Послеоперационная логопедическая работа
Основные приемы логопедического массажа верхней губы.
Точка приложения |
Вид воздействия. Действие на ткани |
Техника выполнения |
Верхняя прооперированная губа |
Поглаживание в течение одной минуты. Расслабляющее, болеутоляющее действие. Очищение кожи от эпидермиса, улучшение дыхания кожи |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от основания носа вниз до края губы, а также в стороны с легким растиранием самого рубца. |
Верхняя прооперированная губа |
Растирание в течение трех минут. Способствует растяжению рубцов и спаек. Предупреждает сращение с глубжележащими тканями. |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей прямолинейно, продольно и поперечно, а также спиралевидными движениями, массируется с применением детского крема. |
Верхняя прооперированная губа |
Разминание в течение трех минут. Способствует усилению кровоснабжения мышц, стимуляции крово – и лимфообращения, повышению тонуса мышечного волокна. |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей сдавливанием, щипцеобразным захватом, сдвиганием в продольном и поперечном направлениях. Сдавливание выполняется бипальгарно. |
Верхняя прооперированная губа |
Вибрация в течение полутора минут. Способствует усилению и восстановлению угасших рефлексов, улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов.
|
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по ходу послеоперационного рубца и всей верхней губы с остановками для точечной вибрации. |
С целью улучшения кровоснабжения вновь созданного твердого неба, рассасывания рубцовой ткани, необходимо проведение курса массажа. Его проводят после снятия швов и исчезновения воспалительных явлений.
Основные приемы логопедического массажа твердого и мягкого неба.
Точка приложения |
Вид воздействия. Действие на ткани |
Техника выполнения |
Твердое и мягкое небо |
Поверхностное поглаживание в течение 30 секунд. Способствует снижению тонуса мышц, ускорению тока лимфы, улучшению кровообращения, обезболиванию. |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей по направлению от передних резцов по твердому небу к носоглотке. |
Твердое и мягкое небо |
Прерывистое поглаживание в течение 30 секунд. Способствует ускорению кровообращения, повышению сократительной функции мышц. |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Пальцы двигаются короткими рывками по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов. |
Твердое и мягкое небо |
Растирание в течение 1,5 минут. Способствует растяжению рубцов, рассасыванию и удалению патологических отложений. |
Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении, поперечно мягкому небу, а также спиралевидно. |
Твердое и мягкое небо по точкам выхода нервно – сосудистых пучков
|
Растирание в течение 30 секунд. Способствует понижению нервной возбудимости и улучшению местного кровообращения. |
Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по 10 секунд на каждой точке. |
Твердое и мягкое небо |
Разминание в течение 2 минут. Способствует улучшению крово – и лимфообращения, быстрому удалению продуктов обмена и ускорению восстановительных процессов. Повышению эластичности тканей, предупреждению вторичных деформаций верхней челюсти вследствие рубцовых стяжений. |
Выполняется концевыми фалангами второго и третьего пальцев обеих кистей. Темп выполнения медленный, плавный в продольном и поперечном направлениях. Движения в виде сдавливания, сжимания. |
Твердое и мягкое небо |
Точечная и лабильная вибрация в течение 1 минуты. Способствует улучшению трофики тканей, активизации регенеративных процессов. Способствует уменьшению болевой чувствительности и улучшению функционального состояния мышц. |
Выполняется концевыми фалангами вторых пальцев обеих кистей по точкам выхода нервных окончаний (точечная вибрация), по ходу волокон (лабильная вибрация). |
Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. У детей с врожденными расщелинами дыхательные функции грубо нарушены, сами по себе они не восстановятся, поэтому требуют длительной коррекции. Коррекция нарушенной функции дыхания заключается в устранении патологического ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования предпосылок речевого развития является нижнее – реберное, косто – абдоминальное дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха. Для постановки правильного типа дыхания проводится специальная дыхательная гимнастика.
Формирование нижнее – рёберного, косто - абдоминального дыхания,
дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период
у детей с речевым заключением ринолалия.
