3.2. Стратегии управления
Неотъемлемой частью ЭС, построенных на продукциях (как и любой ЭС), являются стратегии управления, которые определяют порядок применения продукционных правил. Выделяют два класса стратегий.
A) Безвозвратные стратегии. В этом случае существует критерий выбора очередного правила, после применения правила возврат к исходном состоянию (отмена применения правила) не производится никогда.
Например – игра в девять. В рассмотренном в 3.1 примере, в качестве такового выступает число фишек, находящихся «не на своем месте».
На практике, возможность применения безвозвратны стратегий ограничена, как будет показано в 3.3. коммутативными системами продукций.B) Пробные стратегии, которые, в свою очередь, делятся на два класса – поиск с возвратом (backtracking) и поиск в пространстве состояний (или поиск на графах)
3.2.1. Поиск с возвратом.
Само название метода говорит о том, какие идеи в нем реализованы.
В начальный момент находимся в начальном состоянии ГБД. Применяем какое-нибудь правило (выбираем его по определенному критерию). В случае если приходим в тупик (не можем больше применить ни одно правило) возвращаемся на шаг назад. И так действуем до тех пор, пока не достигнем терминального состояния ГБД. В случае если произведен полный перебор вариантов, а терминальное состояние не достигнуто, значит задача неразрешима).
Главный недостаток этого метода то, что возможно зацикливание. На практике эта проблема решается путем введения ограничения на глубину поиска, что, однако, в некоторых случаях может привести к ненахождению существующего решения.3.2.2. Поиск в пространстве состояний.
Понятие пространства состояний и алгоритм поиска на нем рассмотрен в 2.2.5. В данном случае в качестве вершин выступают состояния БД, а в качестве дуг – продукционные правила. Под раскрытием вершины, в данном случае, понимается применение к состоянию всех возможных правил. Рассмотрим применение метода на примере.Пример (задача о волке, козе и капусте, используется поиск в глубину).
3.3. Понятие о коммутативных системах продукций
Коммутативной называется такая система продукций, в которой решения в случае перестановки действий остаются справедливыми.
Например, система продукций для задачи о волке, козе и капусте не является коммутативной, так как в ней порядок действий имеет значение. Примером коммутативной системы продукций может служить суммирование n чисел (каждое правило отвечает за прибавление конкретного числа).
Доказаны следующие свойства коммутативных систем продукций:
- Каждое правило, применимое к определенному состоянию ГБД, применимо ко всем состояниям, полученным из него посредством применения конечного множества правил.
- Если цель (терминальное состояние ГБД) может быть достигнуто из состояния D, то она может быть достигнута и из всех состояний, полученных из D.
Следствием перечисленных выше свойств является гарантия достижения цели (если это в принципе возможно) с помощью безвозратных стратегий.