2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Классификация опасных и вредных факторов среды обитания человека

Человек живет, непрерывно обмениваясь энергией с окружающей средой, участвуя в круговороте вещества в биосфере. В процессе эволюции человеческий орга­низм приспособился к экстремальным климатическим условиям — низким температурам Севера, высоким тем­пературам экваториальной зоны, к жизни в сухой пус­тыне и в сырых болотах. В естественных условиях че­ловек имеет дело с энергией солнечной радиации, дви­жения ветра, волн, земной коры. Энергетическое воз­действие на незащищенного человека, попавшего в шторм или смерч, оказавшегося в зоне землетрясения, вблизи кратера действующего вулкана или грозовом рай­оне, может превысить допустимый для человеческого организма уровень и нести опасность его травмирования или гибели. Уровни энергии естественного проис­хождения остаются практически неизменными. Современные технологии и технические средства позволяют в какой-то мере снизить их опасность, однако слож­ность прогнозирования природных процессов и изме­нений в биосфере, недостаточность знаний о них, со­здают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек — природная среда».

Появление техногенных источников тепловой и электрической энергии, высвобождение ядерной энер­гии, освоение месторождений нефти и газа с сооруже­нием протяженных коммуникаций породили опасность разнообразных негативных воздействий на человека и среду обитания. Энергетический уровень техногенных негативных воздействий растет и неконтролируемый выход энергии в техногенной среде является причиной роста числа увечий, профессиональных заболева­ний и гибели людей.

Воздействующие на людей опасности можно подразделить, таким образом, по причинам возникновения на:

·        естественные, то есть природные;

·        антропогенные — вызванные дея­тельностью человека, например, персонала предприятия;

·        техногенные опасности – аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;

·        социально-политические – события, происходящие в социуме (грабежи, насилия), межнациональные конфликты, противоречия между государствами с использованием оружия, эпидемии, терроризм;

·        экологические – интенсивная деградация почвы, загрязнение ее «тяжёлыми металлами» (кадмий свинец, ртуть и пр.), загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, разрушение озонового слоя и т.д.

 


Под естественными опасностями понимаются природные опасности, такие как землетрясения, извержения вулканов, сели, смерчи, снежные бураны, цунами и др

Классификация естественных опасностей

·        Постоянно действующие (изменение погодных условий, освещенности земной   поверхности и т. п.

·        Спонтанные опасности (стихийные бедствия).

 

Полностью устранить негативное влияние спонтанно действующих естественных опасностей человечеству до настоящего времени не удалось. Поэтому оно вынуждено нести порой весьма значительные потери как материальные, так и людские. Реально достигнутые успехи в защите человека от стихийных изменений сводятся к определению наиболее вероятных зон действий этих опасностей, их предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий.

Под антропогенными понимаются опасности вызванные дея­тельностью человека., например, персонала предприятия;

Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда, а следовательно полностью устранения антропогенных опасностей ожидать не следует.

Под техногенными понимаются аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;

Современное состояние техносферы любого вида (производственное помещение, городская застройка, салоны транспортных средств, жилища), таково, что в ней почти непрерывно действует совокупность вредных травмоопасных факторов.

Сегодня мир техногенных опасностей вполне познаваем, и у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлена несовершенством техники и технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности. Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью, а воздействие техногенных травмоопасных факторов ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств.

К техногенным опасностям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воз­душном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения граж­данских и промышленных зданий, создалась опасность радиа­ционного заражения, химического и бактериального зараже­ния местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей на поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу насе­лению и окружающей среде.

Техногенные опасности могут быть следствием воздействия внеш­них природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных факторов, нарушений технологи­ческих процессов производства, правил эксплуатации транспор­та, оборудования, машин, механизмов и т. п. Однако наиболее распространенными причинами являются нарушения техно­логического процесса производства и правил техники безопас­ности.

Социально-политические конфликты — крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с при­менением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также меж­национальные и религиозные противоречия, сопровождающие­ся насилием.

Вооруженные конфликты с точки зрения безопасности жизнедеятельности представляют по существу совокупность опасных и вредных факторов, присущих всем стихийным бедствиям, производственным авариям и катастрофам. В войне с применением обычного оружия — это разрушение зданий и пожары в результате действий артиллерии и авиации, катас­трофические наводнения в связи с повреждением гидротех­нических сооружений, заражение обширных территорий ра­диоактивными, химическими веществами при разрушении атомных электростанций и химических предприятий. В слу­чае же применения средств массового поражения резко воз­растут масштабы разрушений, очагов радиоактивного, хими­ческого и бактериологического заражения, а также зон катастрофического затопления с вытекающими отсюда по­следствиями.

