Опосредованное формирование и развитие гласных фонем А, Э, И, О, У

 

Фонема -А- и её формирование

1.     Описание правильной артикуляции:

-  Рот раскрыт, губные мышцы расслаблены, принимают овальную форму;

-  Расстояние между верхними и нижними резцами 2-3 см.;

-  Язык свободно лежит на дне полости рта, посередине спинки языка проходит продольное углубление, несколько кзади от нижних резцов, краями касаясь коренных зубов, корень языка опускается низко, а глотка принимает наименьший объем;

-  Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт. Воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;

-  Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

2.     Недостатки произношения группы гласных звуков:

-       Ларингофаренгиальный выдох;

-       Затруднённое движение мягкого нёба;

-       Нарушение подвижности мимической мускулатуры;

-       Неправильное положение языка в полости рта: высокий подъём языка и смещение вглубь ротовой полости.

3.     Формирование артикуляционного праксиса звука -А-:

Упражнение «Птенчики»

Методические указания: дети исполняют роль птенчиков, педагог – роль мамы-птички. Вначале дети широко открывают рот, выполняя беззвучную артикуляцию, педагог кладёт на кончик языка «зёрнышко» - витаминку. Затем это же упражнение выполняется с выведением языка на нижнюю губу. Дети произносят «Ам», закрывают рот и прожёвывают витаминки. Постепенно следует увеличивать время удержания рта в открытом положении.

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут и не шумят.

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят.

Мама зёрнышки несёт!

Открывайте шире рот!

 

               

Упражнение «Замочки»

Методические указания: дети устанавливают указательные и средние пальцы обеих рук на височно-нижнечелюстные суставы. При движении в суставах возможно опускание и поднимание нижней челюсти (открывание и закрывание «замочков»).

Мы замочки раскрываем,

Шире ротик открываем.

Спит спокойно язычок…

Снова ротик на замок!

 

                

Упражнение «Тёплый ветерок»

Методические указания: для формирования правильного положения языка в ротовой полости, преодоления смещения вглубь ротовой полости, необходимо проводить это упражнение с выведением широкого, расслабленного языка на нижнюю губу. Произносить звук на полном выдохе, не очень громко,  подключая тактильный контроль.

Воздух в носик набирайся!

-ААА- теплее выдувайся…

 

            

Упражнение «Покачай куклу»

Методические указания: в упражнении используется кукла. При проведении упражнения надо следить за тем, чтобы дети произносили звук плавно, спокойно, на длительном фонационном выдохе.

Куколку качай, -А- ей напевай!

А-А-А-А-А…

Красивый звук какой,

Ну-ка, шире рот открой!

 

                      

 Упражнение «Котик лакает молоко»

Методические указания: упражнение используется для переведения языка в передние отделы ротовой полости, расслабления корня языка. Проводится с игрушкой и блюдцем.

Молочко лакает кот,

Котик нас лакать зовёт.

 

       

 

ФОНЕМА -Э- и её формирование

1.     Описание правильной артикуляции:

-  Рот полуоткрыт, губы растянуты в улыбку;

-  Зубы сближены, но не смыкаются;

-  Широкий кончик языка за нижними резцами в средней части приподнят, боковые края языка касаются верхних коренных зубов, спинка языка поднята и перемещена вперед. Глотка раскрывается шире, чем при произнесении -А-;

-  Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;

-  Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

2.     Недостатки произношения:

-  Ларингофаренгиальный выдох;

-  Затруднённое движение нёба;

-  Нарушение подвижности мимической мускулатуры;

-  Недостаточная губная артикуляция;

-  Неправильное расположение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

3.     Формирование артикуляционного праксиса звука -Э-

Упражнение «Мишка»

Методические указания: используется игрушка, педагог и дети находятся в положении «на четвереньках», эта поза помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка. Дети выполняют все действия и звукоподражания вслед за педагогом. Контроль выдыхаемой струи производится тактильно (с помощью ладони) и оптически (с помощью пёрышка, полоски бумаги).

-Э-Э-Э – как мишка вы пропойте,

Ротик широко откройте!

- Детки с мишенькой играют,

И по комнате гуляют,

Все как мишка напевают:

-ЭЭЭЭЭ!-

 

Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И мишутке подпевай:

-ЭЭЭЭЭ!

