Приложение 5. Пример классификации собранного фольклорного материала


Былички - жанр фольклора, повествование о встрече рассказчика с "нечистой силой", существом народной демонологии.

1. Это был, наверное, класс четвертый. День рождения у одноклассницы. Мы, короче, сидели, ну, уже все пиршество прошло… решили повызывать гномов. Ну не гномов, ну всякую вот эту нечисть, погадать. Мы вызывали по-моему зубную фею… просто там участвовала зубная паста и сейчас это ассоциируется с ней. По-моему ее, я не помню… будем называть ее зубной феей. Мы брали зеркальце маленькое и на всю поверхность зеркала наносили зубную пасту, выключали свет… ну и говорили что-то вроде «зубная фея приди»… стандартное высказывание. И в этот момент раздался очень громкий стук в окно… мы все там пере*рались… ну, в панике мы сразу же включили свет, а в чем заключалась вообще суть гадания: вот, когда мы ее вызывали, должны были появиться следы на зеркале. И вот, когда включили свет там было 2 следа, похожие на следы от копытца… Да! Мы все испугались, поверили, что зубная фея пришла.
(Вашурин И.Ю.)

2. Был это одна тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год. Мой брат старший Коля тогда погиб. И вот после поминок на 9 дней мы пошли с подругой купаться вечером… Жара тогда была невыносимая, вот мы и решили с Любкой искупнуться в пруду. А поздно было, но тепло еще. Пришли мы, заходим в пруд, купаемся, плаваем, все чин-чинарём, и тут что-то притихли, и я чувствую: что-то холодное … дотрагивается до моей ноги. Я как закричу! Мы драпу дали оттудова. Видать, нечиста сила какая… Страшно стало. А знаешь, что? Колька-то, брат мой, этой же ночью приснился потом.
(Степанова А.Е.)
3. Летом было. Просыпаюсь я тепличку открыть… А я не помню, где тогда дед с Андреем были, но дома их не было, я одна была. Выхожу из комнаты, поворачиваю… и… я обомлела. Смотрю: из Андреевой комнаты выходит мужчина. Не поняла. Халат запахнула, стою смотрю, он, высокий такой, темный сам по себе, идет в клетчатой рубахе такой, знаешь, как у дядь Вовы такая есть мягкая, теплая и в трико спортивном, как у Андрея. Я думаю, может, кто к Андрею приходил, а я не слышала. Дошел, значит до двери, ага… И берет штору, отодвинул ее и смотрит на меня. А я то ли не проснулась, то ли что… не вижу лица никак, но пытаюсь разглядеть, значит, не могу. Вышел, значит… И тишина. Ты же знаешь, как у нас на веранде дверь-то хлопает? А тут тишина мертвая, будто стоит он там, не выходит. Я думаю, надо спросить, чего он хотел-то. Выхожу, смотрю: на веранде дверь закрыта и крючок накинут. И нет никого. Выхожу на улицу, гляжу на калитку: заперто. Домовой был. Чего он приходил? Так дед с Андреем когда вернулись, я им рассказала, они мне и говорят, что тоже как-то слышали его.
(Сластина Т.Г.)

4. Возвращался я как-то с тренировки или, скорее всего, с танцев, потому что поздно было, очень поздно… за полночь немного. Я живу на самом краю деревни, то есть после меня небольшое поле и лес и вот попрощался я со своими друзьями и вот подходя домой как назло я остался один. В лесу на расстоянии где-то км 3 от меня яркий столб света был такой в небо… я не знаю. Серьезно. С диапазоном где-то в секунду он мигал так, вспышками. Я смотрел, пока он раз 5 ударил… потом побежал домой.
(Вашурин И.Ю.)

5. Есть дом, там женщина умерла, причем по своему желанию, скажем так. Повесилась. Этот дом стоит, пустует, туда никто не ходит, но мебель там осталась. И вот иногда время от времени… там посмотрел, через неделю заметил: шторы иногда на окнах сдвинуты, иногда раздвинуты, но туда никто не ходит никаких следов человека не имеется. Вот и думай да гадай, что за нечисть там.
(Белявский А.Д.)

