Послеоперационная логопедическая работа

 

   Основные приемы логопедического массажа верхней губы.

 

Точка приложения

Вид воздействия. Действие на ткани

Техника выполнения

Верхняя прооперированная губа

Поглаживание в течение одной минуты. Расслабляющее, болеутоляющее действие. Очищение кожи от эпидермиса, улучшение дыхания кожи

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от основания носа вниз до края губы, а также в стороны с легким растиранием самого рубца.

 

Верхняя прооперированная губа

Растирание в течение трех минут. Способствует растяжению рубцов и спаек. Предупреждает сращение с глубжележащими тканями.

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей прямолинейно, продольно и поперечно, а также спиралевидными движениями, массируется с применением детского крема.

 

Верхняя прооперированная губа

Разминание в течение трех минут. Способствует усилению кровоснабжения мышц, стимуляции крово – и лимфообращения, повышению тонуса мышечного волокна.

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей сдавливанием, щипцеобразным захватом, сдвиганием в продольном и поперечном направлениях. Сдавливание выполняется бипальгарно.

Верхняя прооперированная губа

Вибрация в течение полутора минут.  Способствует усилению и восстановлению угасших рефлексов, улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов.

 

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по ходу послеоперационного рубца и всей верхней губы с остановками для точечной вибрации.

С целью улучшения кровоснабжения вновь созданного твердого неба, рассасывания рубцовой ткани, необходимо проведение курса массажа. Его проводят после снятия швов и исчезновения воспалительных явлений.

 

Основные приемы логопедического массажа твердого и мягкого неба.

 

Точка приложения

Вид воздействия. Действие на ткани

Техника выполнения

Твердое и мягкое небо

Поверхностное поглаживание в течение 30 секунд. Способствует снижению тонуса мышц, ускорению тока лимфы, улучшению кровообращения, обезболиванию.

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от передних резцов по твердому небу к носоглотке.

 

Твердое и мягкое небо

Прерывистое поглаживание в течение 30 секунд. Способствует ускорению кровообращения, повышению сократительной функции мышц.

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Пальцы двигаются короткими рывками по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов.

Твердое и мягкое небо

Растирание в течение 1,5 минут. Способствует растяжению рубцов, рассасыванию и удалению патологических отложений.

Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении, поперечно мягкому небу, а также спиралевидно.

Твердое и мягкое небо по точкам выхода нервно – сосудистых пучков

 

Растирание в течение 30 секунд. Способствует понижению нервной возбудимости и улучшению местного кровообращения.

Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по 10 секунд на каждой точке.

Твердое и мягкое небо

Разминание в течение 2 минут. Способствует улучшению крово – и лимфообращения, быстрому удалению продуктов обмена и ускорению восстановительных процессов. Повышению эластичности тканей, предупреждению вторичных деформаций верхней челюсти вследствие рубцовых стяжений.

Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Темп выполнения медленный, плавный   в продольном и поперечном направлениях. Движения в виде сдавливания, сжимания.

Твердое и мягкое небо

Точечная и лабильная вибрация в течение 1 минуты. Способствует улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов. Способствует уменьшению болевой чувствительности и улучшению функционального состояния мышц.

Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по точкам выхода нервных окончаний (точечная вибрация), по ходу волокон (лабильная вибрация).

Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. У детей с врожденными расщелинами дыхательные функции грубо нарушены, сами по себе они не восстановятся, поэтому требуют длительной коррекции. Коррекция нарушенной функции дыхания заключается в устранении патологического ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования предпосылок речевого развития является нижнее – реберное, косто – абдоминальное дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового  выдоха. Для постановки правильного типа дыхания проводится специальная дыхательная гимнастика.

Формирование нижнее – рёберного, косто - абдоминального дыхания,

дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период

у детей с речевым заключением ринолалия.

 

Варианты дыхательных упражнений

Используемые игрушки

Методические указания к выполнению, стихотворный вариант

«КОРАБЛИК»

Пластмассовый (бумажный) кораблик

Исходное положение - лёжа на коврике, на животе ребёнка кораблик.

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Ветер на море гуляет)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(И кораблик подгоняет)

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Он бежит себе в волнах)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(На раздутых парусах)

«МЯЧИК»

Надувной (резиновый) мяч

Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), на уровне живота ребёнок держит мяч руками.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Вот мы мячик надуваем, воздух носом набираем)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Мячик сдулся - вот беда, воздух вышел изо рта)

«ВЕТЕРОК»

Ватный шарик на ниточке, бумажные полоски, листики на ниточках

Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), руки опущены; логопед подносит ко рту ребёнка при ротовом выдохе ватный шарик.

