Урок № 11
Тема: Источники финансирования предпринимательства.
Вопросы:
- Стартовый капитал.
- Источники финансирования.
- Практикум «Распределение дохода, выручки и прибыли»
Цели урока:
- Раскрыть смысл понятия финансирование бизнеса и стартового
капитала.
- Воспитывать у учащихся чувство рачительного хозяина.
- развивать экономическое мышление.
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, игра, демонстрация.
Оборудование: схемы, методические рекомендации, оборудование
игры.
Межпредметные связи: технология, обществоведение, математика.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, проверка списочного
состава, подготовка к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Ш. Объяснение нового материала.
1. В финансовом плане предприниматель должен определить ко-
личество денег, необходимых ему на начальном этапе, пока предпри-
ятие не выйдет на уровень самоокупаемости. Другими словами,
ему надо рассчитать размер стартового капитала.
В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. На начальном
этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно-
конструкторские разработки, оплату услуг консультантов, закупку
сырья и материалов и на другие нужды.
Доходы от продаж в первые месяцы незначительны и не позволят
покрыть все перечисленные выше расходы, поскольку предприятие
только разворачивает производство продукции. Успех малого бизнеса,
его расширение во многом зависят от возможности финансирования.
В связи с указанными трудностями начального этапа предприни-
мателю предстоит выяснить:
- сколько средств нужно на начальном этапе,
- где взять эти средства.
Специалисты обычно рекомендуют начинать дело, имея запас ка-
питала хотя бы на первые три месяца существования предприятия.
Но такая рекомендация может оказаться полезной только при условии,
что за это время предприятие способно выйти на самоокупаемость.
Если такой уверенности нет, то запас нужен на более длительный пе-
риод. Информацию о размере стартового капитала можно получить
из плана доходов и расходов, внимательно изучив статьи расходов пер-
вых месяцев.
2. Определившись с размером стартового капитала, предпринима-
тель должен определиться и с источниками финансирования своего
бизнеса (см. рис. 8). Существует два основных источника финансиро-
вания: внутренний и внешний. Наиболее предпочтительны внутрен-
ние источники финансирования. Они помогают предпринимателю
сохранить его финансовую независимость и освобождают его от обя-
занности выплачивать проценты по займам.
К таким источникам относятся:
- личные средства,
- прибыль,
- кредиты у поставщиков.
Личные средства – это собственные денежные
сбережения, а так-
же личное имущество, ценные бумаги и т.п., продажа которых может
дать дополнительные средства.
Прибыль первое время на любом предприятии вся
вкладывается
в дело. Иногда приходится договариваться с поставщиками о некото-
рой задержке оплаты за поставки (кредиты), что может дать необходи-
мые краткосрочные средства.

По российскому законодательству внешними источниками могут
быть:
- заёмные финансовые средства (банковские и бюджетные креди-
ты, другие займы);
- привлечённые финансовые средства (средства от продажи акций,
паевые и иные взносы граждан и юридических лиц);
- различные инвестиции (из государственных бюджетов Российс-
кой Федерации, республик в её составе, местных бюджетов и раз-
личных внебюджетных фондов; от частных инвесторов);
- иностранные инвестиции различных видов.
Предпринимателю нужно выбрать, тщательно взвесив все воз-
можные источники финансирования, наименее дорогостоящие из них.
Банк – это учреждение, обладающее правом распоряжаться
вре-
менно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций,
отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчётов, выпуск
ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
Основными функциями банков являются ведение текущих счетов
клиентов (предприятий, частных лиц) и предоставление кредитов.
Кредит – ссуда целевого назначения в денежной или
товарной
форме на условиях возвратности, срочности и с уплатой процента.
Кредитор – один из участников кредитных отношений,
выступа-
ющий как субъект, предоставляющий ссуду.
Источник кредита – временно свободные денежные
средства го-
сударственных, кооперативных и иных предприятий, накопления
государства, сбережения населения.
IV. Закрепление изученного материала
Задание для учащихся:
На основе прибыльной идеи выяснить:
- Размеры уставного капитала, который необходим для ее осущест-
вления
- Как вы будете его формировать (где найдете средства)
Свои расчеты учащиеся предъявляют для обсуждения в классе.
V. Практикум «Распределение дохода, выручки и прибыли»
(см. приложение 5)
VI. Домашнее задание.
Расчёт стартового капитала для своего бизнеса.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. |