Становление звуков речи у детей с врождёнными расщелинами губы и нёба
Наличие врождённых расщелин губы и нёба ставит ребёнка с момента рождения в условия существования, отличающиеся от здоровых детей.
Так, рождение ребёнка с данной аномалией развития становится психической травмой для матери. Она испытывает душевные страдания, ощущение безысходности, беспомощности, находится в состоянии эмоционального стресса. Всё это нарушает симбиотическую связь, при которой мать и ребёнок нуждаются в непосредственном эмоциональном общении друг с другом. Нарушение ведущей деятельности данного возраста уже ведет к задержке в психическом, в том числе и речевом развитии ребёнка. У детей крайне низкая звуковая активность, издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны.
В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата нарушаются условия протекания долингвистического развития. Не формируются вовремя и в полном объёме предречевые вокализации. Малыш лишается интенсивного лепета и естественной артикуляционной игры. Этим самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата.
Из-за нарушения аэродинамических условий речеобразования, а именно, в связи с утечкой воздуха через носовые ходы, звуки, издаваемые ребёнком, приобретают назальный оттенок, не озвучиваются и тем самым не получают слухового подкрепления.
На основе созданной дыхательной и предречевой базе в индивидуальном, щадящем порядке можно приступать к ОПОСРЕДОВАННОМУ формированию гласных фонем. У детей, имеющих речевое заключение ринолалия, отмечается задержка в формировании контроля и управления органами артикуляции. Дети ещё не ощущают положения языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука. Поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться не по прямой словесной инструкции педагога, а опосредованным путём, путём вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы или звука, путём игротерапии, что предполагает широкое применение в работе учителя-логопеда игрушек, сказочных масок, трафаретов, звукоподражаний, текстов-рифмовок, сказок.
ЦЕЛЬ опосредованной артикуляционной гимнастики – вызывание правильного произношения звуков, формирование яркого, акустико-артикуляционного образа корригируемого звука.
ЗАДАЧИ опосредованной артикуляционной гимнастики:
- Стимуляция движений кончика языка, передне-средней части спинки языка, корня языка;
- Развитие точности движений кончика языка, переднее-средней части спинки языка, корня языка;
- Умение воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;
- Активизация работы мышц верхней губы;
- Перевод артикуляционной базы в передние отделы ротового резонатора, нормализация положения языка в полости рта;
- Развитие координации движений языка, губ, челюсти, выдоха;
- Снятие напряжения с мышц шеи, гортани, языка, губ, челюсти;
- Осознанное усвоение артикуляционного уклада изучаемого звука;
- Яркое восприятие артикуляционного и акустического образа звука.
Большое значение следует придавать работе по развитию кинестетических артикуляционных ощущений от движения органов артикуляции. С этой целью подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками.
Ввиду значительной утечки воздуха через нос работу коррекции дыхания начинать лучше с выработки навыка направлять воздушную струю через рот, с тем, чтобы обеспечить достаточное внутриротовое давление, необходимое для образования фонем. Затем планируются упражнения для:
- Развития силы и выработки длительного, продолжительного выдоха, важного для продуцирования щелевых звуков;
- Развития силы и выработки толчкообразного, короткого выдоха, важного для продуцирования взрывных звуков;
- Формирования фонационного дыхания.
В ходе коррекционных занятий следует развивать у ребёнка процессы внимания, памяти, познавательную активность, неречевой и речевой слуховой гнозис, общую и мелкую моторику пальцев рук.