ПРОГРАММА ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ

Цели учебной (фольклорной) практики
- углубленное изучение устного народного творчества в среде его бытования;
- закрепление теоретических знаний, полученных в рамках курса «Устное народное творчество»;
- формирование умений и навыков по сбору, классификации, анализу фольклорного материала.
Задачи:
- расширение и углубление знаний, полученных в рамках теоретического курса;
- приобретение навыков сбора, обобщения, классификации фольклорного материала.
Место фольклорной практики в структуре основной образовательной программы.
Фольклорная практика является обязательным разделом ООП бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Фольклорная практика входит в комплекс дисциплин по профилю подготовки «литература» и способствует закреплению материала в рамках курса «Устное народное творчество», пробуждает интерес к народному творчеству, повышает культурный и образовательный уровень обучающихся. Фольклор является формой для сохранения народных представлений об окружающем мире, и одновременно почвой для развития русской культуры. Здесь формируются основные образы, темы и сюжеты русской литературы, в связи с чем, практическое знакомство с формами бытования народного творчества способствуют успешному освоению последующих курсов по истории и теории литературы. Кроме того, в процессе прохождения практики обучающиеся овладевают навыками сбора и систематизации фольклорного материала.
Требования к уровню освоения программы.
Фольклорная практика способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100.68 – «Педагогическое образование»:
1. Общекультурные компетенции (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК– 5);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6).

2. Профессиональные компетенции (ПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
 готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В результате освоения фольклорной практики обучающийся должен:
Знать:
- методику сбора и обработки фольклорного материала.
Уметь:
- оформлять текстовый материал в виде записи текста фольклороносителя с сохранением его речевых особенностей.
По результатам практики представляется отчет в установленной форме, к которому прилагаются материалы, относящиеся к выполнению учебного задания, а именно:
а) текстуальный – записанные тесты фольклорных произведений;
б) опись фольклороносителей – с обязательным паспортом фольклороносителя;
в) опись жанрового состава записанного фольклора;
г) опись содержания записанных текстов,
д) видео и/или аудиоматериалы,
е) анализ собранного материала.


Содержание программы фольклорной практики


Разделы учебного дисциплины.

1. Тематические задания по группам. 1-я неделя
2. Знакомство с фольклороносителями, составление паспорта фольклороносителя. Запись беседы. 1-я неделя
3. Сбор материала, запись собранного материала со слов носителей фольклорного произведения 1-я неделя
4. Обработка собранного материала, классификация, составление описи, анализ материала. 2-я неделя
5. Оформление отчета. 2-я неделя

Содержание разделов фольклорной практики.
Фольклорная практика может проходить на выезде или стационарно.
Во время фольклорной практики обучающиеся выступают в качестве собирателей фольклора, владеющих необходимой научной подготовкой фольклориста-исследователя. В работе собирателя следует вычленить 2 этапа работы:
а) сбор материала, запись собранного материала со слов носителей фольклорного произведения;
б) обработка собранного материала, классификация, составление описи, анализ материала, оформление отчета.
1. Тематические задания по группам:
Определение целей и задач фольклорной практики, изучение способов работы с фольклороносителями; составление плана тематических бесед с фольклороносителями; знакомство с формами отчетности.
Главной задачей является сбор фольклорного материала в г. Томске и Томской области.
Рекомендуется уделять внимание современному городскому фольклору (студенческий фольклор, городской фольклор и т.д.).
2. Знакомство с фольклороносителями, составление паспорта фольклороносителя. Запись беседы.
Паспорт фольклороносителя. В паспорте фольклороносителя указываются биографические данные: год рождения, ФИО, место рождения и проживания. Особое внимание уделяется продолжительности жизни фольклороносителя в данной местности, указывается год рождения и профессия фольклороносителя.
Во время беседы с фольклороносителем следует задавать вопросы общекультурного и этнографического характера: о традициях и обычаях, распространенных в данной местности, истории города (села) и территориальных локусов (района, квартала); обычаях и преданиях, связанных с данной местностью; способах ведения хозяйства; биографии фольклороносителя. В беседе могут участвовать не менее двух собирателей. Один преимущественно задает вопросы и поддерживает разговор, второй осуществляет запись.
3. Сбор материала, запись собранного материала со слов носителей фольклорного произведения.
Все ответы фольклороносителей заносятся в черновую тетрадь собирателя фольклора. Запись должна соответствовать критерию точности: в ней фиксируются все слова, произнесенные фольклороносителем, включая частицы и междометия. В отдельных случаях целесообразно расставлять ударения и фиксировать другие особенности речи фольклороносителя. Не допускается адаптация, корректировка, правка фольклорного материала.
4. Обработка собранного материала, классификация, составление описи, анализ материала.
Обработка собранного материала включает определение жанра, обозначение обряда, заполнение паспорта фольклороносителя. В процессе обработки собранного материала его необходимо переписать в услышанной от фольклороносителя транскрипции, провести классификацию собранного материала по жанрам.
5. Оформление отчета.
В отчет по фольклорной практике входят:
- титульный лист,
- содержание,
- паспорт фольклороносителя,
- записи фольклорного материала,
- анализ фольклорного материала,
- список использованной литературы,
- приложения (аудио-видеозаписи).

