Логопедическая работа в дооперационном периоде
Для любого ребенка с первых недель жизни важен не только хороший уход, но и предпосылки к правильному речевому развитию. Родители должны знать примерные сроки формирования речевых и интеллектуальных навыков у детей, чтобы своевременно и правильно способствовать их развитию. Особенно важно это для детей первого года жизни.
Формирование и закрепление речевых и интеллектуальных навыков у детей от рождения до одного года при нормальном развитии.
Возраст ребенка |
Проявление психического развития ребенка |
Рекомендации родителям |
1 месяц |
Сосредотачивает внимание на звуке, затихает при резком звуке. |
Обращайтесь к малышу улыбаясь, с ласковой и негромкой речью. Повесьте погремушки на кроватку. |
2 – 3 месяца |
На обращенную речь малыш реагирует с улыбкой, короткими звуками. Появляется гуление. |
Развивайте зрительное и слуховое внимание. Обращенные слова должны быть четкими, не сложными. |
4 – 5 месяцев
|
Безошибочно определяет направление звука. Появляется лепет. |
Закрепляйте звуки, которые непроизвольно появляются у ребенка. |
5 – 6 месяцев
|
Малыш различает характер звука, интонацию. |
Повторяйте ребенку звукосочетания «ау-ау-ау», «ку-ку-ку» при этом прячась. Погремите погремушкой, позвоните в колокольчик, стимулируйте отыскивание источника звука. |
7 – 8 месяцев
|
Малыш сочетает слова с предметами, находит взглядом знакомые игрушки. |
Знакомьте ребенка с играми «Ладушки», «Сорока – ворона» |
9 -12 месяцев |
Малыш сочетает слова с действиями, самостоятельно произносит 4 -10 слов |
Упражняйте ребенка в умениях «Дай ручку!», «До свидания!». Называйте знакомые предметы, учите повторять слова. |
У детей, имеющих при рождении открытую ринолалию, кроме анатомических дефектов в области твердого и мягкого неба, верхней губы, имеются функциональные нарушения, вызванные расщелинами:
* вялость мышц задней стенки глотки и мягкого неба;
* недостаточное развитие жевательной и глотательной мускулатуры;
* чрезмерное развитие корня языка при вялости его кончика;
* расстройство физиологического и фонационного дыхания.
Из-за дефектов в строении речевого аппарата все гласные звуки произносятся не дифференцированно, при произнесении согласных наблюдается сближение артикуляции многих звуков, отмечается гиперназализация.
Дооперационная логопедическая работа с такими детьми очень важна, так как ее целью является недопущение образование компенсаторных патологических привычек и создание базы для развития нормальной речи.
Дооперационная логопедическая работа.
Примерные сроки логопедического воздействия |
Раздел коррекции | Рекомендации родителям |
3 -4 недели | Постановка правильного диафрагмального дыхания | Предотвращение закрепления ключичного типа дыхания. Формирование нижне-реберного типа дыхания. |
2 – 4 недели | Развитие фонационного дыхания | Торможение ускоренного выдоха. |
3
– 5 недель
|
Укрепление мышц задней стенки глотки | Питье мелкими глотками киселя, сока. Протяжное пение нелабиализованных гласных «А, Э, Ы» |
2
– 4 недели
|
Пальцевой массаж сегментов неба (остаточных) | По краям расщелины производятся поглаживающие, растирающие и вибрационные движения. |
4 – 5 недель |
Развитие речевой моторики | Открывание и закрывание рта, высовывание языка из ротовой полости, перемещение языка вперед. Активизация губ |
Далее ребенок поступает на оперативное лечение в условиях специализированной клиники или отделения. В зависимости от типа расщелины, тяжести врожденного дефекта, проводится пластика в несколько этапов.
Лечебные мероприятия в послеоперационном периоде.
На вторые – третьи сутки после оперативного лечения в условиях стационара на операционном поле проводится лазерная терапия с целью стимуляции заживления и формирования более нежных постоперационных рубцов.
После снятия швов и выписки из стационара необходимо проводить тепловое лечение и массаж верхней губы:
1. Парафиновые аппликации в течение 20 – 3- дней при температуре 40-45 градусов.
2. Аппликации из травяной кашицы (ромашки, подорожника) аппликации в течение 20 – 3- дней при температуре 40-45 градусов.
3. Массаж верхней губы. Курс состоит из 25 – 30 сеансов, проводится ежедневно 3 раза в день по 6 – 8 минут для детей дошкольного возраста, по 3 – 4 минуты для детей грудного возраста. Целью массажа является восстановление функции верхней губы, профилактика формирования грубых, обезображивающих рубцов.