Пояснительная записка

 

   Врожденные расщелины лица и неба являются тяжелым пороком развития детского организма, поэтому проблема их лечения, издавна привлекавшая к себе внимание специалистов разного профиля, до настоящего времени остается актуальным вопросом патологии детского возраста. Это связано с тем, что расщелины лица, твердого и мягкого  неба, кроме косметического дефекта, вызывают сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений в развитии ребенка. Устранить эти нарушения одномоментно невозможно. Такие дети требуют длительного, систематического лечения, начатого с момента рождения ребенка, с привлечением широкого круга специалистов (Приложение № 1).

При расщелинах губы, твердого и мягкого неба все произносимые звуки приобретают сильный носовой оттенок, который грубо нарушает внятность речи. В большинстве случаев страдает не только звуковая сторона речи, а имеется более глубокое системное нарушение всех ее компонентов. Поэтому необходимы длительные занятия с учителем - логопедом как до оперативного лечения, так и после него. Целью дооперационной логопедической работы является недопущение образования компенсаторных патологических привычек и создание базы для развития нормальной речи.

Современная хирургия достигла значительных успехов в вопросах устранения расщелин верхней губы и неба. Дети с врожденными расщелинами оперируются уже в раннем возрасте. Новорожденные дети оформляются на диспансерный учет. В зависимости от вида, формы и тяжести расщелины неба у детей им проводится соответствующее оперативное лечение: либо ушивание, либо двухэтапные методы оперативного лечения. Далее осуществляется контроль врачей – специалистов: стоматологов, ортодонтов, отоларингологов, кардиологов. Расщелины верхней губы устраняются на первом году жизни. Оперативное лечение твердого неба следует рассматривать как меру неотложной хирургии, так как позднее устранение дефекта неба в большинстве случаев приводит к необратимым изменениям сто стороны уха, горла, носа и верхней челюсти, а значит и речи.

Задачи, стоящие перед оперативным лечением по поводу устранения расщелин двояки. Первая задача заключается в восстановлении анатомической формы небного свода, а вторая задача – в развитии нормальной речи и правильного произношения.

Сама по себе операция непосредственно не дает заметного улучшения, она призвана создать анатомо – физиологические условия для восстановления речи. Восстановление речи достигается путем специальных занятий с логопедом. Следует также знать, что раннее хирургическое лечение детей (до трехлетнего возраста) с расщелинами способствует правильному формированию речи, что является важным фактором, способствующим нормальному интеллектуальному развитию.

После выписки из лечебного учреждения, снятия швов и исчезновения воспалительных явлений, ребенок поступает в ДОУ компенсирующего вида, с этого момента начинается сложная система работы с ребенком, имеющим речевое заключение: открытая ринолалия. Вся коррекционная работа проводится на фоне доброжелательной, здоровой атмосферы.

У детей с открытой ринолалией, наряду с особенностями нарушения речевого развития, отмечаются и вторичные нарушения психических процессов. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития. Отмечено, что у детей с незначительно выраженными дефектами речи вторичные невротические и психические процессы выражены слабо и существенно не нарушают адаптацию подобных детей в семье и в дошкольном коллективе. У некоторых детей с так называемой сильной волей незначительное нарушение речи вообще не влияет на их поведенческие реакции. При этом у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов. Практика работы показывает, что дети с открытой ринолалией обладают неустойчивым и рассеянным вниманием (нестабильным или иссякающим), при этом его объем и точность почти не страдают. В случае нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности. В большей степени у детей с ринолалией страдает эмоционально-волевая сфера. Так как их речь малопонятна для окружающих, происходит нарушение социальных контактов. Гнусавая малопонятная речь оказывает большое отрицательное влияние на развитие ребенка. Дети-ринолалики тяжело переживают свой дефект. Довольно часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, лабильность настроения, слабость активного торможения. У детей-ринолаликов вследствие перечисленных психо-эмоциональных нарушений бывают неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации. Также отмечаются особенности в игровой деятельности: в играх преобладает сюжет лечения, дети - ринолалики подолгу играют в одиночестве, не желают включаться в игру с остальными детьми группы.

Для предупреждения возможных психических нарушений мы внимательно следим за соматическим здоровьем таких детей, их физическим развитием. Разъясняем родителям таких воспитанников, что не нужно слишком опекать такого ребенка, считая его тяжело больным и слабым. Атмосфера вокруг таких детей должна быть бодрой, здоровой, и оптимистичной. Важно, чтобы такие дети общались со здоровыми сверстниками, посещали помимо детского сада бассейн, музыкальные, танцевальные или спортивные кружки.