 

         

Упражнение «Улыбка»

Методические указания: используется игрушка – кукла бибабо с опускающейся нижней челюстью. При работе с ней дети лучше поймут необходимость опускания нижней челюсти книзу. Следует следить за положением языка, который должен находиться в состоянии покоя за нижними резцами.

Мишка улыбается

И не напрягается.

Улыбнись, -ЭЭЭ- протяни,

Подбородок опусти!

 

                 

Упражнение «Медведь»

Методические указания: при помощи игровой ситуации активизируется звукоподражание, выполняемое детьми. Используется ширма и игрушка.

- Кто же так поёт? – ЭЭЭЭЭ-?

(мишка за ширмой)

- Это я, медведь, иду к тебе! – ЭЭЭЭЭ-!

(мишка появляется из-за ширмы)

 

         

Упражнение «Песенка для мишки»

Методические указания: игровая ситуация активизирует звукоподражание. Используется игрушка.

Мишеньку качаем,

Песню напеваем: -ЭЭЭЭЭ-…

Спит наш мишка, не шуми!

Наша песенка, звучи: -ЭЭЭЭЭ-…

 

                  

Упражнение «Кто как поёт?»

Методические указания: используются соответствующие игрушки. Дети выполняют звукоподражания на длительном фонационном выдохе.

Как козлёночек поёт? –мЭ-мЭ-мЭ-мЭ-мЭ-…

А барашек как поёт? –бЭ-бЭ-бЭ-бЭ-бЭ-…

 

             

ФОНЕМА –И- и её формирование

1.     Описание правильной артикуляции:

-  Губы в улыбки;

-  Зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы (если имеются) обнажены;

-  Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки опущена;

-  Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;

-  Голосовые складки напряжены и колеблются, в результате чего образуется голос.

2.     Недостатки произношения:

-  Ларингофаренгиальный выдох;

-  Затруднённое движение нёба;

-  Нарушение подвижности мимической мускулатуры;

-  Недостаточная губная артикуляция;

-  Неправильное расположение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

3. Формирование артикуляционного праксиса звука -И-:

Упражнение «Улыбка»

Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы дети улыбались без напряжения, обнажая как верхние, так и нижние зубы.

Улыбнулись губки,

Показались зубки!

Губки улыбнулись,

К ушкам потянулись.

 

           

Упражнение «Петрушка»

Методические указания: при выполнении необходимо следить за правильным артикуляционным укладом, направлением ротовой воздушной струи, подключая слуховой и зрительный контроль. Используется кукла Петрушка.

Посмотрите, как Петрушка

         Тянет ротик прямо к ушкам!

И скажите -ИИИИИ-…

Ротик к ушкам растяни!

 

              

Упражнение «Ослик»

Методические указания: упражнение способствует развитию подвижности нижней челюсти. Используется картинка или игрушка.

-И-А!-  -И-А!-  -И-А!-

Ослик так поёт всегда!

 

                

Упражнение «Язычок загорает»

Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы язык не смещался вглубь ротовой полости. Используется картинка.

Язычок наш загорает…

(широкий язык лежит на нижней губе)

В ротик лег и отдыхает…

(язык в состоянии покоя лежит

за нижними зубами)

Язычок, спи, отдыхай!

Никуда не убегай!

 

     

Упражнение «Лошадка»

 Методические указания: используется игрушка. При выполнении необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук длительно, удерживая язык за нижними резцами, а губы в улыбке.

-ИИИИИ-!

Эй, лошадка, нас вези!

-ИИИИИ-!

Ты как ветерок лети!

 

             

 

ФОНЕМА -О- и её формирование

1.     Описание правильной артикуляции:

-  Губы округлены и немного выдвинуты вперёд;

-  Зубы закрыты округлёнными губами;

-  Задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

-  Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;

-  Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

2.     Недостатки произношения:

-  Ларингофаренгиальный выдох;

-  Затруднённое движение мягкого нёба;

-  Нарушение подвижности мимической мускулатуры;

-  Недостаточная губная артикуляция;

-  Неправильное положение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

3.     Формирование артикуляционного праксиса звука -О-:

Упражнение «Сушка»

Методические указания: используется хлебобулочное изделие сушка-малютка. Её использование помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизации губной артикуляции.

Сушку губками возьмите,

-ООООО- тихонько протяните!

Сушки губками возьмём

-ООООО- мы вместе пропоём!