6. Есть у якутов дерево такое. Шаман-дерево называется. Ну, ты видела, наверное, не раз в лесу, оно тряпками обвешано, монет около него много, сигареты лежат… Так вот ходит поверье у якутов, что около этого шаман-дерева обитают духи и каждый, кто встречает на своем пути это самое шаман-дерево, должен что-либо оставить там, чтоб духов задобрить. Ну, ехали мы как-то с мужиками дрова готовить, курить хотелось ужасно, а сигарет нет. Едем… Дерево! Ну, мы и набрали там сигарет. Метров сто отъехали, у «ступы» двигатель заглох. Мы до ночи возились с ней, черт-те что, не заводится! А якут наш, Афоня, и говорит: «Надо дереву долг вернуть», мы не поверили сперва, потом подумали, собрали у кого что: монеты, платки, зажигалки, отнесли: «На тебе! Подавись!», отдали все. Минут через десять «ступа» как новенькая! Собрались, поехали домой, так не заготовив дров и без сигарет.
(Сластин Ю.И.)

Предания - созданные устно, имеющие установку на достоверность, рассказы об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.
Как появилась речка Нюрбинка. Давным-давно жил один… как сказать-то… вождь, что ли… Тойонами они у якутов называются. И была у него дочь-красавица. И полюбил девушку эту парень один, из обычных людей, не знатный. А Тойон запретил дочери своей быть с ним, с парнем этим… Она расстроилась и сбросилась в огромное озеро, которое было очень глубоким. Так вот тогда Тойон заставил всех своих людей раскапывать канал, чтобы слить это озеро и достать тело дочери. Так вот тот канал, который раскопали к Вилюю, получил название Нюрбинка по имени той девицы, что утопилась. Ее звали Нюрбина. Ходят легенды, что людей тогда погибло много-много и все они были захоронены по берегам Нюрбинки.
(Сластина Т.Г.)

Легенда - всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на достоверность.

1. Легенда у якутов есть. Про шаман-дерево. В одном месте давным-давно жил страшный, пугающий и держащий в страхе всё население, дракон. И вот однажды прослышал он о прекрасной девушке, живущей в том селении, и потребовал её себе. Он все сделал, что ее приманить: построил красивый дворец, золотом его обложил… Потом, значит, забрал он девушку себе девушку и поселил ее в этот дворец.
А у той девушки, оказывается, был жених. Узнал он, что дракон-то невесту его украл, и вызвал его на бой.Пришел жених ко дворцу, девушка увидела его, выбежала и давай рассказывать ему, мол дракон силен, лучше с ним не связываться. Когда дракон увидел её рядом с якутом, он рассердился, но вдруг понял, что они любят друг друга… Дракон поклонился им. А якут тот, дурак, взял да разрубил ему хвост!И тут-то небо вдруг почернело, грохот раздался, пыль поднялась! Дракон превратил ту девушку и жениха ее в камни…
А её отец, который был шаманом, в память о своей дочери посадил на месте тех камней шаман-дерево. И вот стех пор, значит, на это место приходят люди, загадывают свои желания и оставляют подарки. Шаман тот завещал, что каждый, кто не обойдет стороной то дерево, будет награжден счастьем и здоровьем.
(Сластина Т.Г.)

2. Давным-давно жил богач ЭйэнэнДяллямяй (ЭйэнэнДэллэмэй). Однажды случился неурожайный год. Был в наслеге один бедняк, которому дали одну елань – это такая … впадина, наверное… Озеро. Она была вся полностью наполнена водой и не давала сена совсем, не было ничего.
Но зато в этом озере рос камыш. Бедняк, понятно, скосил камыш. Надо было скот прокормить, поэтому и скосил. Когда наступила зима, ЭйэнэнДяллямяй, бывший тогда старостой, поехал на 10 быках и с людьми туда, к бедняку, и украл у него камыш. Бедняка же побили и оставили там у озера ни с чем. Тогда он побежал на гору, где был памятник его деда — знаменитого шамана УдукуМундукай. Бедняк сел верхом на крышку памятника и начал плакать и кричать, причитая: «Неужели, дедушка, у тебя так закрыты глаза и заглушены уши, что не видишь и не слышишь, как зло обижают твоего несчастного внука?!»
Он сидел так на памятнике и стучал по нему, и плакал, ругался сильно. Как только он кончил говорить, откуда ни возьмись вдруг появился сильный вихрь около могилы. Вихрь этот направился прямо на людей и животных Дяллямяйаи стал крутить их, валил с ног всех и развеял весь камыш, не оставив ни одного клочка... С этого дня Дяллямяй сошел с ума, и шаманы не помогли ему: через два-три года умер и (превратился в «ёр» (үөр).Ер ЭйэнэнДяллямяйа существует до сих пор и слывет под именем -«БахсыТойоно», т. е, бахсытский барин.
(Семёнов В.А.)

