Урок № 6

Тема: Маркетинг в деятельности предпринимателя.

Вопросы:

  1. Роль и задачи маркетинга в современном бизнесе.

  2. Поиск рынка сбыта и услуг

  3. Виды маркетинговой деятельности.

  4. Дидактическая игра «Реклама».

Цели:

  1. Сформировать у учащихся знания о маркетинге, рынке и рекламе.

  2. Обучить учащихся рекламировать свои товары.

  3. Воспитывать у учащихся профессиональную компетентность,
    предприимчивость, смекалку и находчивость.

Методы обучения: беседа, рассказ, диспут, демонстрация, игра.

Оборудование: учебники, методические пособия, плакаты, схемы,
кроссворд, оборудование игры.

Межпредметные связи: технология.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка списочного состава, подготовка к уроку.
II. Актуализация.
Для привлечения внимания учащихся и включения их в работу
можно предложить задание:

Какие пункты из перечисленных ниже необходимо включить
в раздел бизнес-плана по маркетингу?

  1. Характер спроса, конечные потребители, особенности рынка.

  2. Наиболее существенные риски.

  3. Доходы и расходы.

  4. Воздействие на продукт технологических изменений.

  5. Противодействия конкурентов.

  6. Обоснование цены на продукцию.

  7. Форма собственности.

  8. Сырьё и материалы: поставщики и цены.

  9. Организация сбыта.

  10. Организация рекламы.

  11. Графическая схема производства.

  12. Сведения о разработке новых продуктов – конкурентов.

  13. Целевые показатели: чего надо добиваться в ближайшие три года.

  14. Возврат кредитов.

  15. Внутренняя норма рентабельности.

  16. Договоры на реализацию товаров.

  17. Обеспечение экологической безопасности.

  18. Место размещения производства.

Ответ: 1, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 18.

III. Объяснение нового материала.

1. На современном рынке товаров и услуг в маркетинге должен
разбираться каждый – и потребитель и производитель.

Знание маркетинга позволит нам вести себя более разумно в ка-
честве потребителей и получать прибыль, будучи производителем.

Маркетинг – это производственно-сбытовая деятельность пред-
приятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая ста-
бильную прибыль.

Главная задача маркетинга – гибкое и постоянное реагирование
на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта.
Его стратегия – перенесение центра управления в сбытовые звенья
производства. Решения в управлении фирмой, производством, диктует
рынок. Объект изучения и воздействия – это потребители и конкурен-
ты, то есть промышленники. Производящие тот или иной похожий
товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка
(конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация; как соотно-
сятся между собой спрос и предложение, уровень цен, товарные запасы).

Маркетизация – применение, внедрение маркетинга в предпри-
нимательскую деятельность.
В современном бизнесе роль маркетинга огромна. Он изучает:
1. Выявление потребителей.
Какие товары мы покупаем и почему?
Сколько товаров следует производить?
Сколько потребители готовы заплатить за тот или иной товар?
2. Удовлетворение потребителей.
Как организовать продажу товаров?
Что нужно сделать, чтобы товары доходили до потребителя
быстро и дешево?
3. Возобновление потребителей.
Как поддержать внимание потребителей к товару?
Как побуждать людей возобновить покупку?

Функции маркетинга заключаются в следующем:

  1. Получение необходимой для маркетинга информации, проведе-
    ние соответствующих научных исследований. Она предполагает
    исследования и анализ в области внешней среды фирмы: эконо-
    мики, бизнеса, торговали, запросов потребителя, продаж, про-
    дукции, рекламы, упаковки, технологии, конкурентов, сегмента-
    ции рынков.

  2. Планирование политики в области выпуска продукции.
    Разработка политики производства продукции, определение
    и дальнейшее расширение ассортимента выпускаемых изделий;
    улучшение характеристик продукции, разработка и выпуск но-
    вых товаров.

  3. Ценообразование.
    Разработка политики цен, составление сетки цен на каждое изде-
    лие на разных этапах его жизненного цикла в зависимости
    от рынков сбыта.

  4. Распределение.
    Разработка политики распределения товаров и услуг. Выбор и уп-
    равление каналами распределения. Складирование, упаковка
    и перевозка продукции.

  5. Продвижение.

2. Формирование политики в области стимулирования сбыта
(продажа по предварительным заказам, рекламно-информационная
деятельность, искусство сбыта, упаковочное дело).

3. Маркетинг в своём развитии прошёл три этапа: массовый мар-
кетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг.

При массовом маркетинге предприниматель занимается массо-
вым производством, массовым распределением и массовым стимули-
рованием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу.

При товарно-дифференцированном маркетинге предпринима-
тель производит несколько вариантов одного и того же товара, в раз-
ном оформлении, с разными свойствами, разного качества, в разной
расфасовке и т.п.

При целевом маркетинге предприниматель разделяет рынок
на сегменты, выбирает из них один или несколько сегментов и разра-
батывает товары и программу маркетинга в расчёте на каждый из отоб-
ранных сегментов. Целевой маркетинг требует осуществления трёх ос-
новных мероприятий:

  1. Сегментирование рынка;

  2. Выбор целевых сегментов рынка;

  3. Позиционирование товара на рынке

Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей
на отдельные группы на основе их различий в нуждах, характеристик
и поведении.

Выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или не-
скольких сегментов рынка для выхода на них со своим товаром.

Позиционирование товара на рынке — обеспечение товару кон-
курентного положения при продаже на рынке и в сознании целевых
потребителей. В качестве основных принципов сегментирования пот-
ребительского рынка, приемлемых для начинающего предпринимателя,
можно выделить географический, демографический и поведенческий
принципы (табл. 10).
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Кто может стать потенциальным потребителем следую-
щих товаров:
А) компьютеры;
Б) детективные романы;
В) бензин;
Г) овощи;
Д) акваланги;
Задание 2.
Приведите по три примера товаров, потребление которых будет
определяться каждым из перечисленных факторов:
А) возраст;
Б) профессия;
В) образ жизни;
Г) доходы;
Д) принадлежность к группе определённых людей;
Е) семья;
Ж) личность покупателя.
V. Дидактическая игра «Реклама». Её можно провести вместе с ми-
ни-конкурсом рекламы (см. приложение 5).

VI. Домашнее задание:
В течение 2–3 дней наблюдайте и записывайте, с какими видами
маркетинговой деятельности вы сталкиваетесь в жизни. Результаты
запишите в табл. 11.

Также в качестве закрепления изученного материала учащимся
можно предложить кроссворд (см. приложение 3)
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.