Лекция № 1 «Письмо как вид речевой
деятельности. Особенности письменной речи и ее коммуникативные
возможности»
Цель: Исследовать специфику письма как одного из видов речевой
деятельности в коммуникативном аспекте.
Задачи: 1. Определить основные термины и понятия курса. 2. Обозначить
аспекты изучения письменной речи. 3. Проанализировать особенности письма
с точки зрения выполняемых функций. 4. Сформировать представление о
коммуникативных возможностях письменной речи через ее сопоставление с
устной речью.
План:
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма.
Аспекты изучения письменной речи.
§ 2. Функции письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с
устной речью.
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма.
Аспекты изучения письменной речи.
По подсчетам ученых, человек посвящает разнообразным формам речевой
деятельности порядка 70 % своего «жизненного» времени. Основными видами
речевой деятельности являются чтение, говорение, слушание, письмо.
Критерий владения основными видами речевой деятельности определяет
степень коммуникативной компетенции человека – совокупности знаний,
умений, навыков в области вербальных и невербальных средств для
адекватного восприятия и отражения действительности в различных
ситуациях общения (В.В. Соколова).
Характеристика основных видов речевой деятельности осуществляется с
позиций теории деятельности, разработанной в трудах Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.
Эльконина и других ученых. В рамках данного подхода функционирование
каждого вида речевой деятельности рассматривается комплексно, с учетом
различных факторов: характера намерений каждого из участников
коммуникации и специфики их взаимоотношений, жанрово-типологической
принадлежности текста, стилистических параметров, в целом –
коммуникативной стратегии и смысловой программы, определяющих средства и
способы достижения определенного коммуникативно-прагматического эффекта
в общении. В русле обозначенного подхода под каждым видом речевой
деятельности понимается осознанный волевой акт, а не ответное физическое
действие в результате автоматической реакции органов чувств и нервной
системы на поступивший из окружающей среды сигнал. Вследствие этого в
современной исследовательской литературе разводятся понятия «физического
процесса, связанного с речью» и «собственно речевой деятельности в
разных ее видах». Последнему необходимо обучать, поскольку в речевую
деятельность, таким образом понимаемую, человек «сам собой не врастает»
(Л.С. Выготский).
Методика исследования письма как вида речевой деятельности предполагает
сосредоточение внимания, во-первых, на изучении особенностей письменного
речевого поведения отдельной языковой личности и, во-вторых, на анализе
текстовой деятельности – специфичной формы коммуникации посредством
письменных текстов разной жанрово-стилевой ориентации.
В лингводидактике под языковой личностью понимается человек, способный
участвовать в речевой практике. Языковая личность характеризуется не
столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком
делать (Г.И. Богин). Задача развития языковой личности предполагает, в
частности, совершенствование письменно-речевых способностей высшего
уровня, который соотносится со следующими навыками и умениями:
1) целенаправленно создавать письменные тексты разной жанрово-стилевой
ориентации, отвечающие прагматическим условиям общения;
2) работать над формированием и совершенствованием индивидуального
письменно-речевого стиля, уметь обрабатывать собственный речевой опыт,
накопленный в различных сферах и ситуациях общения;
3) редактировать текст с учетом орфографических, пунктуационных,
стилистических и других видов норм письменной речи;
4) вырабатывать свободные навыки активной и самостоятельной
интерпретации письменного текста;
5) воспринимать и усваивать разные виды информации из письменно-речевых
сообщений;
6) обосновывать и понимать психологические процессы, отражающиеся в
письменной сфере общения, уметь их прогнозировать и ими управлять.
При этом очевиден факт разделения основных видов речевой деятельности на
рецептивные, направленные на восприятие готового речевого сообщения, и
продуктивные, предусматривающие работу по созданию собственных текстов.
Письмо относится ко второму типу.
Чрезвычайно важной проблема оптимизации речевого развития личности
видится с позиций культуры письменной речи. Культура письма входит как
составляющая в понятие общей культуры личности и представляет собой
умелое и свободное использование письменных языковых средств с учетом
соответствующей коммуникативной ситуации.
Письменная речь и письменный текст выступают объектами исследования для
многочисленных областей научного знания (истории, философии, психологии
и пр.). Перечень наиболее актуальных вопросов лингвистического изучения
письменной речи включает ее рассмотрение со следующих позиций:
1) с точки зрения семиотики (учения о знаках) письменная речь
анализируется в качестве определенного способа кодировки смысла в знаке.