3. В те далекие времена, когда все началось, эту местность населяли кочевники. Недалеко от Мирного нашего, километров двести или двести писят, есть долина, называют ее долиной смерти, может, знаешь о котлах… Однажды соседи этих кочевников увидели, как эту местность, где эти «котлы», внезапно окутала мгла, и раздался олохстрашный рев. Поднялся ураган, землю сотрясли мощные удары, молнии кругом сверкали. Когда все стихло, открылась такая картина: посреди выжженной земли сияло на солнце высокое такое сооружение, видимое с расстояния многих дней пути.
Сначала сооружение испускало ммм… кутталлаах (як. - ужасный) звуки и постепенно уменьшалось в высоте, пока вовсе не исчезло под землей. Там осталась дыра такая огромная. Внутри этой дыры образовалась страна, но рядом с этой дырой никто из людей не селился, потому что там был… куһаҕан… воняло очень сильно.Иногда крышка этой дыры поднималась… Это был остров.И тот, кто хотел попасть туда, в эту страну, назад не возвращался. Говорят еще, что там, поблизости эта… как называется?.. Радиация что ли… Люди болеют, если побывают там… Сильно болеют очень…
Время шло, жизнь шла своим чередом... Ничто не предвещало никаких событий, но однажды произошло небольшое землетрясение, и небо пронзил… как это называть…силлиэ. На его вершине возник ослепительный огненный шар. Этот шар полетел, полетел по небу и упал и… взорвался. И почти каждый год это повторялось. Кочевники поняли, что это шар защищает их, и назвали его "НюргунБоотур", что означает "огненный удалец". Через несколько лет за эти шаром полетел еще один. Его назвали "КюнЭрбийэ", что означает сияющий вестник.
Но через некоторое время случилось такое, что повергло в ужас даже самые отдаленные окраины: Из дыры с ревом и грохотом, вырвался гигантский огненный шар и... взорвался прямо здесь. Произошло сильнейшее землетрясение. Уцелевшие по окраинам кочевые племена разбежались в разные стороны, подальше от страшного места, но их это не спасло. Все они вымерли от какой-то странной болезни, которая передавалась только по наследству. Чума, наверное, была…
Вот этот последний шар получил имя "УотУсуму Тонг Дуурай", что означает "Преступник, который вырвался из земли и уничтожил все". Он уничтожил НюргунаБоотура и всех кочевников. С тех пор никто не ходит в ту местность с дырой и в народе она называется «Долина смерти».
(Семёнов В.А.)


Сказ - жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом.
1. У нас в деревне за мной 2 здания, которые я должен обходить, одно нежилое и вот это здание, которое нежилое, там раньше был детский сад и вот ночами (я боюсь туда ходить это здание уже старое, года 2 не эксплуатируется и уже разваливается из-за перепадов температуры, такое кирпичное здание) при обходах порой слышится детский плачь и будто игрушки брякают, звуки такие. И вот я иду туда проверить, постоянно замечаю разбросанные там кругом игрушки, а самое интересное знаешь, что? Они всегда по-разному валяются!А я там на объекте не один. Так вот этот второй рассказывал, что замечал подобные явления.

(Белявский А.Д.)

