Логопедическая работа в дооперационном периоде

 

Для любого ребенка с первых недель жизни важен не только хороший уход, но и предпосылки к правильному речевому развитию. Родители должны знать примерные сроки формирования речевых и интеллектуальных навыков у детей, чтобы своевременно и правильно способствовать их развитию. Особенно важно это для детей первого года жизни.

 

Формирование и закрепление речевых и интеллектуальных навыков у детей от рождения до одного года при нормальном развитии.

Возраст ребенка

Проявление психического развития ребенка

Рекомендации родителям

1 месяц

Сосредотачивает внимание на звуке, затихает при резком звуке.

Обращайтесь к малышу улыбаясь, с ласковой и негромкой речью. Повесьте погремушки на кроватку.

2 – 3 месяца

На обращенную речь малыш реагирует с улыбкой, короткими звуками. Появляется гуление.

Развивайте зрительное и слуховое внимание. Обращенные слова должны быть четкими, не сложными.

4 – 5 месяцев

 

Безошибочно определяет направление звука. Появляется лепет.

 Закрепляйте звуки, которые непроизвольно появляются у ребенка.

5 – 6 месяцев

 

Малыш различает характер звука, интонацию.

Повторяйте ребенку звукосочетания «ау-ау-ау», «ку-ку-ку» при этом прячась. Погремите погремушкой, позвоните в колокольчик, стимулируйте отыскивание источника звука.

7 – 8 месяцев

 

Малыш сочетает слова с предметами, находит взглядом знакомые игрушки.

Знакомьте ребенка с играми «Ладушки», «Сорока – ворона»

9 -12 месяцев

Малыш сочетает слова с действиями, самостоятельно произносит 4 -10 слов

Упражняйте ребенка в умениях «Дай ручку!», «До свидания!». Называйте знакомые предметы, учите повторять слова.

У детей, имеющих при рождении открытую ринолалию, кроме анатомических дефектов в области твердого и мягкого неба, верхней губы, имеются функциональные нарушения, вызванные расщелинами:

* вялость мышц задней стенки глотки и мягкого неба;

* недостаточное развитие жевательной и глотательной мускулатуры;

* чрезмерное развитие корня языка при вялости его кончика;

* расстройство физиологического и фонационного дыхания.

Из-за дефектов в строении речевого аппарата все гласные звуки произносятся не дифференцированно, при произнесении согласных наблюдается сближение артикуляции многих звуков, отмечается гиперназализация.

Дооперационная логопедическая работа с такими детьми очень важна, так как ее целью является недопущение образование компенсаторных патологических привычек и создание базы для развития нормальной речи.

 

                Дооперационная логопедическая работа.

 

Примерные сроки

логопедического воздействия

Раздел коррекции Рекомендации родителям
3 -4 недели Постановка правильного диафрагмального дыхания Предотвращение закрепления ключичного типа дыхания. Формирование нижне-реберного типа дыхания.
2 – 4 недели Развитие фонационного дыхания Торможение ускоренного выдоха.
3 – 5 недель

 

Укрепление мышц задней стенки глотки  Питье мелкими глотками киселя, сока. Протяжное пение нелабиализованных гласных «А, Э, Ы»
2 – 4 недели

 

Пальцевой массаж сегментов неба (остаточных) По краям расщелины производятся поглаживающие, растирающие и вибрационные движения.
 

4 – 5 недель

Развитие речевой моторики Открывание и закрывание рта, высовывание языка из ротовой полости, перемещение языка вперед. Активизация губ

Далее ребенок поступает на оперативное лечение в условиях специализированной клиники или отделения. В зависимости от типа расщелины, тяжести врожденного дефекта, проводится пластика в несколько этапов.

 

          Лечебные мероприятия в послеоперационном периоде.

 

На вторые – третьи сутки после оперативного лечения в условиях стационара на операционном поле проводится лазерная терапия с целью стимуляции заживления и формирования более нежных постоперационных рубцов.

После снятия швов и выписки из стационара необходимо проводить тепловое лечение и массаж верхней губы:

1. Парафиновые аппликации в течение 20 – 3- дней при температуре 40-45 градусов.

2. Аппликации из травяной кашицы (ромашки, подорожника) аппликации в течение 20 – 3- дней при температуре 40-45 градусов.

3. Массаж верхней губы. Курс состоит из 25 – 30 сеансов, проводится ежедневно 3 раза в день по 6 – 8 минут для детей дошкольного возраста, по 3 – 4 минуты для детей грудного возраста. Целью массажа является восстановление функции верхней губы, профилактика формирования грубых, обезображивающих рубцов.