Послеоперационная логопедическая работа
Основные приемы логопедического массажа верхней губы.
| Точка приложения | Вид воздействия. Действие на ткани | Техника выполнения | 
| Верхняя прооперированная губа | Поглаживание в течение одной минуты. Расслабляющее, болеутоляющее действие. Очищение кожи от эпидермиса, улучшение дыхания кожи | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от основания носа вниз до края губы, а также в стороны с легким растиранием самого рубца. | 
| 
 Верхняя прооперированная губа | Растирание в течение трех минут. Способствует растяжению рубцов и спаек. Предупреждает сращение с глубжележащими тканями. | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей прямолинейно, продольно и поперечно, а также спиралевидными движениями, массируется с применением детского крема. | 
| 
 Верхняя прооперированная губа | Разминание в течение трех минут. Способствует усилению кровоснабжения мышц, стимуляции крово – и лимфообращения, повышению тонуса мышечного волокна. | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей сдавливанием, щипцеобразным захватом, сдвиганием в продольном и поперечном направлениях. Сдавливание выполняется бипальгарно. | 
| Верхняя прооперированная губа | Вибрация в течение полутора минут. Способствует усилению и восстановлению угасших рефлексов, улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов. 
 | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по ходу послеоперационного рубца и всей верхней губы с остановками для точечной вибрации. | 
С целью улучшения кровоснабжения вновь созданного твердого неба, рассасывания рубцовой ткани, необходимо проведение курса массажа. Его проводят после снятия швов и исчезновения воспалительных явлений.
Основные приемы логопедического массажа твердого и мягкого неба.
| Точка приложения | Вид воздействия. Действие на ткани | Техника выполнения | 
| Твердое и мягкое небо | Поверхностное поглаживание в течение 30 секунд. Способствует снижению тонуса мышц, ускорению тока лимфы, улучшению кровообращения, обезболиванию. | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от передних резцов по твердому небу к носоглотке. | 
| 
 Твердое и мягкое небо | Прерывистое поглаживание в течение 30 секунд. Способствует ускорению кровообращения, повышению сократительной функции мышц. | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Пальцы двигаются короткими рывками по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов. | 
| Твердое и мягкое небо | Растирание в течение 1,5 минут. Способствует растяжению рубцов, рассасыванию и удалению патологических отложений. | Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении, поперечно мягкому небу, а также спиралевидно. | 
| Твердое и мягкое небо по точкам выхода нервно – сосудистых пучков 
 | Растирание в течение 30 секунд. Способствует понижению нервной возбудимости и улучшению местного кровообращения. | Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по 10 секунд на каждой точке. | 
| Твердое и мягкое небо | Разминание в течение 2 минут. Способствует улучшению крово – и лимфообращения, быстрому удалению продуктов обмена и ускорению восстановительных процессов. Повышению эластичности тканей, предупреждению вторичных деформаций верхней челюсти вследствие рубцовых стяжений. | Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Темп выполнения медленный, плавный в продольном и поперечном направлениях. Движения в виде сдавливания, сжимания. | 
| Твердое и мягкое небо | Точечная и лабильная вибрация в течение 1 минуты. Способствует улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов. Способствует уменьшению болевой чувствительности и улучшению функционального состояния мышц. | Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по точкам выхода нервных окончаний (точечная вибрация), по ходу волокон (лабильная вибрация). | 
Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. У детей с врожденными расщелинами дыхательные функции грубо нарушены, сами по себе они не восстановятся, поэтому требуют длительной коррекции. Коррекция нарушенной функции дыхания заключается в устранении патологического ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования предпосылок речевого развития является нижнее – реберное, косто – абдоминальное дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха. Для постановки правильного типа дыхания проводится специальная дыхательная гимнастика.
Формирование нижнее – рёберного, косто - абдоминального дыхания,
дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период
у детей с речевым заключением ринолалия.
