3) согласный, сонорный; губно-губной; смычный, носовой непалатализованный.

21.        Определите слово по характеристикам  составляющих его звуков: 1) согласный, шумный, глухой; переднеязычный, зубной; смычно-взрывной; непалатализованный; 2) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, нередуцированный; 3) согласный, сонорный; губно-губной; смычный, носовой непалатализованный.

22.        Определите слово по  характеристикам  составляющих его звуков: 1) согласный, шумный, глухой; переднеязычный, зубной; щелевой; непалатализованный; 2) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, нередуцированный; 3) согласный, шумный, глухой; заднеязычный, задненебный; смычно-взрывной; непалатализованный.

23.        Назовите суперсегментную единицу, являющуюся маркером фонетического слова.

24.        Назовите сегментную единицу фонетики, характеризующуюся единством  интонационного оформления и наличием специального дополнительного ударения.

25.        В какой класс объединяются фонемы <г>, <к>, <х>, <г’>, <к’>, <х’>?

26.        В какой класс объединяются фонемы <м>, <м’>, <н>, <н’>?

27.        В какой класс объединяются фонемы <р>,<р’>?

28.        В какой класс объединяются фонемы <о>,<у>?

29.        В какой класс объединяются фонемы <а>,<и>,<э>,<ы>?

30.        В какой класс объединяются фонемы <ч’>,<ц>?

31.        В какой класс объединяются фонемы <р>, <м>, <н>, <л>, <р’>, <м’>, <н’>,<л’>,<j’>?

32.        В какой класс объединяются фонемы: <г>, <к>, <х>, <г’>, <к’>, <х’>, <ч’>, <ц>, <с>, <с’>, <ш>, <ж>, <в>, <в’>, <т>, <т’>?

33.        Какие отношения (синтагматические или парадигматические) отражают взаимодействие звуков в потоке речи?

34.        Какие отношения (синтагматические или парадигматические) отражают противопоставление фонем (звуков) на основе классификационных признаков?

35.        Какой принцип орфографии реализован в написании данных слов: рассказ, предыстория, раздвинуть, разыграть?

36.        Какой принцип орфографии реализован в написании слов: ледник, предсказать, домовой, подтвердить?

37.        Каким общим для всех слов законом объясняется их произношение: гололед, индивид, рассказ, мороз, смотр?

38.        Каким общим для всех слов законом объясняется их произношение: гололед, мороз, ледник, лесок, домовой?

39.        Каким общим для всех слов законом объясняется их произношение: ножка, отбить, сжечь, к делу, повязка?

40.        Каким общим для всех слов законом объясняется их произношение: блинчик, с тетей, поддержать, вбежать?