Урок № 6
Тема: Маркетинг в деятельности предпринимателя.
Вопросы:
-
Роль и задачи маркетинга в современном бизнесе.
-
Поиск рынка сбыта и услуг
-
Виды маркетинговой деятельности.
-
Дидактическая игра «Реклама».
Цели:
-
Сформировать у учащихся знания о маркетинге,
рынке и рекламе.
-
Обучить учащихся рекламировать свои товары.
-
Воспитывать у учащихся профессиональную
компетентность,
предприимчивость, смекалку и находчивость.
Методы обучения: беседа, рассказ, диспут,
демонстрация, игра.
Оборудование: учебники, методические пособия,
плакаты, схемы,
кроссворд, оборудование игры.
Межпредметные связи: технология.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка списочного состава, подготовка к уроку.
II. Актуализация.
Для привлечения внимания учащихся и включения их в работу
можно предложить задание:
Какие пункты из перечисленных ниже необходимо
включить
в раздел бизнес-плана по маркетингу?
-
Характер спроса, конечные потребители,
особенности рынка.
-
Наиболее существенные риски.
-
Доходы и расходы.
-
Воздействие на продукт технологических
изменений.
-
Противодействия конкурентов.
-
Обоснование цены на продукцию.
-
Форма собственности.
-
Сырьё и материалы: поставщики и цены.
-
Организация сбыта.
-
Организация рекламы.
-
Графическая схема производства.
-
Сведения о разработке новых продуктов –
конкурентов.
-
Целевые показатели: чего надо добиваться в
ближайшие три года.
-
Возврат кредитов.
-
Внутренняя норма рентабельности.
-
Договоры на реализацию товаров.
-
Обеспечение экологической безопасности.
-
Место размещения производства.
Ответ: 1, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 18.
III. Объяснение нового материала.
1. На современном рынке товаров и услуг в маркетинге
должен
разбираться каждый – и потребитель и производитель.
Знание маркетинга позволит нам вести себя более
разумно в ка-
честве потребителей и получать прибыль, будучи производителем.
Маркетинг – это
производственно-сбытовая деятельность пред-
приятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая ста-
бильную прибыль.
Главная задача маркетинга – гибкое и
постоянное реагирование
на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта.
Его стратегия – перенесение центра управления в сбытовые
звенья
производства. Решения в управлении фирмой, производством, диктует
рынок. Объект изучения и воздействия – это потребители и конкурен-
ты, то есть промышленники. Производящие тот или иной похожий
товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка
(конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация; как соотно-
сятся между собой спрос и предложение, уровень цен, товарные
запасы).
Маркетизация – применение, внедрение
маркетинга в предпри-
нимательскую деятельность.
В современном бизнесе роль маркетинга огромна. Он изучает:
1. Выявление потребителей.
Какие товары мы покупаем и почему?
Сколько товаров следует производить?
Сколько потребители готовы заплатить за тот или иной товар?
2. Удовлетворение потребителей.
Как организовать продажу товаров?
Что нужно сделать, чтобы товары доходили до потребителя
быстро и дешево?
3. Возобновление потребителей.
Как поддержать внимание потребителей к товару?
Как побуждать людей возобновить покупку?
Функции маркетинга заключаются в следующем:
-
Получение необходимой для маркетинга информации,
проведе-
ние соответствующих научных исследований. Она предполагает
исследования и анализ в области внешней среды фирмы: эконо-
мики, бизнеса, торговали, запросов потребителя, продаж, про-
дукции, рекламы, упаковки, технологии, конкурентов, сегмента-
ции рынков.
-
Планирование политики в области выпуска
продукции.
Разработка политики производства продукции, определение
и дальнейшее расширение ассортимента выпускаемых изделий;
улучшение характеристик продукции, разработка и выпуск но-
вых товаров.
-
Ценообразование.
Разработка политики цен, составление сетки цен на каждое изде-
лие на разных этапах его жизненного цикла в зависимости
от рынков сбыта.
-
Распределение.
Разработка политики распределения товаров и услуг. Выбор и уп-
равление каналами распределения. Складирование, упаковка
и перевозка продукции.
-
Продвижение.
2. Формирование политики в области стимулирования
сбыта
(продажа по предварительным заказам, рекламно-информационная
деятельность, искусство сбыта, упаковочное дело).
3. Маркетинг в своём развитии прошёл три этапа:
массовый мар-
кетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг.
При массовом маркетинге
предприниматель занимается массо-
вым производством, массовым распределением и массовым стимули-
рованием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу.
При товарно-дифференцированном маркетинге
предпринима-
тель производит несколько вариантов одного и того же товара, в раз-
ном оформлении, с разными свойствами, разного качества, в разной
расфасовке и т.п.
При целевом маркетинге предприниматель
разделяет рынок
на сегменты, выбирает из них один или несколько сегментов и разра-
батывает товары и программу маркетинга в расчёте на каждый из отоб-
ранных сегментов. Целевой маркетинг требует осуществления трёх ос-
новных мероприятий:
-
Сегментирование рынка;
-
Выбор целевых сегментов рынка;
-
Позиционирование товара на рынке
Сегментирование рынка — это процесс
разбивки потребителей
на отдельные группы на основе их различий в нуждах, характеристик
и поведении.
Выбор целевых сегментов рынка - оценка
и отбор одного или не-
скольких сегментов рынка для выхода на них со своим товаром.
Позиционирование товара на рынке —
обеспечение товару кон-
курентного положения при продаже на рынке и в сознании целевых
потребителей. В качестве основных принципов сегментирования пот-
ребительского рынка, приемлемых для начинающего предпринимателя,
можно выделить географический, демографический и поведенческий
принципы (табл. 10).
IV. Закрепление нового материала.
Задание 1. Кто может стать потенциальным потребителем следую-
щих товаров:
А) компьютеры;
Б) детективные романы;
В) бензин;
Г) овощи;
Д) акваланги;
Задание 2.
Приведите по три примера товаров, потребление которых будет
определяться каждым из перечисленных факторов:
А) возраст;
Б) профессия;
В) образ жизни;
Г) доходы;
Д) принадлежность к группе определённых людей;
Е) семья;
Ж) личность покупателя.
V. Дидактическая игра «Реклама». Её можно провести вместе с ми-
ни-конкурсом рекламы (см. приложение 5).

VI. Домашнее задание:
В течение 2–3 дней наблюдайте и записывайте, с какими видами
маркетинговой деятельности вы сталкиваетесь в жизни. Результаты
запишите в табл. 11.

Также в качестве закрепления изученного материала учащимся
можно предложить кроссворд (см. приложение 3)
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
|