Современная педагогическая наука и практика располагает четырьмя основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения:
Л.В. Занкова (для начальной школы),
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (для разных типов образовательных учреждений),
В.С. Библера (развивающая система «Школа диалога культур»),
Ш.А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).
Основным методом работы учителя в режиме развивающего обучения на первом этапе является метод учебных задач – способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему еще не известны. Использование метода учебных задач можно условно представить тремя этапами:
Урок в системе развивающего обучения характеризуется особенностью – полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности учеников.
Основные принципы реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:
Данная система получила наиболее широкое распространение в настоящее время в педагогической практике, не приемлет содержательного абстрагирования, не характерно для неё обучение на высоком уровне сложности, а предполагает выполнение двух основных методических правил:
с самого начала обучения, с прихода ребенка в школу, надо давать теоретическое знание, раскрывающее условия происхождения той или иной вещи, того или иного понятия;
освоение теоретических знаний ребенок должен осуществлять в процессе учебной деятельности, в понятие которой вкладывается специфическое содержание.