Учебно-методическое обеспечение фольклорной практики
Основная литература
1. Милевская, Н. И. Русское устное народное творчество: методическое пособие / Н. И. Милевская, Томск, 2002. – 54 с.
2. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. М.: Высшая школа, 2006. – 726 с.
Дополнительная литература
1. Folk-art-net : новые горизонты творчества. От традиции — к виртуальности / Сборник статей. - М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. – 200 с. Электронный ресурс: www.centrfolk.ru/ edition/publication_online/publication_collection/599/
2. Зуева, Т. В. Русский фольклор: учебник / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М.: Флинта. Наука, 2003. – 400 c.
3. Иванова, Т. Г. История русской фольклористики XX века [текст]: 1900 – первая половины 1941 гг.: [монография] / Т. Г. Иванова; Институт русской литературы РАН. – СПб: Дмитрий Буланин, 2009 – 799 с.
4. Игумнов, А. Г. Поэтика русской исторической песни [текст] : [монография] / А. Г. Игумнов. – Новосибирск : Наука, 2007. – 248 с.
5. Из истории русской фольклористики [текст] / РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); [редколлегия] : А. Н. Розов (отв.ред. и др.). – СПб, Наука. Вып. 7. – 2007. – 539 с.
6. Интернет и фольклор. Сборник научных статей / сост. А. В. Захаров. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. – 320 с. Электронный ресурс: http://www.centrfolk.ru/edition/ books/scientific_articles/452/
7. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору [текст]; учеб. пособие для вузов / Е. А. Костюхин. – М.: Дрофа, 2004. – 332 с.
8. Налепин, А. Л. Два века русского фольклора [текст] : опыт и сравнительное освещение подходов в фольклористике России, Великобритании и США в 19-20 столетиях / А. Л. Налепин. Институт мировой литературы РАН: М.: ИМЛИ-РАН, 2009. – 502 с.
9. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – 710 с.

Средства обеспечения фольклорной практики

Рекомендуемые сайты:

Государственный республиканский центр русского фольклора министерства РФ. Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/ books/scientific_articles/452/
Русский фольклор. Режим доступа: rusfolklor.ru,
Рутения: фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Режим доступа: www.ruthenia.ru/folklore;
Фольклорная практика. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~ umo/Sovet.files/praktiki/folklor.htm;
Фольклорная практика. Программа. Челябинск 2003. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~folk/old/04/practica;
Пухова Т.В. Полевая фольклорная практика. Учебное пособие. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/296/40296;

Методические рекомендации по организации фольклорной практики
Методические рекомендации преподавателю

Фольклорная практика – важный элемент в практическом освоении жанров устного народного творчества. Во время подготовки к фольклорной практике следует уделить особое внимание методике сбора и классификации фольклорного материала. Руководитель следит за процессом сбора и записи материала, паспорта фольклороносителей, анализом материала, оформлением отчета. При необходимости координирует действия студентов, уточняет задание в соответствии с обстоятельствами. В конце практики руководитель оценивает проделанную студентами работу и дает характеристику каждого отчета.
Методические рекомендации для обучающихся.
Фольклорная практика проводится согласно учебному плану. Ее продолжительность – 2 недели. В I семестре обучающиеся прослушивает курс устного народного творчества и сдают экзамен. В весеннюю сессию во ІI семестре прослушивают инструктаж по проведению фольклорной практики. После инструктажа обучающиеся по приказу организованно выходят на фольклорную практику – в Томскую область или собирают фольклор в г. Томске. По итогам практики обучающиеся сдают материалы – отчеты по фольклорной практике. Вместе с записями каждый участник фольклорной практики сдает анализ собранно материала, в котором дается его подробная характеристика (по установленной форме).
На заключительном этапе проводится конференция по итогам фольклорной практики, обсуждаются отчеты обучающихся, определяются перспективы использования собранных материалов.


Сбор материала
Основной формой получения фольклорного материала является метод беседы. Во время беседы с фольклороносителями практиканты задают уточняющие и наводящие вопросы, которые, с одной стороны, активизируют память фольклороносителя, с другой – направляют беседу в интересующее собирателя русло.
Примерный перечень тем бесед для сбора фольклорного материала (Приложение) .
Формы отчетной документации по фольклорной практики
Из материалов, собранных обучающимися компонуется отчет, материалы которого представляются на защите.

Форма отчета

1. Титульный лист (см. приложение 3).
2. Оглавление.
3. Паспорт фольклороносителей.
4. Собранный материал
5. Анализ собранного материала.
6. Учетная карточка.