Педагогическая задача

   Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (М.А. Данилов, И.К. Журавлев, В.И. Загвязинский, Ю.М. Конягин, Л.М. Фридман и др.).

   Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные.

   Стратегические задачи (А.А. Захаренко, Н.Н. Дубинин,В.А. Караковский, А.А. Католиков и др.) - это своеобразные «сверхзадачи», задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник, Л.М. Фридман и др.). Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определённому этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока–Росинский, В.А. Сухомлинский) – это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельный момент его практической деятельности.

   В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие «педагогическая задача» должна рассматриваться как родовое по отношению к понятиям «дидактические задачи» и «воспитательные задачи».

   Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В.И. Загвязинского, всегда заключено противоречие между её исходной и перспективной сторонами.

   Воспитательные задачи – это задачи направленные на управление всеми видами деятельности: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др.(В.А. Сластенин).