Тема 1
Из истории создания детских музеев за рубежом
Первый детский музей в мире был создан в предместье Нью-Йорка – Бруклине (США ) 
в 1899 г. Это был совершенно новый тип музея, ориентированный на интересы и 
потребности детей. За прошедшее 100-летие значительно выросло число и 
популярность детских музеев. По данным Американской ассоциации юношеских музеев 
к середине 1990-х гг. в мире насчитывалось около 400 детских музеев, причем 
большая часть которых (около 300) находилась в США. Там их называют «пионерами 
современного образования», «экспериментальными площадками, где учение может быть 
увлекательным и радостным », «центрами общения и совместного досуга детей и 
родителей». Исследователи отмечают, что, предлагая «высококачественную 
продукцию», отвечающую потребностям детей
и семей всех слоев общества, они привлекают значительно большее число 
посетителей, чем другие типы музеев. 
Такие музеи существуют в Канаде и Новой Зеландии, Австралии 
и Японии, в странах Центральной Европы. На европейском континенте эти музеи 
начали создаваться в 1970-е гг., а в середине 1990-х гг. их насчитывалось более 
30. 
Наиболее знаменитыми являются Детский отдел Тропического музея в Амстердаме и 
Образовательный центр для детей «Музеон» 
в Гааге (Нидерланды), Музей в траве в Париже и Ивенториум
в г. Ла Вилетт (Франция), Детский музей в музейном квартале Вены и музей 
«Детский мир» в замке Вельхен (Австрия), Детский музей 
в Эдинбурге, «Фабрика открытий» в Лондоне и «Эврика» в Галифаксе 
(Великобритания). Детские музеи существуют и строятся в европейских столицах 
Риме, Афинах, Копенгагене, Брюсселе, Лиссабоне. 
Наиболее интенсивным был процесс создания детских музеев в Германии (к концу 
1990-х гг. – около 30), в том числе в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Нюрнберге, 
Фульде, Карлсруэ, Мюнхене, Дюссельдорфе, Лейпциге, Бранденбурге, Бремене, 
Дюсбурге, Гамбурге, Веймаре, Вуппертале и других городах.
В настоящее время в Европе пользуются большой популярностью Музей игрушки и игры 
(Финляндия, Хельсинки), детский музей «Каморка Германа» в Музее современной 
истории в Словении, единственный в мире музей игрушечного солдатика в Италии.
Идея детского музея трансформировалась в «американскую» и «европейскую » модели. 
В основе первой лежит концепция интерактивного музея, где дети осваивают 
предметную среду и социальную действительность путем 
самого непосредственного с ней соприкосновения и взаимодействия . Исходной для 
создания таких музеев явилась получившая мировое признание в 1950–1960-х гг.
операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, 
согласно которой манипулирование с предметом является 
основой формирования интеллекта ребенка. Первым, кто создал
в США музей в 1961 г., основанный на идеях Ж. Пиаже, стал
М. Спок, сын знаменитого педиатра, директор Бостонского детского музея. К 
интерактивным детским музеям в США относятся «Эксплораториум» в Сан-Франциско 
(создан в 1969 г. физиком
и педагогом Ф. Оппенгеймером, братом создателя атомной бомбы) 
и музей «Пожалуйста, трогайте» в Филадельфии (1975 г.). 
Итак, «американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и 
обогащения опыта предметной деятельности детей. Главным критерием ценности 
музейного экспо-ната в таком музее является его способность расширить 
представление детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить 
включение в социальную реальность.
Интерактивный детский музей предполагает режиссуру особой ситуации, которую 
можно назвать «наедине с экспозицией». Здесь создается особая 
музейно-образовательная среда , для которой ключевыми являются слова «я сам»: 
действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог 
обязан с самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие 
посетителя с воспринимаемым материалом. Сам же музейный педагог в такой 
«участвующей экспозиции» становится не руководителем-интерпретаром, а лишь 
помощником.
Для «европейской » модели, помимо интерактивности, существенной оказалась идея 
погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. 
Поэтому здесь большое значение придается не только образовательной, но и 
музейной ценности коллекций. Открывать свою причастность к отечественной истории 
и культуре, а также культуре других стран посетители могут, знако-мясь с 
подлинными музейными экспонатами. Но рядом с ними, как правило, располагаются 
экспонаты, сделанные руками детей. Так утверждается идея равноценности и 
взаимосвязи культур, а также создается реальная основа для возникновения у 
ребенка ощу-щения личной причастности к явлениям «высокой» культуры.
Наряду с познанием исторического прошлого своего народа очень важной для 
детского музея оказалось идея приобщения к жизни 
людей, которые ориентируются на совершенно иные 
культурные традиции. Знаменитый «Музейон» в г. Гааге в начале 1980-х гг. 
разработал экспериментальные программы для детей 4–8 лет, которые меньше всего 
подвержены расовым предрассудкам (например, «Путешествия в Сахель»).
В 1997 г. детский музей Амстердама , впервые выигравший пре-стижный музейный 
приз в соперничестве с 70-ю «взрослыми» музея-ми, был награжден специальным 
призом Совета Европы.
Методические рекомендации
При изучении материала желательно привлечение видеофильмов о детских зарубежных 
музеях, а также привлечение соответствующих сайтов Интернета.
Контрольные вопросы:
1. Назовите дату создания первого в мире детского музея. 
2. Какие европейские детские музеи вы знаете? 
3. Что такое концепция интерактивного музея? 
4. Каковы основы «американской» модели детского музея? 
5. Каковы основы «европейской» модели детского музея?