Буква выступает здесь как графический символ, отображающий на письме
звук, алфавит – как тип визуальной знаковой системы;
2) графологический аспект предполагает выявление особенностей отражения
в почерке психологических свойств пишущего;
3) с позиций нормативистики анализируются нормы письменной речи в их
соотношении с нормами устной речи;
4) прагматический подход в исследовании письма основывается на выявлении
различных способов его воздействия на адресата;
5) в аспекте теории речевых жанров изучаются жанрово-стилевые
особенности письменных текстов;
6) гендерный аспект предполагает «прочтение» письменных текстов с
позиций «мужского» и «женского» начал, осмысляемых в качестве
определенных концептов культуры;
7) в рамках методологического подхода письменная речь выступает в
качестве основного предмета рассмотрения в различных обучающих
методиках;
8) юрислингвистика анализирует письменные тексты с точки зрения
функционирования в них инвективных (оскорбительных) языковых средств.
Литература:
Бабаева Э.У. К проблеме отождествления личности по признакам письменной
речи // Правоведение, 1968. № 6.
Б. де Куртенэ. Об отношении русского письма к русскому языку //
Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982.
Гельб И.Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М., 1982.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Лебедева Н.Б. Об аспектах юрислингвистики // Актуальные проблемы
филологии. Барнаул, 1998.
Моргенштерн И.Ф. Психографология: Наука об определении внутреннего мира
человека по его почерку. М., 1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
Нефедова Н.В. Основы культуры речи: Учебное пособие. Новочеркасск, 2000.
Осипов Б.И. Основные этапы истории русского письма // Язык и письмо.
Волгоград, 1988.
Вопросы для самопроверки:
1. Какое место среди основных видов речевой деятельности занимает
письмо? Сравните Вашу точку зрения с мнением некоторых исследователей (в
частности, Маделин Беркли-Ален) о следующем процентном соотношении между
разными видами речевой деятельности: слушание – 40%, говорение – 35%,
чтение – 16%, письмо – 9%. Попытайтесь прокомментировать эти
количественные данные.
3. Как взаимосвязаны между собой все разновидности речевой деятельности?
4. В какой последовательности человек овладевает видами речевой
деятельности?
5. Охарактеризуйте особенности письменно-речевой деятельности с позиций
коммуникативного подхода, ориентируясь на актуальность тех или иных
факторов текстообразования.
6. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах
культуры письменной речи.
7. Каковы лингвистические и экстралингвистические факторы, делающие речь
человека грамотной?
8. Как соотносятся понятия «культура письменной речи» и «речевой
этикет»?
§ 2. Функции письменной речи.
Велика роль письма в жизни языка, нации, отдельного человека. Перечень
ключевых функций письменной речи таков:
1. Поскольку литературный язык восточных славян возникает именно в
письменной своей разновидности, можно утверждать, что состояние системы
письма и письменности в целом выступает критерием развития литературного
языка.
2. Письменная речь является особой формой порождения и обозначения
мысли, «вербализованной версией ментального представления события» (В.
Дейк).
3. Письменные тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты,
летописи и пр.) – материал, имеющий историческую значимость, это
своеобразные документы эпохи.
4. Для всех письменных текстов характерна коммуникативная функция.
5. Письмо выступает как мощное средство обучения языку.
6. Письменно-речевая деятельность способствует обобщению и передаче
человеческого опыта, ей свойственна функция средства развития
культурного сознания цивилизации. С этих позиций видится целесообразным
рассмотрение феномена письменной ментальности эпохи – отражения на
письме специфичных черт определенной исторической эпохи и национального
менталитета.
Литература:
Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.
Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. М., 1987.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Издание 2-ое / Под ред.
Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М., 1998.
Фридрих И. История письма. М., 1979.
Щерба Л.В. Теория русского письма. М., 1983.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль письменности в человеческой культуре?
2. Какова причина появления такого жанра письменной речи, как дневник?
Приведите примеры современных модификаций этого жанра.
3. Какая разновидность литературно-художественного творчества не имеет в
качестве первичной формы своего существования письменную?
4. Расскажите о чертах письменной ментальности эпохи Петра I. Какими
лингвистическими и экстралингвистическими факторами они мотивированы?
5. Какова роль технического прогресса в процессе развития письма и
письменности?
6. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминировала бы
какая-либо одна из функций письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
Письмо – 1) вид речевой деятельности; 2) знаковая система, отображающая
письменную речь; 3) жанр письменного текста.
Письменная речь – особая форма порождения и обозначения мысли; речь,
изображенная на бумаге или другом материальном носителе при помощи
системы специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменный текст – продукт реализации письменной речи, имеющий
определенную жанрово – стилевую природу.
Письменная форма коммуникации – особая, опосредованная через текст,
форма общения между людьми, отличающаяся дистанцированным (во времени и
пространстве) характером контакта между автором и адресатом, отсутствием
невербального компонента в общении, наличием особой системы средств
выражения.
