Особенности развития немецкого романтизма
Йенский романтизм,
его главные представители. Философско-эстетические идеи ранних немецких
романтиков, их связь с концепциями Платона, И. Канта, И. Фихте, теософскими
учениями Я. Бёме, Ф. Гемстергейса. Натурфилософия Ф. Шеллинга («Идеи к философии
природы», «О мировой душе»): идея вечно творимой жизни, метафора мира как живого
организма, одушевленность универсума, идея миро-
вой души, тождество человека и вселенной, принцип аналогии.
Теоретические сочинения братьев Шлегелей
«Фрагменты» Ф. Шлегеля («О значении изучения греков и римлян»; «Из «Критических
(Ликейских) фрагментов»; «Из «Атенейских фрагментов»; «Идеи»; «Фрагменты по
литературе и поэзии»)
Концепция романтической универсальной, трансцендентной поэзии (открытость,
незавершенность, многозначность произведения; связь литературы с философией,
религией, риторикой). Античность как материал для объяснения современности.
Представление о мироздании как произведении человеческого духа. Идея
множественности, неоднозначности человеческой личности, дуализм души и характера.
Идея романтического сотворчества. Представление о художнике, дихотомия
«художник/обыватели». Теория романтической иронии.Концепция хаоса, ее эволюция.
Художественное творчество Ф. Шлегеля
Проблема соотношения формы и бесформенности, открытости и завершенности, «Я-повествующего»
и «Я-вспоминающего». «Механизмы» мышления, реализованные в романе: свободное «монтирова-
ние мыслей», ассоциативность, фрагментарность. Элементы интертекстуальности
(Петрарка, Боккаччо, Сервантес). Функция пролога. Концептуальный уровень романа:
тема любви, модель идеального
супружеского союза, идея женской эмансипации.
«Суждения, мысли и идеи о литературе и искусстве», «Из «Берлинского курса»,
«Чтения о драматическом искусстве и литературе» А. В. Шлегеля Обоснование
термина «романтизм». Осмысление античного наследия в сочинениях А. Шлегеля.
Особенности античного и современного искусства. Музыка как «идеальный вид
искусства». Роль фантазии в искусстве. Концепция истории всемирной литературы.
Роль христианской религии в становлении европейской культуры.
«Речи о религии» Ф. Шлейермахера
Эстетическое переосмысление традиционного христианства в сочинении Шлейермахера.
Влияние «Речей о религии» Шлейермахера на художественную практику романтиков.
«Фантазии об искусстве» В. Г. Вакенродера («Несколько слово всеобщности,
терпимости и человеколюбии в искусстве»; «Чудеса музыки»; «Особая внутренняя
сущность музыки и психология со-
временной инструментальной музыки»; «Звуки»)
Идея синтетического, «универсального искусства» (синтез литературы, музыки,
живописи, философии, религии), передающая стремление романтиков выразить полноту
истины. Музыка как высшая форма искусства. Требование музыкальности от
словесного и изобразительного искусства. Мистическая природа искусства.
Представление о художнике как пророке. Осмысление творческого акта, сущности
творческого вдохновения. Размышления над проблемой «гений и талант». Конфликт
между творческой личностью и обывателями. |