2. … По телевизору было выступление какого-то экстрасенса, а за несколько дней до того, как я смотрел эту передачу, мне мама рассказывала, как был один мужик, он из воды водку делал. Так вот вдохновленный всей этой мистикой смотрел я уже подобное шоу и… ну… в общем этот экстрасенс предложил достать какую-либо неработающую технику. У меня как раз телефон уже с пологода сломанный лежал. И именно в это день я его и д**чил, но он никак не работал то есть я подключал зарядку, батарейку менял, бил об стену но никаких признаков жизни он никак не подавал. А этот экстрасенс соблазнил меня своей идеей, что он типа…починит телефон или какую-то технику… суть заключалась в том, что он по всей стране запускает какую-то энергетическую волну… а я… как какой-то умственно отсталый должен был сидеть с этим телефоном… пристально смотреть на него и повторять что-то вроде «работай, работай» и естественно должен был верить во всю эту фигню. Спустя несколько часов перекусов и хождения покурить в один из криков работай он все-таки включился учитывая в то что он был подключен в тот момент к заряднику… просто он в тот момент не работал от зарядки никак а тут заработал. После этого я собственно и поверил в эту чушь минут на 15. Позже я просто обнаружил, что зарядку во вход телефона нужно было просто вставлять под определенным углом… там видимо контакты отходили. И вот он не работал.
(Вашурин И.Ю.)

3. Моя мама. Когда она была мной беременна на раннем сроке – это важно, она заболела. У нее была очень высокая температура, где-то 39 или где-то так, но очень высокая. Она пила таблетки, много таблеток, приезжали врачи, делали уколы... Специальные уколы. Я не знаю, че ставят. Но абсолютно ничто не помогало. Ну, то есть температура не падала вообще. Тогда моя бабушка сказала моей матери что на ней порча или сглаз ну что-то в этом роде. И она посоветовала ей съездить к бабушке, знахарю. Маму повезли туда, она там что-то там почитала, ну, знаешь, эти, когда наклоняются, что-то бубнят. И вот в этот же день температура собственно и спала несмотря на весь скептический настрой моей матери ко всем вот этим… сверхестественным явлениям она в некотором роде поверила в это… Не то, что бы поверила, она не стала исключать возможность того, что это есть.
(Вашурин И.Ю.)
4. У нас в деревне было здание пустое… ну как всегда. У нас там штук 5 было. И вот эти здания мы называли сектором газа. Конкретно это здание числилось под номером два. Мне было лет так 10 может 8, ну, еще мелкий. Нас было, наверное, четверо или пятеро, я еще один пацан и две девчонки. Скорее всего, четверо. Мы сидели в этомсекторе газа и девушки предложили вызвать какого-то гнома, название его я уже сейчас не помню. Но суть заключалась в том, что он должен был нас смешить или щекотать… короче, мы должны были смеяться. Ну, мы вызывали его что-то типа «гном, потом его название, приди» и вот несколько раз повторяли. Естественно, никакой гномик к нам не пришел, но сейчас уже в сознательном возрасте я понимаю, что к девушкам на тот момент пришла очень гениальная идея. Они предложили вызвать гнома сладкоежку… но с ним было не все так просто как с предыдущим гномом.. гном сладкоежка любит сладости. Для этого ритуаланужны были конфеты… и… вот эти две дамы очень заинтриговали меня вот этой мистической хренью и отправили они меня в магазин за конфетами. Я наивный, маленький не знаю, откуда у меня были деньги, может, в долг записал – это часто у нас практиковалось. Вот взял я довольно-таки вкусных конфет (на тот момент они мне нравились … «метелица» назывались) магазин как раз был напротив этого сектора газа, то есть недалеко… то есть за 5 минут я сгонял до магазина и обратно и пришел я с конфетами десятью ну, так немного, но тем не менее. Мы надкусили конфету и положили на край стола, как это было положено. Суть заключалась в том, что мы сидим над надкусанной конфетой с закрытыми глазами и повторяем:«сладкоежка, приди» три раза. Этот гном невидимый и после ну недолгого времени нахождения с закрытыми глазами этот гном должен был понадкусывать конфету еще больше. Мы не заметили сильных изменений и просто съели все конфеты.
(Вашурин И.Ю.)