Письменность – 1) совокупность письменных средств общения,
складывающихся из системы графики, алфавита и орфографии какого-либо
языка; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа,
какой-либо эпохи.
Литература:
Земская Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.
Дьяконов И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М.,
1990.
Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность.
М., 1994.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н.
Кожиной. М., 2003.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику эпистолярному жанру «дружеское письмо» с учетом
специфики письменной сферы коммуникации.
2. Каким образом «восполняется» нехватка невербальных средств общения
при письменном контакте?
3. Насколько важен при письменном общении фактор пресуппозиции (дотекстовых
знаний о ситуации общения)?
4. Объясните причину существования в старину на Руси письмовников –
сборников образцов для составления писем. Как проявляется фактор
отсутствия непосредственного контакта между коммуникантами в современных
написанных и напечатанных текстах разных жанров и стилей?
5. Древние письменные знаки, буквы называются «письменами» (например,
«рунические письмена», «древние славянские письмена» и пр.). В чем их
значимость?
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с
устной.
Русский литературный язык существует в устной и письменной формах.
Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств
выражения, характером адресатной направленности, определенными способами
восприятия. Различия письменной и устной форм речи обусловлены
следующими факторами:
1. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками
(акустическим кодом). Письменная речь – видимая, передаваемая
посредством букв (графического кода).
2. В условиях устного общения происходит визуально-слуховой контакт
коммуникантов. В процессе письма становится задействованным
визуально-моторный аппарат.
3. Письменная и устная формы речи характеризуются различными видами
норм: к устной речи предъявляются, прежде всего, орфоэпические
требования, к письменной речи – орфографические, пунктуационные,
каллиграфические.
4. В устной сфере общения, как правило, имеет место непосредственная
форма контакта между коммуникантами. В письменной сфере коммуникации
автор текста и его адресат разделены временными и пространственными
параметрами. Это затрудняет установление контакта, поэтому автор
письменного текста должен стремиться в максимальной степени
усовершенствовать текст, чтобы быть понятым.
5. Использование письменной формы выражения мыслей означает возможность
продумывания речи, говорящий же вынужден мыслить и говорить
одновременно. Письменный текст можно подвергнуть литературному
редактированию – процессу адаптации к нормам письменной речи.
Данными различиями обусловлены коммуникативные возможности устной и
письменной форм речи – потенциальные способности, репрезентируемые в
коммуникации.
Устная речь представлена богатым выбором интонационных средств, включая
мелодику речи, логическое ударение, громкость, четкость произношения,
паузы. Необходимо учитывать также присутствие в устной сфере
коммуникации невербальных способов передачи информации. В письменной
речи интонацию заменяют знаки препинания, но они не отражают в полной
мере всего разнообразия речи, поскольку система знаков препинания в
русском языке основана на передаче синтаксической, а не интонационной
структуры фразы. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается
расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц (Ср.: Он
приехал – ударным может быть любое слово; Даже он приехал – ударным
может быть только слово он). Но задуманная автором и воспроизведенная на
письме интонация далеко не всегда совпадают, о чем свидетельствуют
различия в чтении одного и того же текста разными людьми, даже мастерами
слова. В устной речи интонация служит языковым средством передачи
смысла, в сфере письменной коммуникации она может быть только
производным, несамостоятельным явлением.
Отчасти в письменной сфере коммуникации «берут» на себя роль невербалики
графические средства (кавычки, прописная буква, размер шрифта и пр.),
начиная выполнять смыслообразующую функцию.
Литература:
Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка.
М., 1985.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н.
Ширяев. М., 1998.
Лаптева О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения
разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы
языкознания, 1984, № 6.
Мучник Б.С. Письменная передача мыслей. Алма – Ата, 1979.
Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной
речи. М., 1996.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В.
Давыдова, Т.А. Нежновой. М., 1998.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите общие и различительные свойства устной и письменной форм
речи.
2. О каком способе работы над письменной речью говорится в высказывании
Т.А. Ладыженской: «Говорящий говорит набело, исправляя на ходу изложения
лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может возвратиться
к написанному, совершенствовать его многократно»?
3. Чем отличаются между собой «смежные» жанры устной и письменной
научной речи: доклад и статья, лекция и раздел в учебнике? В рамках
какого из функциональных стилей русского языка нельзя найти жанровые
«параллели» относительно их устной и письменной разновидностей?
4. Какие свойства может «противопоставить» письменная речь таким
характеристикам устной речи, как неподготовленность, линейность,
необратимость, связь с непосредственным моментом речи, автоматизм и
случайность в употреблении речевых средств?
5. К какой разновидности языка (устной или письменной) можно отнести
чтение вслух написанного текста, фольклорные тексты, театральный
спектакль, чтение готового текста научного доклада, текст SMS -
сообщения?
|