Русское барокко
Лихачев Д.С. Барокко в русской литературе XVII в.[1]
Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития. Стиль барокко – явление нового времени, несвойственное древней русской литературе. Это вынуждает нас подробно остановиться на особенностях развития стилей вообще. "Художественное лицо эпохи", "стиль эпохи" могут проявляться только на определенных стадиях развития эстетического сознания. "Стиль эпохи" связан с особой природой этого сознания. Для искусства средневековья, как и для народного искусства, характерна особенно четкая наполненность их едиными стилеформирующими началами. В старой деревенской избе, построенной деревенскими столярами… все, от деревянной ложки и до конька на крыше, подчинено единому стилю. В пределах своей эпохи и своей народности этот народный художественный стиль един, хотя каждая местность, а иногда каждое село, имеют свои особенности и характерные для нее "знаковые" признаки. По одежде легко определить социальное и семейное положение человека, по прялке – местность, из которой она происходит. "Стиль эпохи", единый для всех искусств и для всего своего времени, существует только на определенных стадиях развития эстетического сознания, когда нет еще отдельных направлений в искусстве и нет индивидуальных стилей художников. Личностное начало слабо сказывается в произведениях искусства, связанных со "стилем эпохи". Именно в периоды господства единого стиля легкость художественного восприятия произведений искусства приводит к образованию универсальных стилеобразующих принципов, условных форм и канонов. И наоборот. Единство стиля пронизывает собой и средневековье. Художественное начало как бы разлито в жизни. Оно захватывает не только искусство, но и весь быт, одежду, все ремесленные изделия, идеологию, включая богословие, политическую мысль… Жизнь в средневековом обществе подчинялась некоторому единому художественному стереотипу. <…> Главное в стиле – его единство: "самостоятельность и целостность художественной системы"[2]. Целостность эта направляет восприятие и сотворчество, определяет направление художественного обобщения читателя, зрителя, слушателя. Стиль суживает художественные потенции произведения искусства и тем облегчает их апперцепцию. Естественно поэтому, что "стиль эпохи" возникает по преимуществу в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, "жескостью", когда оно не стало еще легко приспосабливаться к переменам стиля. … Романский стиль, готика и ренессанс – это стили эпохи, захватывающие искусства – эстетически подчиняющие себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое. Однако барокко может быть признано "стилем эпохи" только с большими ограничениями. Барокко на известном этапе своего развития могло существовать одновременно с другими стилями – например, с классицизмом во Франции. Классицизм, в целом сменивший собою барокко, обладал еще более узкой сферой влияния, чем предшествующие стили. Он не захватывал… народное искусство. Романтизм отступил и из области архитектуры. Реализм слабо подчиняет себе музыку, лирику, отсутствует в архитектуре, балете. <…> В развитии искусств мы видим два движения. Одно движение – главное, другое – относительное. Первое – главное и общее движение смен стилей – проходит поверх всех смен стилей. Оно замечается, когда мы не обращаем внимания на относительное движение внутри каждой пары стилей – от простого к сложному, от содержательного к бессодержательному, от социально обусловленного к относительно независимому и т.д. На ту же однонаправленность в развитии искусств указывает еще одно обстоятельство: постепенное убыстрение смен стилей. … эллинистическая стадия имеет не менее полутысячелетия. Романское искусство занимает тоже полутысячелетие – с VI по XII в. Готика занимает три века – с конца XII в. по XV в. Ренессанс два века – XV и XVI. Барокко – приблизительно полтора-два века с центром в XVII в. Классицизм – несколько более века. Романтизм – полвека. <…> Значение вторичных стилей – готики, барокко, романтизма – в этом отношении как бы прямо противоположно: вторичные стили пытаются повысить в искусстве коэффициент условности, но делают это опять-таки с ослабевающей силой и далеко не одинаково, - это движение относительное, включающее в состав основного направления. В одних вторичных стилях условность возрастает в области содержания (романтизм), в других – в области формы (барокко), но эти отдельные возрастания во вторичных стилях… постепенно ослабевают. <…>
|