Опосредованное формирование и развитие гласных фонем А, Э, И, О, У
Фонема -А- и её формирование
1. Описание правильной артикуляции:
- Рот раскрыт, губные мышцы расслаблены, принимают овальную форму;
- Расстояние между верхними и нижними резцами 2-3 см.;
- Язык свободно лежит на дне полости рта, посередине спинки языка проходит продольное углубление, несколько кзади от нижних резцов, краями касаясь коренных зубов, корень языка опускается низко, а глотка принимает наименьший объем;
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт. Воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2. Недостатки произношения группы гласных звуков:
- Ларингофаренгиальный выдох;
- Затруднённое движение мягкого нёба;
- Нарушение подвижности мимической мускулатуры;
- Неправильное положение языка в полости рта: высокий подъём языка и смещение вглубь ротовой полости.
3. Формирование артикуляционного праксиса звука -А-:
Упражнение «Птенчики»
Методические указания: дети исполняют роль птенчиков, педагог – роль мамы-птички. Вначале дети широко открывают рот, выполняя беззвучную артикуляцию, педагог кладёт на кончик языка «зёрнышко» - витаминку. Затем это же упражнение выполняется с выведением языка на нижнюю губу. Дети произносят «Ам», закрывают рот и прожёвывают витаминки. Постепенно следует увеличивать время удержания рта в открытом положении.
Кушать птенчики хотят, Маму ждут и не шумят. Ротик на замок закрыт, Очень тихо все сидят. Мама зёрнышки несёт! Открывайте шире рот!
|
Упражнение «Замочки»
Методические указания: дети устанавливают указательные и средние пальцы обеих рук на височно-нижнечелюстные суставы. При движении в суставах возможно опускание и поднимание нижней челюсти (открывание и закрывание «замочков»).
Мы замочки раскрываем, Шире ротик открываем. Спит спокойно язычок… Снова ротик на замок!
|
Упражнение «Тёплый ветерок»
Методические указания: для формирования правильного положения языка в ротовой полости, преодоления смещения вглубь ротовой полости, необходимо проводить это упражнение с выведением широкого, расслабленного языка на нижнюю губу. Произносить звук на полном выдохе, не очень громко, подключая тактильный контроль.
Воздух в носик набирайся! -ААА- теплее выдувайся…
|
Упражнение «Покачай куклу»
Методические указания: в упражнении используется кукла. При проведении упражнения надо следить за тем, чтобы дети произносили звук плавно, спокойно, на длительном фонационном выдохе.
Куколку качай, -А- ей напевай! А-А-А-А-А… Красивый звук какой, Ну-ка, шире рот открой!
|
Упражнение «Котик лакает молоко»
Методические указания: упражнение используется для переведения языка в передние отделы ротовой полости, расслабления корня языка. Проводится с игрушкой и блюдцем.
Молочко лакает кот, Котик нас лакать зовёт.
|
ФОНЕМА -Э- и её формирование
1. Описание правильной артикуляции:
- Рот полуоткрыт, губы растянуты в улыбку;
- Зубы сближены, но не смыкаются;
- Широкий кончик языка за нижними резцами в средней части приподнят, боковые края языка касаются верхних коренных зубов, спинка языка поднята и перемещена вперед. Глотка раскрывается шире, чем при произнесении -А-;
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2. Недостатки произношения:
- Ларингофаренгиальный выдох;
- Затруднённое движение нёба;
- Нарушение подвижности мимической мускулатуры;
- Недостаточная губная артикуляция;
- Неправильное расположение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
3. Формирование артикуляционного праксиса звука -Э-
Упражнение «Мишка»
Методические указания: используется игрушка, педагог и дети находятся в положении «на четвереньках», эта поза помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка. Дети выполняют все действия и звукоподражания вслед за педагогом. Контроль выдыхаемой струи производится тактильно (с помощью ладони) и оптически (с помощью пёрышка, полоски бумаги).