События последних лет свидетельствуют о том, что разре­шение социальных, межнациональных и религиозных кон­фликтов происходит в различных формах борьбы, носящих порой чрезвычайный характер и приводящих к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разру­шению и уничтожению материальных ценностей.

Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть самыми разнообразными. Они обусловливаются видом, характером ЧС и масштабами ее распространения. Основными видами по­следствий ЧС являются: разрушения, затопления, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое и бактери­альное заражение, которые, в свою очередь, создают условия, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.

Экологические опасности — качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вред­ное воздействие на людей, животный и растительный мир, окру­жающую среду в целом.

Деградация окружающей среды является следствием урба­низации, резкого расширения масштабов хозяйственной дея­тельности человечества, бездумно потребительского отноше­ния к природе.

К опасностям экологического характера можно отнести: интенсив­ную деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металла­ми (кадмий, свинец, ртуть, хром и т. д.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и дру­гие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.

Человеку хорошо известны перечисленные выше опасности, и найдены средства и меры защиты от постоянно опасностей в виде комфортных салонов средств транспорта, уютных и благоустроенных производственных помещений, разнообразной одежды, соблюдения регламента пребывания в естественных условиях и т. п.

При наличии необходимых материальных ресурсов и правильном отношении человека к  техногенным, антропогенным опасностям они могут быть устранены полностью или ограничены допустимыми значениями.

Рассмотрим опасные и вредные факторы окружающей среды

Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на физические, химические, биологи­ческие и психофизические.

К физическим опасным и вредным факторам отно­сятся:

• движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и при­родные образования;

• острые и падающие предметы;

• повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

• повышенная запыленность и загазованность;

• повышенный уровень шума, акустических коле­баний, вибрации;

• повышенное или пониженное барометрическое давление;

• повышенный уровень ионизирующих излучений;

• повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;

• повышенный уровень электромагнитного излуче­ния, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

• недостаточное освещение, пониженная контраст­ность освещения;

• повышенная яркость, блесткость, пульсация све­тового потока;

• рабочее место на высоте.

К химически опасным и вредным факторам относятся:

•вредные вещества, используемые в технологических процессах;

•промышленные яды;

• используемые в сельском хозяйстве и в быту ядохимикаты;

•лекарственные средства, применяемые не по назначению;

•боевые отравляющие вещества.

Химически опасные и вредные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека и по пути проникновения в организм.

Биологически опасными и вредными факторами являются:

• патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов — спирохеты и риккетсии, грибы) и продукты их жизнедеятельности;

• растения и животные.

Биологическое загрязнение окружающей среды воз­никает в результате аварий на биотехнологических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистке стоков.

Психофизиологические производственные факторы - это факторы, обусловленные особенностями характе­ра и организации труда, параметров рабочего места и оборудования. Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интел­лектуальную сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и нарушению состояния здоровья.

По характеру действия психофизические опасные и вредные производственные факторы делятся на физи­ческие (статические и динамические) и нервно-пси­хические перегрузки: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Опасные и вредные факто­ры по природе своего действия могут относится одновременно к различным группам.

 

Правовые и нормативно-технические основы

Законы и подзаконные акты.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления.

Основу охраны окружающей среды, обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). Зафиксированы ряд требований об охране труда и окружающей среды в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важные законодательные акты, направленные на обеспечение экологической безопасности:

·        «Об охране окружающей природной среды» (1991, введен в действие с 3.02.1992)

·        Водный кодекс РФ (1995)

·        Земельный кодекс РСФСР (1991)

·        Законы РФ «О недрах» (1992)

·        «Об охране атмосферного воздуха» (1999)

·        «Об отходах производства и потребления» (1998)

Подзаконные акты:

·        Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»

·        «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды»

·        «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы ОНД-90»

·        «Об утверждении положения об оценке воздействия на окружающую среду»

·        «Основные положения аудирования в РФ»

Нормативно-техническая документация (НТД)

Санитарные нормы устанавливают ПДК, НТД по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих; загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей, и излучений от различных источников ионизирующих излучений).

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Важным видом межотраслевой НТД по охране труда являются стандарты системы стандартов безопасности труда ССБТ. Это многоуровневая система взаимосвязанных стандартов

Основные цели комплекса:

-           повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях;

-           эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

Задача комплекса – установление:

-           терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

-           основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства ЧС, по организации ликвидации ЧС;

-           уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

-           методов  наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

-           способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а так же требований к средствам, используемых для этих целей.

