Социально-идеологическая обусловленность барокко

 

<…> ..первичный стиль, рождаясь под непосредственным воздействием новых социальных сил, совсем не похож на предшествующий – вторичный. Он снова "внезапно" прост и ясен, "идеологичен" и активен.

Несколько иначе обстоит дело со вторичными стилями, такими как готический, барокко, романтизм. Их появление  связано не только с новым содержанием, но и с формализацией предшествующего, первичного стиля, с его усложнением, с его распадом, с его некоторым отрывом от содержания, с углублением декоративности, с рождением беспредметности, элементы которой имеются в каждом вторичном стиле. Характерен для вторичных стилей и известный отрыв от действительности, интерес к потусторонним явлениям, иррационализм. Однако…

Однако и в данном случае при своем появлении вторичный стиль также связан с определенной социальной средой… и определенным идейным содержанием… И формализация вторичного стиля происходит несколько быстрее, чем стиля первичного. Так было и с барокко. <…>

Появление барокко несомненно относится к эпохе, которую К. Маркс называл эпохой "первоначального накопления". Оно связано и с теми социальными и экономическими потрясениями, которые были вызваны открытием Америки…

Испания и Италия становятся классическими странами контрреформации, и именно в них зреет и развивается стиль барокко. Возникает иезуитский орден, покровительствующий барокко. Иезуитские храмы – наиболее типичные представители архитектуры барокко…

Поражение крестьянского движения в XVI в. и Тридцатилетняя война создали благоприятные условия для развития барокко в Германии и Австрии. Эпоха барокко была эпохой борьбы с ренессансными достижениями, наступления церкви, Габсбургской монархии, свирепств иезуитской цензуры. Это было время, когда Джордано Бруно сжигают на костре, Томазо Кампанеллу приговаривают к пожизненному заключению, Галилея подвергают преследованиям... Ни один из названных представителей прогрессивной мысли не был сторонником стиля барокко в собственных литературных сочинениях. В "Рассуждении о поэме Тассо" Галилей критикует одного из первых представителей стиля барокко – Тассо и отдает предпочтение Ариосто. Он выступает против принципов барокко и маньеризма. <…>

И.Н. Голенищев-Кутузов пишет: "Стилистика и поэтика барокко сложилась в период контрреформации, тогда из средневековых фолиантов была вытащена и подновлена идея о бренности вселенной, иллюзорности земной жизни"[1].

А.А. Смирнов писал: "То, что можно назвать "классическим барокко" второй половины XVI и всего XVII века, то есть эпохи феодально-католической реакции, в идейном отношении означает отказ от жизнерадостности и оптимизма Возрождения, от веры в могущество разума, отход от реализма и погружение в стихию смутных трагических переживаний, в мир таинственного и иррационального"[2].

Барокко родилось как реакция на ренессанс и знаменовало собой частичное возвращение к средневековью. Это утверждали и классицисты, давшие этому стилю название, подчеркивающее его "варварство". Для барокко было характерно возвращение к средневековым формам искусства и к средневековым идеям. Эвфуизм представлял собой возвращение к некоторым стилистическим приемам средневековой латинской прозы. Консептизм был представлен в ораторской прозе отцов церкви и развит в средние века. Чертами средневековья в барокко были мистицизм, аскетизм, сочетавшийся с натурализмом, пессимизм, страх смерти.

Барокко возобновило средневековые представления о суете сует всего сущего, о его призрачности и иллюзорности.

Ужасы и чувство смерти, характерные для барокко, были отмечены и для XV века.

Пессмизм, темы смерти если и не заполняли всего барокко, то были очень характерны для его ранней стадии. Черты крайнего пессимизма заметны в стиле архитектурных произведений Ф. Борромини. Наряду с гармоничными соотношениями Ф. Борромини ищет и дисгармоничные: какофонические разрывы, нарушения пропорций, борение масс, он разрушает плоскость стены, делая ее то гнутой, то выпуклой. Он ищет, недоволен, тяготится материальным миром. Его здания "страдают", "мучаются", находятся в движении. Эта архитектура до предела эмоциональна. <…>

Чертами трагичности отмечено творчество Караваджо – не менее типичного представителя барокко в живописи, чем Борромини в архитектуре.

Некоторые литературоведы пытаются видеть в барокко новый, высший этап ренессанса. Они считают даже, что гуманизм барокко сложнее и изощреннее гуманизма ренессанса. Это очень далеко от действительности. Ценность человеческой личности самой по себе падает в барокко. На место отдельной человеческой личности на первый план выдвигается в барокко масса, толпа. Отдельный человек деспотически подчиняется в барокко интересам множества. А это всегда опасно для гуманизма. Для барокко характерна многофигурность скульптурных и живописных композиций, обилие действующих лиц в пьесах, в эпических поэмах. Во имя интересов множества католицизм оправдывает расправу с отдельной личностью. Появляется культ жестокости и силы. В живописи и в скульптуре распространяются необычные ракурсы, сцены мучений, мучительные положения тел. Фигуры часто обращены спиной к зрителю, опрокинуты, повержены, перегибаются, висят вверх ногами. <…> Человек изображался охваченным одной страстью, одним чувством, которое поглощало в нем все его другие свойства.

Сходные черты мы видим в зодчестве. Для архитектуры барокко характерны напирающие друг на друга отдельные элементы, "толпы" архитектурных деталей, их взаимопроникновение и взаимоисключение. Для деталей нет свободы; детали гибнут и поглощаются целым.  <…>

*

<…> Барокко вообще не создало крупных идеологических деклараций, какие были созданы гуманистами. <…>

Один из типических представителей зрелого классицизма – Буало. Поэтическая теория Буало осуждает как раз все то, что характерно для барокко. Он требует ясности, простоты, четких жанровых различий, логичности, архитектоничности, разделения "высокого" и "низкого" и осуждает гротеск. <…>

В своей "Новой Атлантиде" Бэкон в "Уставе Дома Соломона" запрещает всякую необычность, преувеличение и излишние украшения. <…>

Здесь я обращу внимание на примечательные слова Рокко Монтано: "…мир барокко не пытался или не был способен создать органическое видение действительности. Чаще всего это было фрагментарное видение , внимание к бесконечным деталям мира, удовлетворявшееся чем-то вроде упражнения ума или целым рядом удивительных находок, небольшими набегами в сферу чувств и умственных спекуляций…". <…>


 

[1] Сборник ответов на вопросы по литературоведению. С. 77.

[2] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. С. 187.