Тема 5

Художественное проектирование музейной экспозиции

 Музейная экспозиция органически соединяет научную досто- верность содержания с яркой зрелищностью показа. Главными дейст- вующими лицами в «музейном спектакле» выступают музейные предметы, поэтому задачей художника является усиление смысловых, эмоциональных и эстетических акцентов экспозиции.

Художественное проектирование экспозиции – это демонст- рация в объемно-пространственной и художественной среде экспози- ционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств. Отказываясь от монотонности и экспозицион- ного однообразия художники и дизайнеры осуществляют поиски ди- намичности экспозиции, которые проводятся на основе сюжетно- сти подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах», интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в своеобразное музейное зрелище. Помимо глубокого научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции. Таким образом, экспозиционный ансамбль представляет собой пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цвето- вой, световой, пластической и драматургической композицией образ- но раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики. В комплексе художественно-выразительных средств, используе- мых при создании современных экспозиций, важная роль отводится экспозиционному оборудованию – специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов. В зависимости от характера экспози- ционных материалов и основных идей художественного проектиро- вания употребляются различные типы экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты (стенды), турникеты (подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах). Для пространственного экспонирования используются: витрины различных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, на- стольные, пристенные, подвесные, кругового обзора); подиумы – воз- вышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые).
При проектировании оборудования учитывается его пропорциональ- ность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способ- ность органично вписываться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Однако при этом обязательным является соблюдение следующего правила: воздействие оборудования на посетителя должно быть вто- ричным по отношению к экспонату. Активными и специфическими компонентами архитектурно- художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов, усиливать эмоциональное восприятие. Большое значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т.е. расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспо- зиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспо- зиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет непосредственную важность для создания художественного экспозиционного образа. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций: 1. генеральное решение экспозиции (в форме художественной кон- цепции экспозиции) – первоначальный художественный проект, который выполняется в виде чертежей, макетов и пояснитель- ных документов; 2. эскизный проект представляет собой детализацию художественной концепции, окончательное распределение экс- позиционной площади и размещение всех экспозиционных мате- риалов, оборудования, технических средств; 3. технический и рабочий проект, который включает монтажные листы (где указано размещение конкретных материалов в мас- штабе 1:10), авторские разработки художественно- конструкторских решений, прокладки коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, решения вопро- сов отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации. Большое значение для высококачественного обслуживания по- сетителей имеет информационное обеспечение. В состав музейной системы информационного обеспечения могут входить: стол спра- вок (это передовая линия информационной службы, которая может быть расположена не только у входа, но и разбросаны по всему му- зею); персонал службы информации (своего рода «бродячие справочники» или так называемые «зональные гиды», готовые к лю- бым вопросам и обсуждениям); информационные центры (компьютерные базы данных, обслуживание с помощью CD-ROM); библиотека; компьютеры и мультимедийные терминалы (устанавливаются непосредственно в залах); аудио гиды (звучащий текст по маршруту всей экскурсии или для отдельных комплексов и экспонатов). Завершающим этапом создания экспозиции (после изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных мате- риалов) является монтаж. Он включают реализацию инженерных решений, связанных с отоплением, освещением, вентиляцией, креп- лением элементов оборудования, установкой пожарно-охранной сиг- нализации, оформлением экспонатов. Подготовленный проект обеспечивает быстрые сроки монтажа экспозиции, который ведется специальной группой рабочих-монтажников. Перечень необходимых работ составляется художником-проектантом, осуществляющим вме- сте с музейными сотрудниками общий контроль за ходом работ. Подготовленная экспозиция принимается специальной комиссией с оформлением акта выполненных работ, который подписывается двумя сторонами (заказчиком и исполнителем) и хранится в архиве музея. Параллельно с монтажом экспозиции начинается активная рекламная кампания, которая должна быть обеспечена созданием путеводителя, каталога, афиш, значков, пригласительных биле- тов и др. Современная практика предъявляет высокие требования к рекламным изданиям с точки зрения их содержания, дизайна и полиграфии. Афиша и пригласительные билеты, обладая самостоя- тельной эстетической ценностью, должны отражать специфику музейной экспозиции. Участие художника необходимо также при соз- дании буклетов, каталогов, открыток с изображением экспонатов и путеводителей. Все эти компоненты должны выполнить важную задачу – формирование устойчивой и постоянно растущей музейной аудитории. Открытие экспозиции сопровождается составлением охранно-топографической описи. Проектная документация в уста- новленные сроки сдается в архив музея, причем экземпляр остается в экспозиционном отделе как справочный аппарат. Одновременно с рекламной кампанией производится подготов- ка экскурсоводов. Открытие музея – презентация (представление общественно- сти чего-то нового), вернисаж (открытие художественной выставки) – проводится в торжественной обстановке в присутствии приглашенных лиц, средств массовой информации (TV-каналы, радио, газеты). Таким образом, искусство создания музейной экспозиции явля- ется самостоятельным видом творчества с участием большого коллектива специалистов. Оригинальность концепции, качество во- площения творческого замысла, ингригуюшая рекламная кампания, удачно выбранное место и время экспозиционного показа, высокая квалификация музейных сотрудников, коммуникативность экспози- ции являются залогом успеха экспозиционного проекта как культур- ного явления. А это напрямую связано с популярностью музея и повышением его имиджа в социокультурном пространстве.

Методические рекомендации

Насущная необходимость закрепления материала требует само- стоятельной работы по созданию музея на всех этапах работы.

Контрольные вопросы:

1. Определение художественного проектирования экспозиции. 2. Определение экспозиционного ансамбля. 3. Что входит в состав музейной системы информационного обес- печения? 4. Что такое презентация и вернисаж? 5. Определение, функции и состав экспозиционного оборудования.

Рекомендуемая литература

 1. Музей и новые технологии. М., 1999. 2. Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001. 3. Поляков Т.П. Маяковский и современность: (Сценарий экспозиции) // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М., 1994. 4. Поляков Т.П. Музей будущего: виртуальное клонирование или экспозици- онно-художественная интерпретация музейных предметов // Культуроло- гия – культурная политика – развитие. М., 2001.