-Э-Э-Э – как мишка вы пропойте, Ротик широко откройте! - Детки с мишенькой играют, И по комнате гуляют, Все как мишка напевают: -ЭЭЭЭЭ!-
Мишка песню напевает, Мишка ротик открывает. Шире ротик открывай И мишутке подпевай: -ЭЭЭЭЭ!
|
Упражнение «Улыбка»
Методические указания: используется игрушка – кукла бибабо с опускающейся нижней челюстью. При работе с ней дети лучше поймут необходимость опускания нижней челюсти книзу. Следует следить за положением языка, который должен находиться в состоянии покоя за нижними резцами.
Мишка улыбается И не напрягается. Улыбнись, -ЭЭЭ- протяни, Подбородок опусти!
|
Упражнение «Медведь»
Методические указания: при помощи игровой ситуации активизируется звукоподражание, выполняемое детьми. Используется ширма и игрушка.
- Кто же так поёт? – ЭЭЭЭЭ-? (мишка за ширмой) - Это я, медведь, иду к тебе! – ЭЭЭЭЭ-! (мишка появляется из-за ширмы)
|
Упражнение «Песенка для мишки»
Методические указания: игровая ситуация активизирует звукоподражание. Используется игрушка.
Мишеньку качаем, Песню напеваем: -ЭЭЭЭЭ-… Спит наш мишка, не шуми! Наша песенка, звучи: -ЭЭЭЭЭ-…
|
Упражнение «Кто как поёт?»
Методические указания: используются соответствующие игрушки. Дети выполняют звукоподражания на длительном фонационном выдохе.
Как козлёночек поёт? –мЭ-мЭ-мЭ-мЭ-мЭ-… А барашек как поёт? –бЭ-бЭ-бЭ-бЭ-бЭ-…
|
ФОНЕМА –И- и её формирование
1. Описание правильной артикуляции:
- Губы в улыбки;
- Зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы (если имеются) обнажены;
- Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки опущена;
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;
- Голосовые складки напряжены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2. Недостатки произношения:
- Ларингофаренгиальный выдох;
- Затруднённое движение нёба;
- Нарушение подвижности мимической мускулатуры;
- Недостаточная губная артикуляция;
- Неправильное расположение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
3. Формирование артикуляционного праксиса звука -И-:
Упражнение «Улыбка»
Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы дети улыбались без напряжения, обнажая как верхние, так и нижние зубы.
Улыбнулись губки, Показались зубки! Губки улыбнулись, К ушкам потянулись.
|
Упражнение «Петрушка»
Методические указания: при выполнении необходимо следить за правильным артикуляционным укладом, направлением ротовой воздушной струи, подключая слуховой и зрительный контроль. Используется кукла Петрушка.
Посмотрите, как Петрушка Тянет ротик прямо к ушкам! И скажите -ИИИИИ-… Ротик к ушкам растяни!
|
Упражнение «Ослик»
Методические указания: упражнение способствует развитию подвижности нижней челюсти. Используется картинка или игрушка.
-И-А!- -И-А!- -И-А!- Ослик так поёт всегда!
|
Упражнение «Язычок загорает»
Методические указания: необходимо следить за тем, чтобы язык не смещался вглубь ротовой полости. Используется картинка.
Язычок наш загорает… (широкий язык лежит на нижней губе) В ротик лег и отдыхает… (язык в состоянии покоя лежит за нижними зубами) Язычок, спи, отдыхай! Никуда не убегай!
|
Упражнение «Лошадка»
Методические указания: используется игрушка. При выполнении необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук длительно, удерживая язык за нижними резцами, а губы в улыбке.
-ИИИИИ-! Эй, лошадка, нас вези! -ИИИИИ-! Ты как ветерок лети!
|
ФОНЕМА -О- и её формирование
1. Описание правильной артикуляции:
- Губы округлены и немного выдвинуты вперёд;
- Зубы закрыты округлёнными губами;
- Задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2. Недостатки произношения:
- Ларингофаренгиальный выдох;
- Затруднённое движение мягкого нёба;
- Нарушение подвижности мимической мускулатуры;
- Недостаточная губная артикуляция;
- Неправильное положение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
3. Формирование артикуляционного праксиса звука -О-:
Упражнение «Сушка»
Методические указания: используется хлебобулочное изделие сушка-малютка. Её использование помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизации губной артикуляции.
Сушку губками возьмите,
-ООООО- тихонько протяните! Сушки губками возьмём -ООООО- мы вместе пропоём!
|
Упражнение «Котик испугался»
Методические указания: используются игрушки. При выполнении необходимо следить за правильностью артикуляции и фонационным выдохом.
