Экспозиционные материалы
Суть музейной экспозиции заключается в
демонстрации памят- ников истории и культуры из конкретного
музейного собрания и поэтому основу музейной экспозиции составляют
музейные предметы, ставшие экспонатами. Осознавая в качестве главной
функции – сохранность экспонатов, музейные сотрудники должны свести
до минимума экспонирование письменных и изо- бразительных
подлинников в соответствующих условиях показа. После
кратковременного экспонирования подлинники должны быть немедленно
заменены на высокохудожественные копии. Но наряду с ними в качестве
экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения
музейных предметов и внемузейных объектов, т.е. предметы, специально
созданные для экспонирования вместо музейного предмета (копии,
репродук- ции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные
реконструкции, ново- делы, голограммы). Причинами их экспонирования
являются следующие: 1) отсутствие особого режима хранения и
специальных мер защиты для уникальных музейных экспонатов; 2) утрата
(недоступность) оригинала; 3) отсутствие необходимой площади для
демонстрации крупногабаритного предмета. Копия – это предмет,
созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего
при этом в качестве подлинника или оригинала. Различают два вида
копий: 1) современное воспроизведение музейного предмета, которое по
возможности точно повторяет те черты подлинника, которые являются
существенными с точки зрения цели и задач копирования (входит в
состав научно- вспомогательного фонда); 2) повторение произведения
искусства, которое выполнено автором (в том случае, когда копию
создает сам автор, ее называют авторским повторением, или репликой;
такая копия входит в состав основного фонда). Копию живописного,
графического или фотографического изо- бражения, сделанную печатным
способом, называют репродукцией. Точно передают облик подлинника
слепки с произведений искусства и декоративно-прикладного
творчества. Слепок – точное воспроизведение предмета, выполненное
литьем или из затвердеваю- щего материала (полученные путем заливки
формы наполняют гипсом). Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в
точности воспроиз- водят муляжи – модели предмета в натуральную
величину, изготов- ленные из воска, папье-маше, пластмассы и др.
При утрате памятника материальной культуры на основе научной
реконструкции по сохранившимся фрагментам или описани- ям создается
так называемый «новодел» – точная копия, выполнен- ная из материала
подлинника в натуральную величину. Воспроизведение может выполняться
и в отличных от оригинала масштабе и технике, но при этом давать
верное о нем представление. Таковы макеты и модели, выполняемые в
условном масштабе. Макет – объемное воспроизведение внешнего вида
объек- та, которое создается в определенном масштабе и допускает
некото- рую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроизводят
производственные и бытовые интерьеры, внешний вид отдельных зданий и
сооружений, ландшафт и рельеф местности. В отличие от макета модель
сохраняет конструктивные принци- пы и фактуру оригинала. Модели
создаются в тех случаях, 1) когда требуется изменить масштаб
предмета, который не может быть пред- ставлен в экспозиции из-за
своих габаритов, 2) когда необходимо показать процесс
функционирования или работы предмета или же выделить упрощенную,
условную схему предмета для его наглядной демонстрации, 3) когда
нужно представить предмет, существующий только в проекте или плане.
В последние десятилетия в музейной сфере все более широкое
распространение получает новый способ создания оптического двой-
ника предмета – голография. Голограмма – это объемная оптическая
копия реального предмета, которая создается путем записи изображения
предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью
лазерной техники. Под воздействием пуч- ка света это изображение
воспроизводится в натуральную величину (или в измененном виде).
Голография дает возможность изготавли- вать объемные копии
исторических реликвий (голограммы булавы Богдана Хмельницкого, мумии
доисторического человека и др.). Могут создаваться голографические
интерьеры, портреты современ- ников, а также голограммы произведений
скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание
голограммной копии с произведения искусства – работа тонкая и
творческая, требующая специальных познаний в области
искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста. Для
наглядного установления смысловых связей между отдель- ными группами
предметов в экспозицию вводятся научно- вспомогательные материалы –
карты, схемы, диаграммы, таблицы и др.
Особое место в экспозиции принадлежит текстам, которые по своему
содержанию должны быть однозначными, ясными, лако- ничными и
доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно
подразделяются на 1) заглавные (названия залов, тематиче- ских
разделов, экспозиционных комплексов); 2) ведущие (главная идея
экспозиции в целом или каких-то ее разделов, тем, залов, ком-
плексов); 3) пояснительные или объяснительные (аннотация к залу,
теме, комплексу или отдельному экспонату); 4) этикетаж (совокупность
этикеток – этикетаж; этикетка – это текст, содержа- щий название
предмета, его атрибутивные данные, т.е. сведения о материале,
размере, способе изготовления, авторе, социальной и этнической среде
бытования, историческом и мемориальном значе- нии, подлинник или
копия); 5) указатели (план экспозиционных за- лов с названием
каждого из них, маршрут экскурсии, а также в виде стрелок на стене
или на полу). Следует обратить внимание, что подлинные письменные и
фотоисточники требуют особых усло- вий хранения и не могут долгое
время находится в экспозиции: их необходимо заменить качественными
копиями. В зарубежных музеях посетителю помогает сориентироваться в
музее ориентирующая информация: 1) пространственно- ориентирующая
(информирование посетителей о месте их нахожде- ния, маршрутах
экскурсий, расположении залов, наборе предоставляемых услуг, в том
числе о том, какие языки могут использоваться в музее); 2)
интеллектуально-ориентирующая (разъяснение возможностей и
особенностей музея, способов знаком- ства с коллекциями музея).
Широкое применение в современных экспозициях получили аудиоматериалы
(лат. audire – cлышать) – фонозаписи, фонокоммен- тарии (голоса
птиц, животных, различные природные шумы; музы- кальные и
документальные звукозаписи исторических деятелей, поэтов, писателей,
певцов и др.); аудиовизуальные материалы (лат. audire – cлышать +
visio – видение) – кино- и видеоматериалы на различных носителях
(кассеты, видеокассеты, компьютерные дис- ки и т.д.).
Методические рекомендации
Для закрепления материала данной главы
рекомендуется самостоятельное изготовление каких-либо
воспроизведений музейных предметов (письменных, изобразительных
копий; новоделов и др.).
Контрольные вопросы:
1. Какие вы знаете воспроизведения музейных
предметов и внему- зейных объектов? 2. Что относится к
научно-вспомогательным материалам? 3. Какие тексты используются в
экспозиции? 4. Назовите типы ориентирующей информации. 5. Какие
аудио- и видеоматериалы можно использовать в экспозиции?
Рекомендуемая литература
1. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции.
Л., 1929. 2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы.
М., 2003. 3. Журнал «Мир музея». 1999. №1–6. 4. Журнал Ассоциации
«Открытый музей». 2002. №1, 2. |