Проектирование музейной экспозиции Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, ди- зайнеров, музейных педагогов, инженеров. В связи с этим составны- ми частями проектирования экспозиции являются: 1) научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; 2) художественное проекти- рование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; 3) техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Научное проектирование включает 3 этапа: разработка научной концепции, тематической структуры и тематико-экспозиционного плана. 1) Научная концепция – первый
и важнейший этап проектирова- ния, раскрывающий экспозиционный
замысел и дающий общее пред- ставление о будущей экспозиции. В
научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная идея
экспозиции, общая тематиче- ская структура и принципы построения
крупных разделов и комплексов. Научная концепция включает: 1.
Определение ведущих идей современных направлений науки, отбор
которых должен явиться стержнем предстоящей экспози- ции и составить
основные разделы тематической структуры. 2) Тематическая структура (тематико-структурный план – ТСП). Следующий этап научного проектирования состоит в разра- ботке тематической структуры. Тематическая структура – документ, который служит основанием для определения последовательности экспозиционных разделов, тем и комплексов и установления маршру- та по экспозиции. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов. Тема- тическая структура оформляется в тематико-структурный план (ТСП) – документ, который составляется одновременно с подбором экспози- ционного материала и определяет содержание и тематическую струк- туру проектируемой экспозиции. ТСП включает 3 пункта: ведущие тексты, обобщенный перечень экспонатов или их групп с краткой характеристикой, указания на дополнительное комплектование (например, в процессе полевой практики, изыскания в других хранилищах и др.). В зарубежной практике тематико-структурному плану соответ- ствует краткий план-проспект экспозиции – экспозиционный (выставочный) бриф, который разрабатывает сформированная проектная группа. Такая группа включает представителей разных му- зейных подразделений: фондов (хранителя, консерватора); подразде- ления программ, адресованных публике (сотрудников, курирующих подготовку экспозиции, дизайн, образование, издания, маркетинг); администрации (сотрудников, занимающихся финансами, безопасно- стью, обслуживаем посетителей). Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта (бюджет и график работы, бриф). Бриф – это важный документ, который направляет весь процесс организации экспозиции до ее открытия. План-проспект (экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожи- даемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции, включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспози- ции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач, 3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспо- зиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобрения плана-проспекта руководством каждый член проектной группы начи- нает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопрово- дительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа, планами маркетинга, мерами безопасности, переговорами о предоставлении экспонатов на временное хранение. 3) Тематико-экспозиционный план (ТЭП). На третьем этапе научного проектирования разрабатывается на основе тематико- структурного плана и отобранного экспозиционного материала про- изводится составление основного документа, завершающего процесс научного проектирования – тематико-экспозиционного плана. Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозици- онные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подием, комплек- сов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материа- лов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художествен- ному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна (См. приложение). Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая «пробная» экспози- ция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематиче- ской структурой. Это позволяет выяснить зрительную совместимость экспонатов, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. В настоящее время широко внедрено в музейную прак- тику компьютерное моделирование экспозиционных комплексов, тем, разделов, залов. Современный тематико-экспозиционный план экспозиции зачас- тую сопровождает сценарий – литературное изложение содержания экспозиции с усиленным эмоциональным воздействием на посетите- лей. Целесообразным считается применение сценария при проекти- ровании экспозиций с нетрадиционной тематикой, а также особенно в детских музеях. Методические рекомендации В этой главе особое внимание необходимо уделить изучению концепции и тематико-экспозиционного плана музея истории Томского государственного педагогического университета, данных в приложении. Контрольные вопросы: 1. Определение научной концепции. 2. Определение тематико-структурного и тематико- экспозиционного планов. 3. Какова структура тематико-экспозиционного плана? 4. Что такое бриф? 5. Чем обусловлена необходимость введения сценария? Рекомендуемая литература 1. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1996. 2. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в совре- менном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. М., 1999. Вые. 104. 3. Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследова- ния // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев историче- ского профиля. М., 1980. |