Урок № 4

Тема: Менеджмент в деятельности предпринимателя

Вопросы:

  1. Понятие менеджмента, его функции в предпринимательстве

  2. Организационная структура управления

  3. Внутренняя и внешняя среда фирмы

  4. Дидактическая игра «Предприниматель – руководитель фирмы»

Цели урока:

  1. Сформировать понятие о менеджменте, внутренней и внешней
    среде фирмы.

  2. Воспитывать умение управлять производством, людьми.

  3. Развивать организаторские способности.

Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Межпредметные связи: технология, история, обществоведение.

Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие проверка списочного
состава, подготовка к уроку.
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала

1) Термин менеджмент происходит от английского management
«управление», «организация». В сфере предпринимательства под ме-
неджментом понимают систему управления производством, применя-
емую с целью повышения его эффективности и получения прибыли.

В малом бизнесе все решения по управлению предприятием обыч-
но принимает сам предприниматель. Он же контролирует работу своего
предприятия. На более крупных предприятиях эти функции выполня-
ет менеджер – профессиональный управляющий. Все предпринимате-
ли являются менеджерами, но это не свидетельствует о возможности
предпринимателей эффективно управлять организацией, когда
она становится больше. Менеджеры организации, действующие в усло-
виях неустойчивости среды, должны думать и действовать, как пред-
приниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности
и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Этот
стиль получил название предпринимательского управления.

Важнейшими функциями современного менеджмента являются
(см. рис. 4):

  • создание эффективной организационной структуры предприятия;

  • работа с персоналом и организация его плодотворной работы;

  • повышение производительности труда;

  • повышение качества производимых товаров при постоянном
    расширении и обновлении их ассортимента.

?1.1) Закрепление и обобщение по первому вопросу. Задание
для учащихся:
Составьте подробный план ваших действий для решения одно
из проблем:
?а) продать старый велосипед;
б) сшить юбку;
с) принять гостей в День Рождения

2) Менеджмент – это, прежде всего управление людьми, которые
осуществляют производственно-экономическую деятельность.

Организационная структура управления представляет собой
перечень всех должностей на предприятии с указанием для каждого
исполнителя круга его обязанностей и связей с другими работниками.
Эффективная организационная система должна обеспечивать согласо-
ванную деятельность не только всех подразделений предприятия,
но и всех его работников. Организационная структура обычно изобра-
жается в виде схемы, которая у малых предприятий весьма проста.

Отличие новой структуры от прежней заключается не только
в том, что на предприятии стало больше людей, но в том, что увеличи-
лось количество уровней управления: часть работников подчиняется
уже лично директору или его первому заместителю, а представителям
так называемого промежуточного уровня – менеджерам, руководящим
определёнными отделами. Каждый отдел тоже имеет свою организаци-
онную структуру. Он может состоять из секторов или групп (команд)
работников, занятых разработкой конкретной проблемы.

В организации существуют две внутренние органичные формы
разделения труда.

Первая – это разделение труда на компоненты, то есть горизон-
тальное разделение труда
.

Вторая – вертикальное разделение труда. Оно определяет рабо-
ту по координированию действий сверху вниз.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уров-
ней управления, которых может быть несколько в зависимости от па-
раметров предприятия. Но независимо от количества уровней управ-
ления руководители предприятия делятся на три категории, которые
определяются функциями управления. Например, на техническом
уровне (низовое звено) руководители занимаются ежедневными опе-
рациями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной
работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

На управленческом уровне руководители заняты управлением
и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные
формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
Руководители на институциональном уровне заняты разработкой
долгосрочных (перспективных) планов, формированием целей, адап-
тацией организации к различного рода переменам, управлением отно-
шениями между организацией и внешней средой, обществом.
Линейная структура управления работает по линии прямого подчине-
ния сверху донизу. Линейное руководство обеспечивает единство уп-
равления предприятием от директора до рабочего, согласованность
действий администрацией и исполнителей.

3) На успешное функционирование фирмы влияют внешняя
и внутренняя среда.

К внешней среде относятся следующие элементы: отношения
с конкурентами, с финансовыми учреждениями (банками), рекламны-
ми агентствами, с таможенными и другими правительственными орга-
нами, с покупателями, а также к внешней среде относятся политичес-
кий климат, готовящиеся заказы, культурные и иные традиции.

Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы
внутри организации: цели, задачи, структура, технология и люди.

Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый резуль-
тат, которого стремится добиться организация, работая вместе.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы,
которая должна быть выполнена заранее оговоренным способом
в заранее оговоренные сроки.

Структура организации – это логические взаимоотношения уров-
ней управления и подразделений, построенные в такой форме, которая
позволяет эффективно достигать целей организации.

Технология – это средство преобразования сырья, будь то люди,
информация или физические материалы в искомые продукты или услуги.
Люди являются центральным фактором в любой модели управления.
IV. Практическая работа.
Для закрепления пройденного материала на практике учащимся
предлагается дидактическая игра «Предприниматель – руководитель
фирмы» (см.приложение 5) и тест «Проверьте свою предрасположен-
ность к деятельности менеджера» (приложение 4).
V. Домашнее задание. Подготовить реферат о различных школах
менеджмента, например, рассмотреть американскую и японскую школу.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.