МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
||
В настоящее время нельзя назвать
область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не
использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к сфере
управления различными системами, где основными являются процессы принятия
решений на основе получаемой информации.
Гипотезы и аналогии, отражающие
реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или
сводиться к удобным для исследования логическим схемам; такие логические схемы,
упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить
эксперименты, уточняющие природу явлений, называются моделями. Другими словами,
модель (лат. niodulus — мера) — это
объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых,
свойств оригинала.
Моделирование - замещение одного
объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах
объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием. Таким
образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью
для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его
моделью. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами
(моделями) и исследования свойств объектов на их моделях называется Теорией моделирования.
Определяя роль теории
моделирования, т. е. ее значение, необходимо прежде
всего отвлечься от имеющегося в науке и технике многообразия моделей и выделить
то общее, что присуще моделям различных по своей природе объектов реального
мира. Это общее заключается в наличии некоторой структуры (статической или
динамической, материальной или мысленной), которая подобна структуре данного
объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительного
самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить
при исследовании некоторые знания о самом объекте.
Если результаты моделирования
подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов,
протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту.
При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых
критериев.
Обобщенно моделирование можно
определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый
объект-оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом-моделью,
причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых
стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая
замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1) моделирование как
познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из
внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании
появляются образы, соответствующие объектам;
2) моделирование, заключающееся в
построении некоторой системы-модели (второй системы), связанной определенными
соотношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этом
случае отображение одной системы в другую является средством выявления
зависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом
непосредственного изучения поступающей информации.
Процесс моделирования
предполагает наличие объекта исследования; исследователя, перед которым
поставлена конкретная задача; модели, создаваемой для получения информации об
объекте и необходимой для решения поставленной задачи. Причем по отношению к
модели исследователь является, по сути дела, экспериментатором, только в данном
случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Такой
эксперимент для инженера есть инструмент непосредственного решения
организационно-технических задач. |
||