Учебно-познавательная деятельность

   Существуют различные виды деятельности. В учебном процессе главной является познавательная. Познавательная деятельность – это деятельность человека, направленная на овладение знаниями. «…Знания…не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней» (С.Л. Рубинштейн).

   Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В. Кузьминой, зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдаёт себе отчёт в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Не подчинение главной цели детали и частности вырастают в основное, а основное – формирование личности – педагог начинает упускать.

   Учёт технологических требований и особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности детей.

   Учебно–познавательная деятельность – это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человече ством (В.А. Сластенин).

   Усвоение знаний осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации (Т.И. Шамова).

   Восприятие определяется как реакция «схватывания» объекта изучения. Выделяется первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения. Осмысливание знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. Запоминание знаний – это их запечатление в памяти. Закрепление – это произвольное запоминание. Применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в разные области. Обобщение знаний – это процесс перевода их от единичного к общему. Систематизация знаний – это упорядочение уже изученного и уже усвоенного в единую систему.

   Продуктивность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности, глубины, объективности контролирования. Контроль образовательного процесса означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых (И.П. Подласый). Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).