*Вдох через рот (нос зажат) -живот надувается

(Тихо ротиком вдохни)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Длинный ветерок пусти)

*Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Воздух в носик набирается)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Ветер тёплый выдувается)

«ШАРИК»

Воздушный шарик

Исходное положение - сидя на стуле, на уровне живота ребёнок держит шарик руками.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Шарик, шарик мой воздушный, ты, дружок мой, непослушный)

Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается

(Шарик круглый, шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю и тихонечко сдуваю)

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

Мягкие игрушки

Исходное положение - лёжа на коврике.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Вечер к нам глядит в окошко, Спи, малышка, спи мой крошка)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Покачаю я кроватку, чтоб уснул малыш мой сладко)

«СНЕГОВАЯ ТУЧКА»

Большой комок ваты

Исходное положение - лёжа на коврике.

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Как по небу, с Севера, плыла лебедь серая)

Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается

(Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала)

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(На поля, озёрушки)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Белый пух да пёрышки)

 

Для того, чтобы стало возможным произнесение вначале гласных, а затем и согласных звуков, требуется направленная воздушная струя. Коррекция фонационного дыхания подразумевается на базе поставленного нижне – реберного дыхания. Воспитание направленной воздушной струи проводится при помощи специальных упражнений.

 

Формирование целенаправленного фонационного дыхания, дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период у детей с речевым заключением ринолалия.

 

Варианты дыхательных упражнений

Используемые игрушки

Методические указания к выполнению, стихотворный материал

«ЛИСТОПАД»

Бумажные листья на ниточках

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Листопад, листопад, листья по ветру летят…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Дует, дует ветер, дует, задувает,

С дерева листочки жёлтые срывает)

«ДУДОЧКА»

Игрушка дудочка

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(В дудочку подую я,

Вы послушайте меня!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ай-ду-ду, ай-ду-ду,

Я играю во дуду!)

«ФОКУС»

Трубочка для коктейля

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Надо фокус показать,

Будем трубочку держать)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Вот так фокус, посмотри,

Крепче трубочку держи!)

 

«РУЧЕЁК»

Трубочка для коктейля, стакан с водой

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Издалека по песенке узнаете меня!)

«КОРАБЛИК»

Бумажные кораблики в ёмкости с водой

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик не простой)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой)

«ВЕТЕРОК»

Тонкие бумажные полоски

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Тёплый ветерок пусти!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

-Ф-Ф-Ф- на выдох говори)

«ОСТУДИ ЧАЙ»

Бумажные чашки

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Мы решили невзначай попить с другом вкусный чай…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ой, какой горячий чай!

Ветерок нас выручай!)

«ПОГАСИ СВЕЧУ»

Горящая свеча

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Свеча горела на столе…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Но спать пора тебе и мне)

«НАСОС»

Картинка с изображением насоса

Исходное положение - губы сомкнуты.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Воздух в носик надувайся,

«П» сквозь губы прорывайся!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Воздух ротиком вдыхаем,

Через губки выдыхаем…-п-п-п-,

Мы в насос с тобой играем)

«КАЧЕЛИ»

Пособие «Качели»

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «И».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Дети сели на качели,

Улыбнулись, полетели…

Качели вверх!)

Широкий язык поднимается на верхнюю губу.

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Дети сели на качели,

Улыбнулись, полетели…

Качели вниз!)

Широкий язык опускается на нижнюю губу.

(А ну-ка, язычок, держись!)

 

У детей с расщелинами отсутствует небно – глоточное смыкание, что мешает образованию различных артикуляционных смычек.  С целью повышения активности мышц мягкого неба, образования небно – глоточного смыкания   и поднятия  небной занавески  в постоперационный период проводятся специальные упражнения по стимуляции мышц, участвующих в звукопроизношении. Эти упражнения просты и понятны детям, так как основаны на физиологических процессах покашливания и позевывания.

Формирование небно – глоточного смыкания  (на базе покашливания).

 

______________________________________А

______________________________________О

_______________________________________И

_______________________________________У

________________________________________Э

_______________________________________Ы

 

 Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).

                                   ААААА                                                                       
                                   ООООО                                                                  
                                     УУУУУ                                                              
                                    ЭЭЭЭЭ                                                               
                                   ЫЫЫЫЫ                                                                       

Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).

 

 

А                                                                                        И

     

                                                 О                                                                                      У