Тема 1

Из истории создания детских музеев за рубежом


Первый детский музей в мире был создан в предместье Нью-Йорка – Бруклине (США ) в 1899 г. Это был совершенно новый тип музея, ориентированный на интересы и потребности детей. За прошедшее 100-летие значительно выросло число и популярность детских музеев. По данным Американской ассоциации юношеских музеев к середине 1990-х гг. в мире насчитывалось около 400 детских музеев, причем большая часть которых (около 300) находилась в США. Там их называют «пионерами современного образования», «экспериментальными площадками, где учение может быть увлекательным и радостным », «центрами общения и совместного досуга детей и родителей». Исследователи отмечают, что, предлагая «высококачественную продукцию», отвечающую потребностям детей

и семей всех слоев общества, они привлекают значительно большее число посетителей, чем другие типы музеев.
Такие музеи существуют в Канаде и Новой Зеландии, Австралии
и Японии, в странах Центральной Европы. На европейском континенте эти музеи начали создаваться в 1970-е гг., а в середине 1990-х гг. их насчитывалось более 30.
Наиболее знаменитыми являются Детский отдел Тропического музея в Амстердаме и Образовательный центр для детей «Музеон»
в Гааге (Нидерланды), Музей в траве в Париже и Ивенториум
в г. Ла Вилетт (Франция), Детский музей в музейном квартале Вены и музей «Детский мир» в замке Вельхен (Австрия), Детский музей
в Эдинбурге, «Фабрика открытий» в Лондоне и «Эврика» в Галифаксе (Великобритания). Детские музеи существуют и строятся в европейских столицах Риме, Афинах, Копенгагене, Брюсселе, Лиссабоне.
Наиболее интенсивным был процесс создания детских музеев в Германии (к концу 1990-х гг. – около 30), в том числе в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Нюрнберге, Фульде, Карлсруэ, Мюнхене, Дюссельдорфе, Лейпциге, Бранденбурге, Бремене, Дюсбурге, Гамбурге, Веймаре, Вуппертале и других городах.

В настоящее время в Европе пользуются большой популярностью Музей игрушки и игры (Финляндия, Хельсинки), детский музей «Каморка Германа» в Музее современной истории в Словении, единственный в мире музей игрушечного солдатика в Италии.

Идея детского музея трансформировалась в «американскую» и «европейскую » модели. В основе первой лежит концепция интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду и социальную действительность путем самого непосредственного с ней соприкосновения и взаимодействия . Исходной для создания таких музеев явилась получившая мировое признание в 1950–1960-х гг. операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, согласно которой манипулирование с предметом является основой формирования интеллекта ребенка. Первым, кто создал в США музей в 1961 г., основанный на идеях Ж. Пиаже, стал М. Спок, сын знаменитого педиатра, директор Бостонского детского музея. К интерактивным детским музеям в США относятся «Эксплораториум» в Сан-Франциско (создан в 1969 г. физиком
и педагогом Ф. Оппенгеймером, братом создателя атомной бомбы)
и музей «Пожалуйста, трогайте» в Филадельфии (1975 г.).

Итак, «американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и обогащения опыта предметной деятельности детей. Главным критерием ценности музейного экспо-ната в таком музее является его способность расширить представление детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить включение в социальную реальность.

Интерактивный детский музей предполагает режиссуру особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией». Здесь создается особая музейно-образовательная среда , для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Сам же музейный педагог в такой «участвующей экспозиции» становится не руководителем-интерпретаром, а лишь помощником.
Для «европейской » модели, помимо интерактивности, существенной оказалась идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Поэтому здесь большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности коллекций. Открывать свою причастность к отечественной истории и культуре, а также культуре других стран посетители могут, знако-мясь с подлинными музейными экспонатами. Но рядом с ними, как правило, располагаются экспонаты, сделанные руками детей. Так утверждается идея равноценности и взаимосвязи культур, а также создается реальная основа для возникновения у ребенка ощу-щения личной причастности к явлениям «высокой» культуры.

Наряду с познанием исторического прошлого своего народа очень важной для детского музея оказалось идея приобщения к жизни людей, которые ориентируются на совершенно иные культурные традиции. Знаменитый «Музейон» в г. Гааге в начале 1980-х гг. разработал экспериментальные программы для детей 4–8 лет, которые меньше всего подвержены расовым предрассудкам (например, «Путешествия в Сахель»).

В 1997 г. детский музей Амстердама , впервые выигравший пре-стижный музейный приз в соперничестве с 70-ю «взрослыми» музея-ми, был награжден специальным призом Совета Европы.

Методические рекомендации

При изучении материала желательно привлечение видеофильмов о детских зарубежных музеях, а также привлечение соответствующих сайтов Интернета.

Контрольные вопросы:

1. Назовите дату создания первого в мире детского музея.
2. Какие европейские детские музеи вы знаете?
3. Что такое концепция интерактивного музея?
4. Каковы основы «американской» модели детского музея?
5. Каковы основы «европейской» модели детского музея?