Методические рекомендации по организации вокальной работы.
Предлагаемый комплекс упражнений рекомендован, прежде всего, для детей с 7 до 16 лет. В процессе практического освоения предложенного комплекса, необходимо учитывать, что речь идет об обработке голоса. Вокал – это тот звукоидеал, который стремится извлечь у ребенка педагог. Если говорить об эстетической функции, то она невозможна без технологического решения. Поэтому, нарушая принцип единства художественного и технологического, делая акцент, например на технологию, мы лишаемся и художественности. Ни для кого не является секретом, что качественная вещь одновременно является и красивой. В подтверждении этого звучит высказывание концертмейстера Е.В.Образцовой - В.Чачавы: «Один из исполнительских законов: ноты, знаки - еще не музыка...». Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Огромное количество психолого-педагогической литературы посвящено характеристике возрастных особенностей. Поэтому, в данной работе мы кратко определим влияние психолого-физиологических факторов на процесс вокальной работы. Семь — десять лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем однородны и почти все — дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование.. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Одиннадцать — тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием голос начинает звучать более полно, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. Тринадцать — шестнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее без резких изменений голоса. Учитывая данные особенности, процесс вокальной работы рекомендуется производить с опорой на принципы обучения эстрадному пению- * « · установка на всеобщие компоненты вокального искусства и наследие традиций русской вокальной школы; · взаимосвязь и взаимопроникновение принципа художественного и технологического; · естественный способ голосообразования; · в основном диапазоне преобладание грудного резонирования; · речевая манера; · интонация (фонация) – образная, (ассоциативный и эмоциональный факторы); · интеллектуальный фактор формирования голоса (использование терминов, профессиональных слов: резонаторы, тесситура и т.д.); · самоконтроль (по правильности и комфортности ощущения); психофизическая свобода».[15] Работая над созданием комплекса упражнений и методических рекомендаций, мы опирались на принципы обучения эстрадному пению и на всеобщие компоненты вокального искусства, в процессе которого прослеживается единство художественного и технологического: · дыхание (постановка певческого дыхания); · высокая певческая позиция (стремление к высокой); · округлый звук; · единая манера звукообразования; · подвижность артикуляционного аппарата; · мягкая атака; · филировка звука; · взаимосвязь всех трех звеньев голосового аппарата (дыхание, гортань, артикуляционная база). Все вышеперечисленные компоненты вокального искусства должны формироваться на основе образности и логической мысли исполняемого произведения, упражнения. Слову необходимо придать смысловую нагрузку, которая определяется поставленной образной задачей. Только при соблюдении данного условия возможен принцип единства художественного и технологического. Вспомогательным материалом на начальном этапе обучения эстрадного певца, могут служить вокальные упражнения, применяемые в определенной последовательности, учитывающей задачи певческого воспитания. В любой работе, где речь идет об обучении, о выработке определенных навыков, большая роль принадлежит упражнениям. Распевки и упражнения следует рассматривать как материал, на котором начинающий певец может постепенно осваивать и приобретать необходимые ЗУН. Под расплывчатым термином "распевание" часто имеют ввиду пропевание гамм, арпеджио, различных мотивов (то есть того, что к певческой воспитательной работе не имеет прямого отношения). Основные качества детского голоса — легкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом всегда необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса.
|