5. Мне тогда лет 9 было, а общалась я со старшими девочками. Мама моя пошла корову доить, а мы играли всей оравой в поле. А на краю деревни у нас стоял дом заброшенный, там не жил никто уже давно. Говорили тогда по деревне, что, мол, бабка там жила… она еще до войны, в двадцатых годах, все колдовала там, проклятья нагоняла. И вот после того, как она умерла, дом остался пустовать. Окна заколотили, значит. Ну, и подбила нас, малышей, наша старшая самая – Валька Безинатова. Говорит: «пошли смотреть». А я трусиха жуткая была, боялась колдунью эту, но пошла… Идем, значит, через поле к дому, подходить, и как залает собака на нас… а собака та бегала по деревне, ну, просто, без цепи…Я сразу смекнула, что что-то не так там, в доме этом. Валька смелая, не боится, идет, ну и мы за ней… Зашли, значит, в дом, там темно так, стекла какие-то, г*вна навалено и воняет тухлятиной… Фу! Кольку еще вырвало тогда – такая вонь там стояла. Хотели мы уйти, а Валька тянет нас, тянет, идем – говорит. Прошлись мы по помойке этой, наткнулись на дверь. Странно… дом старый, полвека пустой простоял, а дверь целая, будто вчера установленная… А я что? Страшно мне до жути стало, мурашами покрылась и сбежала оттудова… Валька тогда мне ничего не рассказала, а возвращаться смотреть я не хотела. Да по деревне говорили, что колдунья та-то повесилась как раз в той комнате, что за дверью была…
(Сластина Т.Г.)

6. Помню, как-то лето было на грибы богатое. Вы с Томой тогда совсем маленькие были, не помните, наверное. Ездили мы на деляну, дед с Андреем и с папой твоим дрова готовили, а мы, значит, с Надей за грибами пошли. Вика с вами осталась, ага... Ну, зашли, значит, в лес, Надя туда так вправо пошла, а я свернула налево, туда, где осин побольше. Иду, значит… А погода тогда хорошая такая была, солнце светило, ясно так. Нашла я там место одно около осин – там грибов навалом! Села, значит, набрала почти ведро. Пора вертать, думаю. По сторонам… Хоп-хоп… А куда идти-то? Стою, думаю. А телефонов тогда не было, кругом тайга, страшно. Ну, маленько сориентировалась, значит, по солнцу. Думаю, шла – оно высоко было, сейчас ниже – вечер как-никак. И подалась… Иду, ручей передо мной – не поняла. Иду дальше… Иду, иду, значит… Хоп! Снова ручей. Тут-то я и поняла, что кругами я брожу. Села, значит, на пень, тапки местами поменяла, куртку вывернула, грибы все выбросила… И тут как мне стукнет что по голове! Я мигом отключилась. Не знаю, сколько я так лежала около пня-то того, но, как очнулась, я сразу же как пошла в ту сторону, какую увидела после сна-то… Дошла. Видимо, нужна я еще, бабка-то старая.
(Сластина Т.Г.)

7. Однажды я пришел в гости к друзьям и застал интересную картину: они сидели в кругу при свете свечей… И пальцами держали странную конструкцию из книги и ножниц… Эмм… ножницы находились внутри книги и были раскрыты. Из книги торчали только рукоятки ножниц… как-то так. Все это было ленточкой вот так скреплено. Два человека садились рядом и указательным пальцем держали… ну, один держал одну рукоятку ножниц, а второй держал за вторую. То есть книга находилась и эта вся конструкция в таком подвешенном состоянии. Они открывали окно и говорили, вызывали… просили… ЗВАЛИ! Духа какого-то из умерших людей Не важно, близких или кого-то из известных людей… Затем они спрашивали, допустим… какой-нибудь Иван Петрович, ты здесь? Если книга оставалась в равновесии, то это означало, что никого нет. Если книга крутилась по часовой стрелке, это означало да или какой-то положительный ответ. Если против часовой, то ответ нет. Я наблюдал за всей этой картиной и относился к этому скептически. Тогда мне предложили попробовать подержать самому это устройство из книги и ножниц. Я с другом держал ножницы и точно так же задавал вопросы. Книга вправду крутилась, но я и по сей день уверен, что она крутилась только потому, что ей помогал человек, который держал второй край ножниц. Но! Отсюда вытекает следующее: в один из таких сеансов мы спросили, есть ли кто-то в комнате, где мы были. Мы получили положительный ответ и выяснили, что кроме нас здесь живут еще два каких-то духа… это были духи умерших молодых парней. Нам стало интересно, появилась новая тема для приколов, но до того, как мы гадали, я лежал на кровати, пытался уснуть, время было часов где-то час ночи… мне послышались шаги. Мне стало лень вставать, я предположил, что мне послышалось, ну или кто-то просто встал среди ночи. Потом я опять слышал этот шум, а потом пытаюсь повернуться и не могу повернуться вообще. Вообще не могу повернуться! Мне страшно стало, сердце колотится. Потом я все-таки смог пошевелиться, мне стало пофигу и я лег спать дальше. Утром я проснулся и спросил у мамы насчет шагов, она сказала, что никуда не ходила.
(Вашурин И.Ю.)