| Варианты дыхательных упражнений | Используемые игрушки | Методические указания к выполнению, стихотворный вариант | 
| «КОРАБЛИК» 
 | Пластмассовый (бумажный) кораблик | Исходное положение - лёжа на коврике, на животе ребёнка кораблик. Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Ветер на море гуляет) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (И кораблик подгоняет) Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Он бежит себе в волнах) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (На раздутых парусах) | 
| «МЯЧИК» 
 | Надувной (резиновый) мяч | Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), на уровне живота ребёнок держит мяч руками. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Вот мы мячик надуваем, воздух носом набираем) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Мячик сдулся - вот беда, воздух вышел изо рта) | 
| «ВЕТЕРОК» 
 | Ватный шарик на ниточке, бумажные полоски, листики на ниточках | Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), руки опущены; логопед подносит ко рту ребёнка при ротовом выдохе ватный шарик. *Вдох через рот (нос зажат) -живот надувается (Тихо ротиком вдохни) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Длинный ветерок пусти) *Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Воздух в носик набирается) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Ветер тёплый выдувается) | 
| «ШАРИК» 
 | Воздушный шарик | Исходное положение - сидя на стуле, на уровне живота ребёнок держит шарик руками. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Шарик, шарик мой воздушный, ты, дружок мой, непослушный) Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается (Шарик круглый, шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю и тихонечко сдуваю) | 
| «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» 
 | Мягкие игрушки | Исходное положение - лёжа на коврике. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Вечер к нам глядит в окошко, Спи, малышка, спи мой крошка) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Покачаю я кроватку, чтоб уснул малыш мой сладко) | 
| «СНЕГОВАЯ ТУЧКА» 
 | Большой комок ваты | Исходное положение - лёжа на коврике. Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Как по небу, с Севера, плыла лебедь серая) Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается (Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала) Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (На поля, озёрушки) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Белый пух да пёрышки) | 
Для того, чтобы стало возможным произнесение вначале гласных, а затем и согласных звуков, требуется направленная воздушная струя. Коррекция фонационного дыхания подразумевается на базе поставленного нижне – реберного дыхания. Воспитание направленной воздушной струи проводится при помощи специальных упражнений.
Формирование целенаправленного фонационного дыхания, дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период у детей с речевым заключением ринолалия.
| Варианты дыхательных упражнений | Используемые игрушки | Методические указания к выполнению, стихотворный материал | 
| «ЛИСТОПАД» 
 | Бумажные листья на ниточках | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Листопад, листопад, листья по ветру летят…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Дует, дует ветер, дует, задувает, С дерева листочки жёлтые срывает) | 
| «ДУДОЧКА» 
 | Игрушка дудочка | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (В дудочку подую я, Вы послушайте меня!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ай-ду-ду, ай-ду-ду, Я играю во дуду!) | 
| «ФОКУС» 
 | Трубочка для коктейля | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Надо фокус показать, Будем трубочку держать) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Вот так фокус, посмотри, Крепче трубочку держи!) | 
| «РУЧЕЁК» 
 | Трубочка для коктейля, стакан с водой | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Издалека по песенке узнаете меня!) | 
| «КОРАБЛИК» 
 | Бумажные кораблики в ёмкости с водой | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Плывёт, плывёт кораблик, Кораблик не простой) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой) | 
| «ВЕТЕРОК» 
 | Тонкие бумажные полоски | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Тёплый ветерок пусти!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, -Ф-Ф-Ф- на выдох говори) | 
| «ОСТУДИ ЧАЙ» 
 | Бумажные чашки | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Мы решили невзначай попить с другом вкусный чай…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ой, какой горячий чай! Ветерок нас выручай!) | 
| «ПОГАСИ СВЕЧУ» 
 | Горящая свеча | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Свеча горела на столе…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Но спать пора тебе и мне) | 
| «НАСОС» 
 | Картинка с изображением насоса | Исходное положение - губы сомкнуты. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Воздух в носик надувайся, «П» сквозь губы прорывайся!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Воздух ротиком вдыхаем, Через губки выдыхаем…-п-п-п-, Мы в насос с тобой играем) | 
| «КАЧЕЛИ» 
 | Пособие «Качели» | Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «И». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Дети сели на качели, Улыбнулись, полетели… Качели вверх!) Широкий язык поднимается на верхнюю губу. *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Дети сели на качели, Улыбнулись, полетели… Качели вниз!) Широкий язык опускается на нижнюю губу. (А ну-ка, язычок, держись!) | 
У детей с расщелинами отсутствует небно – глоточное смыкание, что мешает образованию различных артикуляционных смычек. С целью повышения активности мышц мягкого неба, образования небно – глоточного смыкания и поднятия небной занавески в постоперационный период проводятся специальные упражнения по стимуляции мышц, участвующих в звукопроизношении. Эти упражнения просты и понятны детям, так как основаны на физиологических процессах покашливания и позевывания.
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе покашливания).
 ______________________________________А
______________________________________А
 ______________________________________О
______________________________________О
 _______________________________________И
_______________________________________И
 _______________________________________У
_______________________________________У
 ________________________________________Э
________________________________________Э
 _______________________________________Ы
_______________________________________Ы
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).
| ААААА |  | 
| ООООО |  | 
| УУУУУ |  | 
| ЭЭЭЭЭ |  | 
| ЫЫЫЫЫ |  | 
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).
А И
     

О У
        
      