Котик серенький гулял И собачку увидал. -ОЙ!-ОЙ!-ОЙ!- Испугался котик мой.
|
Упражнение «Удивление»
Методические указания: используется новая игрушка (сюрпризный момент). Необходимо следить за правильным артикуляционным укладом и фонационным выдохом.
Ребятки удивляются,
Их губки округляются. -ООООО-! - детки удивляются. -ООООО-! - губки округляются.
|
Упражнение «Выдох»
Методические указания: дети спокойно опускают голову к груди, плавно произнося звук. Используется тактильный контроль.
Вниз головку опускаем, -ООООО- теплее выдыхаем. Головку мы опустим вниз, Выдох -ООООО- наш покатись…
|
Упражнение «Кукла заболела»
Методические указания: используется игрушка. Дети произносят звукоподражание на тёплом фонационном выдохе. Необходим тактильный (при помощи ладони) и оптический (при помощи пёрышка, полоски бумаги) контроль.
Заболела куколка, Надо ей поспать. Заболела куколка, Начала стонать: -ООООО-!
|
ФОНЕМА -У- и её формирование
1. Описание правильной артикуляции:
- Губы в положении «хоботка» («трубочки») выдвинуты вперёд;
- Зубы не смыкаются, они закрыты губами;
- Задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу, оттянута кзади;
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идёт ЧЕРЕЗ РОТ;
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
2. Недостатки произношения:
- Ларингофаренгиальный выдох;
- Затруднённое движение мягкого нёба;
- Недостаточная губная артикуляция;
- Неправильное положение языка в полости рта: чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
3. Формирование артикуляционного праксиса звука -У-:
Упражнение «Слонёнок»
Методические указания: используется картинка или игрушка. Необходимо следить за правильной артикуляцией.
На слонёнка погляжу, Губки хоботком сложу! На слонёнка погляжу, Губки трубочкой сложу!
|
Упражнение «Дудочка»
Методические указания: упражнение способствует активизации губной мускулатуры, артикуляции и ротового выдоха. Необходимо следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот и не выдвигалась вперёд нижняя челюсть. Используется картинка и игрушка.
В дудочку сыграю я, Вы послушайте меня! Ай-ду-ду, ай-ду-ду, Я играя во дуду!
|
Упражнение «Лялечка»
Методические указания: используется картинка или игрушка. Необходимо следить за повторением звуков на плавном выдохе.
Плачет лялечка -УА-УА-УА-! Наша ляля так мала! Кричит лялечка: -УА-УА-УА-! Наша ляля голодна.
|
Упражнение «Ау!»
Методические указания: при произнесении звукосочетания «Ау» звук -У- следует выделять голосом, произнося его длительнее на мягком, плавном выдохе. Используется картинка.
Заблудились мы в лесу И кричим: -Ау!-Ау!-АУ!- Маша, ты у нас в лесу? Мы зовём тебя, -АУ!-
|
Упражнение «Паровоз»
Методические указания: упражнение проводится на полу в позе «на четвереньках», используется игрушка. Упражнение способствует нормализации положения языка в полости рта и преодолению чрезмерного участия корня языка и гортани в произношении звука. Необходимо следить за тем, чтобы звук «летел» изо рта ребёнка.
Загудел наш паровоз: -У!-У!-У!- И ребяток повёз: -У!-У!-У!- Что там громко там звучит: -У!-У!-У!- Это паровозик мчит: -У!-У!-У!-
|
Как показывает практика моей работы с детьми, имеющими врожденные расщелины, на базе сформированного физиологического и фонационного типов дыхания, сформированных лабиализованных гласных фонем, остальные звуки родного языка ставятся намного быстрее и легче. Так как основная работа по формированию направленной воздушной струи проведена и создано достаточное внутриротовое давление, необходимое для образования согласных фонем. Для каждого ребенка – ринолалика осуществляется индивидуальный план постановки, автоматизации и дифференциации согласных звуков.
Используемая литература:
- Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия; М.: Просвещение, 1989г.
- Соболева Е.А. Ринолалия; М: Астрель, 2006г.
Приложение № 1