Бывальщина - краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

1. У нас в деревне школа есть, мама там раньше сторожем работала. И вот ночью дежурит она, пошла проверять. А там спортзал на втором этаже… и вот… там лестница еще темная такая… идет она на второй этаж, слышит: стучит что-то. Она заходит в спортзал, а посредине мяч баскетбольный прыгает. Жутко. А школа эта, оказывается, на тропинке, что через кладбище проходила, построена. А кладбища-то там давно нет, сгнило уж все. Вот и говорят, мол, души ходят, а им мешает школа, вот они-то и гневаются…
(Степанова А.Е.)

2. Мне бабушка моя рассказывала… Это появилося в тридцатые года, когда эти… кулаки-то… Я сама-то путем не помню, мне лет 8 тогда было… назывались они живорезы. И вот собирались они по ночами горела у них керосиновая лампа где-то в избушке, среди леса. И вот как будто бы они это, совещались о чем-то… Значит, один мальчик пионер он был сознательный такой, честный. И вот он заметил, что где-то на краю деревни горит свет и потом утром находили убитых в избушке среди леса. И вот он решил проследить и увидел, что они, эти кулаки, собираются и решают кого резать, увидел, как топоры прячут, и вот он их выследил и побежал в сельсовет и доложил на них. И вот когда снова загорелся свет, их схватили, значит. Такая вот история в тридцатых годах существовала.
(Сластина Н.М.)

Загадка - жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как вопрос для отгадывания.

1. Загадаю зАгадку
Выну из ж*пы ягодку,
Полижу, полижу,
И опять положу.
(Язык)

2. Внутрь – ясный, Туда красный. (Нож, когда режут скотину)


3. Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит. (Солнце, тучи, река)

4. На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать.
(Вода)

5. Серебряные нити землю и небо сшивают. (Дождь)
6. Волос на волос, тело на тело и начинается темное дело. (Веки)
7. У какого молодца утром капает с конца. (Кран)
8. Почему коровы в лес ходят? (По земле)

9. Фрукты на качели
Покачаться сели.
Стоит им лишь прекратить,
Нам придется заплатить.
(Весы)

10. Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, ...
(Не вор, а дворник!)

11. Прошел огонь, воду и медные трубы. (Самогон)

(Все – Сластина Н.М.)

Поговорка - фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его.

1. Хорошо в краю родном, пахнет сеном и го*ном.
2 Будешь с*ать дальше, чем видишь!
3 Не всякая лошадь – конь.
4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
5 Что крестьянин, то и обезьянин.
6 Чем черт не шутит.
7 Как аукнется, так и откликнется.
8 По Сеньке и шапка.
9 Каков поп, таков его и приход.
10 Что посеешь, то и пожнешь.
11 Яблоко от яблони недалеко падает.
(Сластина Т.Г.)


Пословица - фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом.

1. Бог не Ерошка: видит немножко!
2. Если бы да кабы, выросли бы грибы!
3. Пива? Сс*ть будешь криво!
(Сластина Т.Г.)

4. Тыл тыалга быракыллыбат (Слова на ветер не выбрасываются.)
5. Ох - батыйа тыл (Слово, что стрела и пальма, т.е. острое слово.)
6. Иэгийэриккиатахтаах бары тыллаах (Кто с двумя ногами, имеет свой язык.)
7. Уутугэхтээх, суолбутуулээх (Вода имеет дно, дорога – конец.)
8. Киьи тыла уоттаа5ар абытай (Человеческое слово жжет сильнее огня.)
(Семёнов В. А.)