Понятийный аппарат

   Раздел педагогики – педагогическая технология, как и другие её разделы, изобилует массой терминов, которые требуют уяснения, уточнения и определения. У истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Во всемирно известной «Педагогической поэме» он писал (1933-35 гг.): «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка…».

   На сегодняшний день существует ряд определений педагогической технологии, приведём несколько:

   Сластенин В.А. в учебнике педагогика 2002 года издания приводит такое определение: «…педагогическая технология последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса…».

   Сластенин В.А. и Чижакова Г.И. во «Введении в педагогическую аксиологию» 2003 года издания под педагогической технологией определяют «…педагогическую деятельность, максимально реализующую в себе законы обучения, воспитания и развития личности и поэтому обеспечивающая её конечные результаты…».

   В документах ЮНЕСКО в 1986 году записано такое определение педагогической технологии как «…систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования…».

   М.В. Кларин в книге «Педагогическая технология в учебном процессе» выражает свое мнение следующим образом, «…технологизация учебного и воспитательного процессов…связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом…».

   П. Митчелл в «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» дает определение педагогической технологии «…как области исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющей связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально-воспроизводимых педагогических результатов…».

   Т.И. Шамова определяет технологию педагогическую как научное планирование, организация, оценивание и коррекция педагогического процесса в целях повышения его эффективности, дающая гарантированный результат. Методика обучения – это совокупность методов для достижения учебной цели. Шамова Т.И. выделяет ряд отличий технологии и методики: гарантированный результат, т.е. направленность действия; научные основания, идеи заложенные в каждой технологии; определена система действий учителя и система действий ученика; планируемый конечный результат, контроль достижений результата.

   Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Сластенин В.А. определяет мастерство учителя как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

   Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно - деятельностного подхода. Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники.

   Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. В.А. Сластенин определяет педагогическую технику как совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

   Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. Педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности.

   В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.К. Тихомиров и др.).