Классификация педагогических технологий

  Различают четыре основные группы педагогических технологий:

  • объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся, организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно – ориентированные, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников; в центре внимания уникальная, целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях;
  • технологии развивающего обучения. В центре внимания – способ обучения, вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей;
  • программированное обучение – управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», «файлов», «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. В основу программированного обучения положена идея Б. Скиннера – «повысить эффективность управления усвоения материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля».

   Г.К. Селевко различает большее количество групп педагогических технологий:

  • по уровню применения – общепедагогические, частнопредметные и локальные, модульные;
  • по преобладающему (доминирующему) методу – догматические (репродуктивные), программированного обучения, объяснительно-иллюстративные, диалогические, развивающего обучения, проблемно-поисковые, игровые, творческие, сомаразвивающего обучения, информационные (компьютерные);
  • по типу управления познавательной деятельностью – классическое-лекционное, обучение с помощью ТСО, система «консультант», обучение по книге, система малых групп, компьютерное обучение, система «репетитор», программное управление;
  • по характеру содержания и структуры – обучающие и развивающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические, монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии;
  • по подходу к ребёнку – авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педацентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;
  • по категории обучающихся – массовая, продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одарёнными;
  • по организационным формам – классно-урочные (у истоков которой стоял Я.А. Коменский) и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения, дифференцированного обучения