Классификация педагогических технологий
Различают четыре основные группы педагогических
технологий:
- объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся, организация
их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
- личностно – ориентированные, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся,
учета и развития индивидуальных особенностей школьников; в центре внимания уникальная, целостная личность, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях;
- технологии развивающего обучения. В центре внимания – способ обучения, вызывающий, способствующий включению
внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей;
- программированное обучение – управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего
устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). программированный учебный материал представляет собой серию
сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», «файлов», «шагов»), подаваемых в определенной логической
последовательности. В основу программированного обучения положена идея
Б. Скиннера – «повысить эффективность управления
усвоения материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля».
Г.К. Селевко различает большее количество групп педагогических технологий:
- по уровню применения – общепедагогические, частнопредметные и локальные, модульные;
- по преобладающему (доминирующему) методу – догматические (репродуктивные), программированного обучения,
объяснительно-иллюстративные, диалогические, развивающего обучения, проблемно-поисковые, игровые, творческие, сомаразвивающего обучения, информационные (компьютерные);
- по типу управления познавательной деятельностью – классическое-лекционное, обучение с помощью ТСО, система
«консультант», обучение по книге, система малых групп, компьютерное обучение, система «репетитор», программное
управление;
- по характеру содержания и структуры – обучающие и развивающие, светские и религиозные, общеобразовательные
и профессиональные, гуманистические и технократические, монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии;
- по подходу к ребёнку – авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педацентрические, личностно-ориентированные,
гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;
- по категории обучающихся – массовая, продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, технологии
работы с трудными, технологии работы с одарёнными;
- по организационным формам – классно-урочные (у истоков которой стоял
Я.А. Коменский) и альтернативные, академические
и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения, дифференцированного обучения
|