Сбор фольклорного материала

1. Работать с фольклороносителем лучше всего вдвоем: один ведет запись, другой устанавливает контакт, задает вопросы фольклороносителю.
2. Для более эффективного сбора материала желательно использовать технические средства: видеокамеру, диктофон.
3. Для продуктивной беседы с фольклороносителем необходимо создать спокойную, дружественную обстановку. Не следует начинать с формальных вопросов или уточнения анкетных данных фольклороносителя.
4. Можно начать беседу с вопроса о родине фольклороносителя: как давно он живет в этой местности? Как называлась эта улица /район/село/город раньше, сохранилось ли это наименование до сих пор? Какие названия бытуют среди местных жителей? Какие исторические места расположены неподалеку? Какие легенды /таинственные истории, связанные с этим городом /районом/ селом вы знаете?
5. Можно начать беседу с вопроса о детстве / молодости фольклороносителя: какие песни пела его мать /бабушка, какие предания он помнит со времен своей юности?
6. В начале беседы собиратель фольклора может спеть несколько частушек или рассказать анекдот, а затем спросить фольклороносителя – какие песни (анекдоты и т.д.) он помнит.
7. Целесообразно попросить фольклороносителя спеть или рассказать самые любимые его песни или сказки.
8. В процессе записи должно фиксироваться каждое слово, междометие, частицы произносимые фольклороносителем.
9. Желательно фиксировать ударения и другие особенности произношения.
10. В записи необходимо фиксировать жесты, мимику, комментарии исполнителя.
11. Нельзя прерывать фольклороносителя. Все уточнения и вопросы можно задавать только после того, как фольклороноситель закончит рассказ.
12. Необходимо записывать весь репертуар исполнителя, даже если это репертуар литературного происхождения.