 

Организационные основы управления

Управление охраной окружающей природной среды

На федеральном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и министерством природных ресурсов РФ. На региональном уровне – исполнительными органами власти, органами самоуправления. На промышленных объектах – управления охранной окружающей среды (ООС).

Основой управления ООС являются законодательные и подзаконодательные акты. Само управление базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Система включает три ступени:

-           наблюдение;

-           оценка состояния;

-           прогноз возможных изменений.

 

В системе различается три уровня:

-           Санитарно-токсический мониторинг – наблюдение за состоянием качества окружающей среды (главным образом за загрязнениями);

-           Экологический мониторинг – определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности;

-           Биосферный мониторинг – осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) на базе международных биосферных станций.

 

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий также и здоровье человека, и социальные факторы: условия труда быта, климатические условия, качество питания и т.п.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Минприродресурсов РФ. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

Оно обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством РФ 21.11.95. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиям в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Для  выработки управленческих решений необходим учет, анализ, оценка показателей состояния охраны условий труда. Для этого используются обобщенные показатели. Важнейшая функция СУОТ – контроль состояния охраны условий труда. Другая задача – профессиональный отбор – предусматривает установление физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ.

Управление ЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы:

-           наблюдение и контроль;

-           ликвидация ЧС.

Силы и средства ликвидации ЧС включают:

-           военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств, организаций РФ.

-           Учреждений и формирований экстренной медицинской помощи Минздрава РФ.

-           Частей и подразделений служб противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ.

-           Соединений воинских частей, территориальных и объектовых формирований ГО РФ.

-           Соединений и воинских частей химических и инженерных войск вооруженных сил.

-           Сил и средств поискового и аварийно-спасательного обеспечения Минтранса РФ.

-           Отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований.

 

Координация планов и мероприятий ГО и по ликвидации ЧС производится в рамках бюджетов РФ, субъектов федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также за счет средств организаций находящихся в зоне ЧС, страховых фондов и любых других источников.

 

Экспертиза и контроль экологичности и безопасности

 

Основой для проведения экологической экспертизы являются нормативные показатели. В свою очередь нормативными показателями экологичности предприятий транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются ПДВ в атмосферу, ПДС в гидросферу, а также нормативы образования и лимиты размещения отходов.

Цель экологической экспертизы новой продукции – предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе его производства, эксплуатации (использовании), переработки или уничтожения.

Главная задача экологической экспертизы – определение полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке.

По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение.

Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций – авторов проекта, заказчиков и других исполнителей. Экспертное заключение направляется заказчику, территориальному органу Минприродресурсов, органам исполнительной власти субъектов РФ и местным органам самоуправления.

Объектами экспертизы являются проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары, а так же различного вида проекты и документация, оговоренная в гл.III Закона РФ «Об экологической экспертизе».

Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.

Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном порядке.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

 

Международное сотрудничество

 

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ — нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ — по вопросам прогнозирования рисках и создания средств защиты.

Россия участвует в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других организаций. С 1973г. действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП).

В настоящее время ученые и специалисты России принимают участие в осуществлении специальных международных программ «Человек и биосфера», работают в Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды, научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Плодотворно действует в области охраны природы Международный союз охраны природы (МСОП).

В 1975 г. 33 европейских государств, США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. По инициативе СССР разработана и действует «Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», к которой присоединились многие государства мира. Конвенция ратифицирована нашей страной по Указу Верховного Совета СССР от 16.05.78г.

1981 г. на XXXV Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР принята резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений земли».

1982 г. принята Генеральной Ассамблеей ООН «Всемирная хартия природы», которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств.

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США и включает 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов. Оно ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими странами

В последние годы успешно развивается сотрудничество и взаимодействие сил гражданской обороны (ГО) стран-членов НАТО и особенно стран-членов Европейского экономического сообщества. В НАТО для координации этой деятельности создан специальный Главный комитет. Комиссией европейских сообществ принята совместная программа стран-участниц по взаимодействию в области гражданской защиты.

В соответствии с достигнутым рядом европейских стран «Открытые частичным соглашением по предотвращению стихийных и технологических бедствий, защите от них и оказанию помощи пострадавшим» в Греции создан Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП).

Международной организацией ГО (МОГО) постоянно повсеместно проводится всесторонняя и целенаправленная подготовка руководящего состава организаций, сил ГО и населения к ведению спасательных работ.