Тема 1
Основные понятия
Музееведение как формирующаяся научная дисциплина разраба- тывает
свой понятийный аппарат на протяжении XX в. В связи с этим
изменялось и определение музейной экспозиции. В 1988 г. она
трактовалась как основная форма музейной коммуникации, образова-
тельные и воспитательные цели которой осуществляются путем де-
монстрации музейных предметов, организованных, объясненных и
размещенных в соответствии с разработанной музеем научной кон-
цепцией и современными принципами архитектурно-художественных
решений (Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. посо- бие
для вузов по специальности «История» / Под редакцией К.Г. Левыкина,
В. Хербста. М., 1988). В появившейся в 2003 г. лите- ратуре музейная
экспозиция (от латинского глагола expono – выстав- лять напоказ,
раскладывать и производного от него существительного expositio –
изложение, описание) – это целенаправленная и научно обоснованная
демонстрация музейных предметов, которые организо- ваны
композиционно, снабжены комментарием, технически и художе- ственно
оформлены, создавая таким образом специфический музей- ный образ
общественных и природных явлений (Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник
для высшей школы. М., 2003). Т.П. Поляков указывает, что музейная
экспозиция появляется в ходе творческого процесса преобразования
предметных результатов человеческой деятельности, имеющих
историко-культурную ценность, в целостную картину мира. Эта
универсальная картина, представленная в неком условном, ограниченном
и организованном пространстве, называется музейной экспозицией
(Поляков Т.П. Ми- фология музейного проектирования или «Как делать
музей?» - 2. М., 2003). Музейная экспозиция – это главная площадка
взаимодействия музея с публикой (Лорд Б., Лорд Г.- Д. Менеджмент в
музейном деле. М., 2002). Основной единицей музейной экспозиции
является экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения.
Для экспонирова- ния производится тщательный отбор музейных
предметов как источ- ников информации, как носителей аттрактивной и
экспрессивной сущности. Таким образом, музейный предмет из источника
для полу- чения знаний превращается в активно воздействующий элемент
экспозиции. Каждый музейный предмет в экспозиции должен быть доведен
до уровня символа.
Совокупность музейных предметов всех типов, выставленных в
экспозиции и получивших статус экспонатов, из основного,
научно-вспомогательного и ресурсного фондов музея составляет
экспозиционный материал. Этот материал группируется, организу- ется
и размещается в соответствии с тематикой научной концепции будущей
экспозиции. Совокупность взаимосвязанных в логической схеме частей
экспозиции образует ее тематическую структуру. В соответствии с ней
экспозиционные материалы делятся на струк- турные единицы –
экспозиционные комплексы, являющиеся наполни- телями тематической
структуры. Экспозиционные комплексы – это группы экспонатов,
связанных между собой по содержанию, экс- позиционной площади или
иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.
Именно экспозиционный комплекс создает ту образную картину, которая
в едином логическом ряду с другими позволяет в целом осмыслить
историческое или культурное событие, а также явление природы.
Группировка, композиция и художественное оформление экспозиционного
комплекса может усилить (или ослабить) впечатле- ние, раскрыв
познавательный и эмоциональный потенциал экспози- ции. Вместе с тем
необходимо отметить, что музейная экспозиция может состоять из как
из множества экспозиционных комплексов, так и в качестве
экспозиционного комплекса может рассматриваться экспозиционный зал,
созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.
Предметы в музейной экспозиции служат средствами для выра- жения
определенного содержания, следовательно, образуют знаковую систему.
Поэтому музейную экспозицию, как своеобразный «текст», необходимо не
только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки являются
носителями идей, чувств, суждений и представлений лю- дей, создавших
их или когда-то с ними соприкасавшихся. Наряду с этим музейная
экспозиция является результатом творческого труда автора или авторов
научной концепции и по праву является одной из форм публикации
научных трудов (т.е. обнародованной работой, выставленной на
всеобщее обозрение). Экспозиция составляет основу музейной
коммуникации, которая осуществляется путем зрительного восприятия (в
детских и «живых» музеях преобладает интерактивное восприятие)
посетителями экспо- зиционных материалов, размещенных в определенном
пространстве. В создании современных экспозиций принимают деятельное
участие как ученые, так и художники, дизайнеры, которые привносят в
музей образное начало. На музейном поприще у науки и искусства
единая цель – увлечь человека познанием и сопереживанием образной
картины мира в музейной интерпретации. Картина, создаваемая в
результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным
образом, музейным произведением. |