Тема 1

Основные понятия

Музееведение как формирующаяся научная дисциплина разраба- тывает свой понятийный аппарат на протяжении XX в. В связи с этим изменялось и определение музейной экспозиции. В 1988 г. она трактовалась как основная форма музейной коммуникации, образова- тельные и воспитательные цели которой осуществляются путем де- монстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной кон- цепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений (Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. посо- бие для вузов по специальности «История» / Под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988). В появившейся в 2003 г. лите- ратуре музейная экспозиция (от латинского глагола expono – выстав- лять напоказ, раскладывать и производного от него существительного expositio – изложение, описание) – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организо- ваны композиционно, снабжены комментарием, технически и художе- ственно оформлены, создавая таким образом специфический музей- ный образ общественных и природных явлений (Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003). Т.П. Поляков указывает, что музейная экспозиция появляется в ходе творческого процесса преобразования предметных результатов человеческой деятельности, имеющих историко-культурную ценность, в целостную картину мира. Эта универсальная картина, представленная в неком условном, ограниченном и организованном пространстве, называется музейной экспозицией (Поляков Т.П. Ми- фология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2. М., 2003). Музейная экспозиция – это главная площадка взаимодействия музея с публикой (Лорд Б., Лорд Г.- Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002). Основной единицей музейной экспозиции является экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения. Для экспонирова- ния производится тщательный отбор музейных предметов как источ- ников информации, как носителей аттрактивной и экспрессивной сущности. Таким образом, музейный предмет из источника для полу- чения знаний превращается в активно воздействующий элемент экспозиции. Каждый музейный предмет в экспозиции должен быть доведен до уровня символа.
Совокупность музейных предметов всех типов, выставленных в экспозиции и получивших статус экспонатов, из основного, научно-вспомогательного и ресурсного фондов музея составляет экспозиционный материал. Этот материал группируется, организу- ется и размещается в соответствии с тематикой научной концепции будущей экспозиции. Совокупность взаимосвязанных в логической схеме частей экспозиции образует ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на струк- турные единицы – экспозиционные комплексы, являющиеся наполни- телями тематической структуры. Экспозиционные комплексы – это группы экспонатов, связанных между собой по содержанию, экс- позиционной площади или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. Именно экспозиционный комплекс создает ту образную картину, которая в едином логическом ряду с другими позволяет в целом осмыслить историческое или культурное событие, а также явление природы. Группировка, композиция и художественное оформление экспозиционного комплекса может усилить (или ослабить) впечатле- ние, раскрыв познавательный и эмоциональный потенциал экспози- ции. Вместе с тем необходимо отметить, что музейная экспозиция может состоять из как из множества экспозиционных комплексов, так и в качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик. Предметы в музейной экспозиции служат средствами для выра- жения определенного содержания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейную экспозицию, как своеобразный «текст», необходимо не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки являются носителями идей, чувств, суждений и представлений лю- дей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся. Наряду с этим музейная экспозиция является результатом творческого труда автора или авторов научной концепции и по праву является одной из форм публикации научных трудов (т.е. обнародованной работой, выставленной на всеобщее обозрение). Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем зрительного восприятия (в детских и «живых» музеях преобладает интерактивное восприятие) посетителями экспо- зиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В создании современных экспозиций принимают деятельное участие как ученые, так и художники, дизайнеры, которые привносят в музей образное начало. На музейном поприще у науки и искусства единая цель – увлечь человека познанием и сопереживанием образной картины мира в музейной интерпретации. Картина, создаваемая в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом, музейным произведением.