Особенности развития немецкого романтизма

 Йенский романтизм, его главные представители. Философско-эстетические идеи ранних немецких романтиков, их связь с концепциями Платона, И. Канта, И. Фихте, теософскими учениями Я. Бёме, Ф. Гемстергейса. Натурфилософия Ф. Шеллинга («Идеи к философии природы», «О мировой душе»): идея вечно творимой жизни, метафора мира как живого организма, одушевленность универсума, идея миро-
вой души, тождество человека и вселенной, принцип аналогии.

Теоретические сочинения братьев Шлегелей
«Фрагменты» Ф. Шлегеля («О значении изучения греков и римлян»; «Из «Критических (Ликейских) фрагментов»; «Из «Атенейских фрагментов»; «Идеи»; «Фрагменты по литературе и поэзии»)

Концепция романтической универсальной, трансцендентной поэзии (открытость, незавершенность, многозначность произведения; связь литературы с философией, религией, риторикой). Античность как материал для объяснения современности. Представление о мироздании как произведении человеческого духа. Идея множественности, неоднозначности человеческой личности, дуализм души и характера. Идея романтического сотворчества. Представление о художнике, дихотомия «художник/обыватели». Теория романтической иронии.Концепция хаоса, ее эволюция.

Художественное творчество Ф. Шлегеля
Проблема соотношения формы и бесформенности, открытости и завершенности, «Я-повествующего» и «Я-вспоминающего». «Механизмы» мышления, реализованные в романе: свободное «монтирова-
ние мыслей», ассоциативность, фрагментарность. Элементы интертекстуальности (Петрарка, Боккаччо, Сервантес). Функция пролога. Концептуальный уровень романа: тема любви, модель идеального
супружеского союза, идея женской эмансипации.

«Суждения, мысли и идеи о литературе и искусстве», «Из «Берлинского курса», «Чтения о драматическом искусстве и литературе» А. В. Шлегеля Обоснование термина «романтизм». Осмысление античного наследия в сочинениях А. Шлегеля.
Особенности античного и современного искусства. Музыка как «идеальный вид искусства». Роль фантазии в искусстве. Концепция истории всемирной литературы. Роль христианской религии в становлении европейской культуры.

«Речи о религии» Ф. Шлейермахера
Эстетическое переосмысление традиционного христианства в сочинении Шлейермахера. Влияние «Речей о религии» Шлейермахера на художественную практику романтиков.

«Фантазии об искусстве» В. Г. Вакенродера («Несколько слово всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве»; «Чудеса музыки»; «Особая внутренняя сущность музыки и психология со-
временной инструментальной музыки»; «Звуки»)

Идея синтетического, «универсального искусства» (синтез литературы, музыки, живописи, философии, религии), передающая стремление романтиков выразить полноту истины. Музыка как высшая форма искусства. Требование музыкальности от словесного и изобразительного искусства. Мистическая природа искусства. Представление о художнике как пророке. Осмысление творческого акта, сущности творческого вдохновения. Размышления над проблемой «гений и талант». Конфликт между творческой личностью и обывателями.