 

         

Упражнение «Котик испугался»

Методические указания: используются игрушки. При выполнении необходимо следить за правильностью артикуляции и фонационным выдохом.

Котик серенький гулял

И собачку увидал.

-ОЙ!-ОЙ!-ОЙ!-

Испугался котик мой.

 

     

Упражнение «Удивление»

Методические указания: используется новая игрушка (сюрпризный момент). Необходимо следить за правильным артикуляционным укладом и фонационным выдохом.

Ребятки удивляются,

Их губки округляются.

-ООООО-! - детки удивляются.

-ООООО-! - губки округляются.

 

      

Упражнение «Выдох»

Методические указания: дети спокойно опускают голову к груди, плавно произнося звук. Используется тактильный контроль.

Вниз головку опускаем,

-ООООО- теплее выдыхаем.

Головку мы опустим вниз,

Выдох -ООООО- наш покатись…

 

            

Упражнение «Кукла заболела»

Методические указания: используется игрушка. Дети произносят звукоподражание на тёплом фонационном выдохе. Необходим тактильный (при помощи ладони) и оптический (при помощи пёрышка, полоски бумаги) контроль.

Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать:

-ООООО-!

 

   

ФОНЕМА -У- и её формирование

1.     Описание правильной артикуляции:

-  Губы в положении «хоботка» («трубочки») выдвинуты вперёд;

-  Зубы не смыкаются, они закрыты губами;

-  Задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу, оттянута кзади;

-  Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;

-  Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

2.     Недостатки произношения:

-  Ларингофаренгиальный выдох;

-  Затруднённое движение мягкого нёба;

-  Недостаточная губная артикуляция;

-  Неправильное положение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

3.     Формирование артикуляционного праксиса звука -У-:

 

Упражнение «Слонёнок»

Методические указания: используется картинка или игрушка. Необходимо следить за правильной артикуляцией.

На слонёнка погляжу,

Губки хоботком сложу!

На слонёнка погляжу,

Губки трубочкой сложу!

 

          

Упражнение «Дудочка»

Методические указания: упражнение способствует активизации губной мускулатуры, артикуляции и ротового выдоха. Необходимо следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот и не выдвигалась вперёд нижняя челюсть. Используется картинка и игрушка.

В дудочку сыграю я,

Вы послушайте меня!

Ай-ду-ду, ай-ду-ду,

Я играя во дуду!

 

            

Упражнение «Лялечка»

Методические указания: используется картинка или игрушка. Необходимо следить за повторением звуков на плавном выдохе.

Плачет лялечка -УА-УА-УА-!

Наша ляля так мала!

Кричит лялечка: -УА-УА-УА-!

Наша ляля голодна.

 

       

Упражнение «Ау!»

Методические указания: при произнесении звукосочетания «Ау» звук -У- следует выделять голосом, произнося его длительнее на мягком, плавном выдохе. Используется картинка.

Заблудились мы в лесу

И кричим: -Ау!-Ау!-АУ!-

Маша, ты у нас в лесу?

Мы зовём тебя, -АУ!-

 

                    

Упражнение «Паровоз»

Методические указания: упражнение проводится  на полу в позе «на четвереньках», используется игрушка. Упражнение способствует нормализации положения языка в полости рта  и преодолению  чрезмерного участия корня языка и гортани в произношении звука. Необходимо следить за тем,  чтобы звук «летел» изо рта ребёнка.

Загудел наш паровоз: -У!-У!-У!-

И ребяток повёз: -У!-У!-У!-

Что там громко там звучит: -У!-У!-У!-

Это паровозик мчит: -У!-У!-У!-

 

         

Как показывает  практика моей работы  с детьми, имеющими врожденные расщелины,  на базе сформированного физиологического и фонационного типов дыхания, сформированных лабиализованных гласных фонем, остальные звуки родного языка ставятся намного быстрее и легче. Так как основная работа по формированию направленной воздушной струи проведена и создано достаточное внутриротовое давление, необходимое для образования согласных фонем. Для каждого ребенка – ринолалика осуществляется индивидуальный план постановки, автоматизации и дифференциации согласных звуков.

 

 

Используемая литература:

- Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия; М.: Просвещение, 1989г.

- Соболева Е.А. Ринолалия; М: Астрель, 2006г.

Приложение № 1