Экспозиционные материалы

Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памят- ников истории и культуры из конкретного музейного собрания и поэтому основу музейной экспозиции составляют музейные предметы, ставшие экспонатами. Осознавая в качестве главной функции – сохранность экспонатов, музейные сотрудники должны свести до минимума экспонирование письменных и изо- бразительных подлинников в соответствующих условиях показа. После кратковременного экспонирования подлинники должны быть немедленно заменены на высокохудожественные копии. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, т.е. предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного предмета (копии, репродук- ции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, ново- делы, голограммы). Причинами их экспонирования являются следующие: 1) отсутствие особого режима хранения и специальных мер защиты для уникальных музейных экспонатов; 2) утрата (недоступность) оригинала; 3) отсутствие необходимой площади для демонстрации крупногабаритного предмета. Копия – это предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала. Различают два вида копий: 1) современное воспроизведение музейного предмета, которое по возможности точно повторяет те черты подлинника, которые являются существенными с точки зрения цели и задач копирования (входит в состав научно- вспомогательного фонда); 2) повторение произведения искусства, которое выполнено автором (в том случае, когда копию создает сам автор, ее называют авторским повторением, или репликой; такая копия входит в состав основного фонда). Копию живописного, графического или фотографического изо- бражения, сделанную печатным способом, называют репродукцией. Точно передают облик подлинника слепки с произведений искусства и декоративно-прикладного творчества. Слепок – точное воспроизведение предмета, выполненное литьем или из затвердеваю- щего материала (полученные путем заливки формы наполняют гипсом). Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроиз- водят муляжи – модели предмета в натуральную величину, изготов- ленные из воска, папье-маше, пластмассы и др.
При утрате памятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описани- ям создается так называемый «новодел» – точная копия, выполнен- ная из материала подлинника в натуральную величину. Воспроизведение может выполняться и в отличных от оригинала масштабе и технике, но при этом давать верное о нем представление. Таковы макеты и модели, выполняемые в условном масштабе. Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объек- та, которое создается в определенном масштабе и допускает некото- рую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроизводят производственные и бытовые интерьеры, внешний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности. В отличие от макета модель сохраняет конструктивные принци- пы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех случаях, 1) когда требуется изменить масштаб предмета, который не может быть пред- ставлен в экспозиции из-за своих габаритов, 2) когда необходимо показать процесс функционирования или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, 3) когда нужно представить предмет, существующий только в проекте или плане. В последние десятилетия в музейной сфере все более широкое распространение получает новый способ создания оптического двой- ника предмета – голография. Голограмма – это объемная оптическая копия реального предмета, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Под воздействием пуч- ка света это изображение воспроизводится в натуральную величину (или в измененном виде). Голография дает возможность изготавли- вать объемные копии исторических реликвий (голограммы булавы Богдана Хмельницкого, мумии доисторического человека и др.). Могут создаваться голографические интерьеры, портреты современ- ников, а также голограммы произведений скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание голограммной копии с произведения искусства – работа тонкая и творческая, требующая специальных познаний в области искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста. Для наглядного установления смысловых связей между отдель- ными группами предметов в экспозицию вводятся научно- вспомогательные материалы – карты, схемы, диаграммы, таблицы и др. 
Особое место в экспозиции принадлежит текстам, которые по своему содержанию должны быть однозначными, ясными, лако- ничными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на 1) заглавные (названия залов, тематиче- ских разделов, экспозиционных комплексов); 2) ведущие (главная идея экспозиции в целом или каких-то ее разделов, тем, залов, ком- плексов); 3) пояснительные или объяснительные (аннотация к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату); 4) этикетаж (совокупность этикеток – этикетаж; этикетка – это текст, содержа- щий название предмета, его атрибутивные данные, т.е. сведения о материале, размере, способе изготовления, авторе, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значе- нии, подлинник или копия); 5) указатели (план экспозиционных за- лов с названием каждого из них, маршрут экскурсии, а также в виде стрелок на стене или на полу). Следует обратить внимание, что подлинные письменные и фотоисточники требуют особых усло- вий хранения и не могут долгое время находится в экспозиции: их необходимо заменить качественными копиями. В зарубежных музеях посетителю помогает сориентироваться в музее ориентирующая информация: 1) пространственно- ориентирующая (информирование посетителей о месте их нахожде- ния, маршрутах экскурсий, расположении залов, наборе предоставляемых услуг, в том числе о том, какие языки могут использоваться в музее); 2) интеллектуально-ориентирующая (разъяснение возможностей и особенностей музея, способов знаком- ства с коллекциями музея). Широкое применение в современных экспозициях получили аудиоматериалы (лат. audire – cлышать) – фонозаписи, фонокоммен- тарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музы- кальные и документальные звукозаписи исторических деятелей, поэтов, писателей, певцов и др.); аудиовизуальные материалы (лат. audire – cлышать + visio – видение) – кино- и видеоматериалы на различных носителях (кассеты, видеокассеты, компьютерные дис- ки и т.д.).

 Методические рекомендации

Для закрепления материала данной главы рекомендуется самостоятельное изготовление каких-либо воспроизведений музейных предметов (письменных, изобразительных копий; новоделов и др.).

 
Контрольные вопросы:

 1. Какие вы знаете воспроизведения музейных предметов и внему- зейных объектов? 2. Что относится к научно-вспомогательным материалам? 3. Какие тексты используются в экспозиции? 4. Назовите типы ориентирующей информации. 5. Какие аудио- и видеоматериалы можно использовать в экспозиции?

 Рекомендуемая литература

1. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. 2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003. 3. Журнал «Мир музея». 1999. №1–6. 4. Журнал Ассоциации «Открытый музей». 2002. №1, 2.