Варианты дыхательных упражнений |
Используемые игрушки |
Методические указания к выполнению, стихотворный вариант |
«КОРАБЛИК» |
Пластмассовый (бумажный) кораблик |
Исходное положение - лёжа на коврике, на животе ребёнка кораблик. Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Ветер на море гуляет) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (И кораблик подгоняет) Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Он бежит себе в волнах) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (На раздутых парусах) |
«МЯЧИК» |
Надувной (резиновый) мяч |
Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), на уровне живота ребёнок держит мяч руками. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Вот мы мячик надуваем, воздух носом набираем) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Мячик сдулся - вот беда, воздух вышел изо рта) |
«ВЕТЕРОК» |
Ватный шарик на ниточке, бумажные полоски, листики на ниточках |
Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), руки опущены; логопед подносит ко рту ребёнка при ротовом выдохе ватный шарик. *Вдох через рот (нос зажат) -живот надувается (Тихо ротиком вдохни) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Длинный ветерок пусти) *Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Воздух в носик набирается) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Ветер тёплый выдувается) |
«ШАРИК» |
Воздушный шарик |
Исходное положение - сидя на стуле, на уровне живота ребёнок держит шарик руками. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Шарик, шарик мой воздушный, ты, дружок мой, непослушный) Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается (Шарик круглый, шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю и тихонечко сдуваю) |
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ» |
Мягкие игрушки |
Исходное положение - лёжа на коврике. Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (Вечер к нам глядит в окошко, Спи, малышка, спи мой крошка) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Покачаю я кроватку, чтоб уснул малыш мой сладко) |
«СНЕГОВАЯ ТУЧКА» |
Большой комок ваты |
Исходное положение - лёжа на коврике. Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается (Как по небу, с Севера, плыла лебедь серая) Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается (Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала) Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается (На поля, озёрушки) Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается (Белый пух да пёрышки) |
Для того, чтобы стало возможным произнесение вначале гласных, а затем и согласных звуков, требуется направленная воздушная струя. Коррекция фонационного дыхания подразумевается на базе поставленного нижне – реберного дыхания. Воспитание направленной воздушной струи проводится при помощи специальных упражнений.
Формирование целенаправленного фонационного дыхания, дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период у детей с речевым заключением ринолалия.
Варианты дыхательных упражнений |
Используемые игрушки |
Методические указания к выполнению, стихотворный материал |
«ЛИСТОПАД» |
Бумажные листья на ниточках |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Листопад, листопад, листья по ветру летят…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Дует, дует ветер, дует, задувает, С дерева листочки жёлтые срывает) |
«ДУДОЧКА» |
Игрушка дудочка |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (В дудочку подую я, Вы послушайте меня!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ай-ду-ду, ай-ду-ду, Я играю во дуду!) |
«ФОКУС» |
Трубочка для коктейля |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Надо фокус показать, Будем трубочку держать) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Вот так фокус, посмотри, Крепче трубочку держи!) |
«РУЧЕЁК» |
Трубочка для коктейля, стакан с водой |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Издалека по песенке узнаете меня!) |
«КОРАБЛИК» |
Бумажные кораблики в ёмкости с водой |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Плывёт, плывёт кораблик, Кораблик не простой) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой) |
«ВЕТЕРОК» |
Тонкие бумажные полоски |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Тёплый ветерок пусти!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, -Ф-Ф-Ф- на выдох говори) |
«ОСТУДИ ЧАЙ» |
Бумажные чашки |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Мы решили невзначай попить с другом вкусный чай…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Ой, какой горячий чай! Ветерок нас выручай!) |
«ПОГАСИ СВЕЧУ» |
Горящая свеча |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Свеча горела на столе…) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Но спать пора тебе и мне) |
«НАСОС» |
Картинка с изображением насоса |
Исходное положение - губы сомкнуты. *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Воздух в носик надувайся, «П» сквозь губы прорывайся!) *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Воздух ротиком вдыхаем, Через губки выдыхаем…-п-п-п-, Мы в насос с тобой играем) |
«КАЧЕЛИ» |
Пособие «Качели» |
Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «И». *Вдох носом, рот закрыт Выдох ртом, нос зажат (Дети сели на качели, Улыбнулись, полетели… Качели вверх!) Широкий язык поднимается на верхнюю губу. *Вдох ртом, нос зажат Выдох ртом, нос зажат (Дети сели на качели, Улыбнулись, полетели… Качели вниз!) Широкий язык опускается на нижнюю губу. (А ну-ка, язычок, держись!) |
У детей с расщелинами отсутствует небно – глоточное смыкание, что мешает образованию различных артикуляционных смычек. С целью повышения активности мышц мягкого неба, образования небно – глоточного смыкания и поднятия небной занавески в постоперационный период проводятся специальные упражнения по стимуляции мышц, участвующих в звукопроизношении. Эти упражнения просты и понятны детям, так как основаны на физиологических процессах покашливания и позевывания.
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе покашливания).
______________________________________А
______________________________________О
_______________________________________И
_______________________________________У
________________________________________Э
_______________________________________Ы
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).
ААААА | |
ООООО | |
УУУУУ | |
ЭЭЭЭЭ |
ЫЫЫЫЫ |
Формирование небно – глоточного смыкания (на базе позевывания).
А И
О У