Руденко Наталья ИФФ 324гр
Рецензия на книгу
Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада.
Жак Ле Гофф ( род. 1 января 1924, Тулон)- медиевист с мировым именем, один из ярчайших представителей Ecole des Annales (Школа 'Анналов'), традиции которой основываются на изучении человеческого аспекта Истории и эволюции обществ. Остался верным концепции тотальной истории. Первый директор Высшей школы социальных наук (c 1975 по 1977г ). Специалист по XIII веку, автор биографий Людовика IX Святого и Франциска Ассизского. Агностик Ле Гофф занимает нейтральную позицию между религиозной апологией и атеистической критикой Средних Веков. Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской.
Основные рассматриваемые в монографии сюжеты. Жак Ле Гофф в своей монографии затрагивает множество моментов, основные из которых, это процесс становления средневековой цивилизации, её путь от развалин Римской Империи до образования Средневековых государств. Процесс формирования Феодального общества. Такой феномен характерный для Средневековой Европы как вассальные отношения. Так же затрагивает появление рыцарство. Формирование границ государств Европы в Средние века. Большое внимание уделяется вопросу веры, в основном в ту эпоху это возвышение, а так же кризис христианского мира. Многие вопросы касающиеся самого средневекового человека, менталитет, материальная культура и т.д.
Применяемые научные термины в монографии. В монографии Жак Ле Гоффа можно встретить множество терминов, иногда он дает своё личное определение этому термину как например «Бенефиций» форма земельного дарение во времена Франкского королевства, король жаловал землю за верность в службе своим людям или пример когда Карл Великий жаловал бенефиций людям поддержкой которой он хотел заручиться, тем самым подвергая их в вассальные отношения. В дальнейшем бенефиций станет наследоваться от отца к сыну и появится наследственный бенефиций, Благодаря наследственности бенефициев вассалы сплачивались в социальный класс. (Гл2 с.51). Встречаются и термины на которые Жак Ле Гофф ссылается уже из исследовательских работ , например термин феодализм из работе Жоржа Дюби французского историка-медиевиста, а также его периодизацией, как ее дал Марк Блок. «Феодализм — это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Эти связи имели реальную основу — бенефиции, которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Феодализм в узком смысле слова — это оммаж и фьеф. Сеньора и вассала соединял вассальный договор» (Гл3 с.88-89). Термин «коммуна» был взят у Ле Гоффа из работ Р. Каджезе, П. Селлы, Ф. Шнайдера и Г. П. Боньетти, рождение городских коммун. Цельного и готового определения нету у Ле Гоффа, но можно основываясь на его текстах собрать воедино этот термин. «Коммуна – это городские и сельские образования людей, для обеспечения друг другу экономической и моральной солидарности в крестьянстве, а в городских стенах - это физическая, экономическая и духовная защита горожан». (Гл8 с.270). Понятие «рыцарство» у Ле Гоффа довольно объемное он рассказывает сначала о феномене рыцарства откуда оно берет своё начала , а потом уже дает определение « В 971 г. появился титул рыцаря, рыцарство, поначалу группа, отличавшаяся «богатством и образом жизни», стало «наследственной кастой, истинной знатью». Оно составляло, однако, два эшелона в соответствии с «распределением власти над низшими»: первым был эшелон кастелянов, владельцев замков (domini, castellani), которые осуществляли на той или иной территории всю публичную власть (бывший королевский бан), второй же состоял из простых рыцарей, за которыми было лишь «небольшое число лично зависимых людей» . (Гл3 с.65, 66, 91).
Используемые исторические источники. В своей монографии Ле Гофф зачастую использует исторические источники а так же высказывания современников средневековья . Например монах с острова Лерен, называвший себя «священником из Марселя», написал трактат «О божественном управлении», представлявший собой апологию Провидения, где он попытался объяснить варварское нашествие (Гл1 с.13). Законодательные акты: знаменитый закон Гундобада (Lex Gundobada), законодательные акты аламанов «Расtus» VII в. и «Аламанская правда» («Lex Alamannorum») VIII в., написанная под влиянием франкского законодательства, «Баварская правда» («Lex Baiuvariorum). «Капитулярий о Саксах» конца VIIIв., «Книге о манерах» Этьен из Фужера (ок.1175г.), «Установления» Людовика Святого, Гуго из Флери «Трактат о королевской власти и церковном достоинстве», посвященном Генриху I Английскому, все данные из этих документов были взяты для написания VIII главы «Христианское общество».. «Золотая легенда» сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Андрей Капеллан трактат «О любви» (1185 г.). Также Ле Гофф использует и художественную литературу «Песнь о Роланде» , «Тристан и Изольда», «Илиада». Ле Гофф цитирует высказывания известных тому времени людей( королей, писателей, знатных людей, а так же большое количество высказываний священников, клириков… ). Цитирование Библии для сравнения каких-то определенных моментов в мифологии и веры ,например библейской генеалогией (три сына Ноя), с германской мифологией (три сына Ригра). Это и не мало ещё разных источников использовал Ле Гофф , для написания своей монографии.
Выводы автора. Ле Гофф в своём предисловии к русскому переводу делает не мало выводов о своей работе, он оценивает её, и пишет где он согласен , а где бы он хотел поспорить. Жак Ле Гофф предлагает расширить рамки Средневековья со II — 111-го столетия поздней Античности и не завершающуюся Ренессансом (XV—XVI вв.) Средневековье длилось, по существу, до XVIII .в. К концу каждой главы Ле Гофф делал вывод, об исследуемом периоде и и плавно переходил к следующей главе (наверняка чтобы заинтересовать читателя).Кратко о его выводах, Ле Гофф считал что варварский мир нуждался в возращению к Риму, а после и каролингская империя и всё Средневековье вплоть до XVI .Завоевания Карла Великого, новые территории способствовали экономическому развитию страны и Западу в целом. Формирование государств было необходимым, для продолжения процветания стран Средневекового Запада. Кризис христианского мира , пошатнул феодальные отношения и способствовал появлению эпохи Возрождения и Нового времени. Так же можно заметить по прочтению монографии некие отступления на его точку зрения. «Ужас охватывает меня, когда я перехожу к рассказу об извращениях, которые царили тогда в роду человеческом» ,( Гл7 с.220).
Исследовательская литература, на которую ссылается автор. Жак Ле Гофф часто ссылается на своего кумира Марка Блока вышедшего из той же Школы « Анналов» и его литературу: например труд Марк Блока «Феодализм». Так же Ле Гофф ссылается на работу Огюстен Тьерри «Рассказы из времен Меровингов». Прочитав книгу , я заметила что Ле Гофф ссылается больше на источники, нежели на исследовательскую литературу. Исследовательская литература практически отсутствует в монографии. Есть ссылки на исследователей , а именно литературы нету.
Я читала книгу «Цивилизация Средневековой Европы», параллельно с курсом по Истории Средневековья, полученные знания в течение 3 семестра, именно по этой дисциплине, я закрепила прочтением книги. Книга переведена на русский язык, и иногда чувствуется некоторая непонятность, но всё автор донёс основной смысл, и передал обстановку Средневековья. Книга легко читается , имеет большое количество терминов и может служить полезным пособием, для студентов интересующих период Средневековья.
Список литературы.
1.Библиотека Якова Кротова[Электронный ресурс] http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_79. Дата обращения 10.12.2013. Информация об Авторе.