Лекция № 2 «Психологические механизмы возникновения и развития письменной речи»

Цель: Сформировать представление о психологических механизмах письменной речевой коммуникации.
Задачи: 1. Определить письмо как сложный многоуровневый психофизиологический процесс. 2. Соотнести периоды формирования письменно-речевых способностей с этапами развития личности. 3. Рассмотреть проблему соотношения письменной и устной речи в аспекте онтогенеза. 4. Познакомиться с теорией Л.С. Выготского относительно причин и особенностей формирования письменной речи.
План:
§ 1. Сложность процесса письма как вида человеческой деятельности.
§ 2. Процесс становления письменной речи в зеркале теории развития личности.
§ 3. Полемика по поводу соотношения письменной и устной речи в аспекте онтогенеза.
§ 4. Теория Л.С. Выготского о возникновении и развитии письменной речи.
4.1. Этап возникновения письма: предпосылки и особенности процесса формирования.
4.2. Этап оформления письменной речи в самостоятельную форму речи.

§ 1. Сложность процесса письма как вида человеческой деятельности.
Письмо представляется чрезвычайно сложной формой человеческой деятельности, поскольку это многоуровневый процесс, включающий несколько этапов: звуковой анализ слова; выделение определенных звучаний; превращение звуковых вариантов в четкие фонемы; перешифровку фонем в зрительно-графическую схему; превращение оптических знаков в нужные графические начертания.
Проблема осмысления составляющих процесса письма выступает ключевой в изучении письма с позиций его психофизиологических особенностей (см. работы Б.Г. Ананьева, Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.Я. Ляудиса, А.К. Марковой, И.П. Негурэ, Д.Б. Эльконина и др). В частности, А.Р. Лурия в «Очерках психофизиологии письма» говорит о сложном психологическом содержании процесса письма, предполагающего серию взаимосвязанных операций с хранимыми в сознании образами морфем и слов. Письмо, по мысли ученого, сводится к превращению отдельных звуковых вариантов в четкие устойчивые фонемы и к анализу их временной последовательности. Подобный звуковой анализ слова подразумевает сознательное отношение к своей речи, т.е. умение отвлечься от значения слова и сконцентрировать внимание на его плане выражения – последовательности звуков. Для ребенка, осваивающего алфавитное письмо, главным становится приобретение умения разграничивать единицы звучания (фонемы) и единицы письма (графемы, т.е. буквы и буквосочетания).
Письмо обеспечивается совместной работой ряда участков мозговой коры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления письма. При продуцировании и восприятии письма оказываются задействованными различные человеческие анализаторы: слуховой, зрительный, моторный, речедвигательный, сенсорно-тактильный.
Представление о письменной речи как о сенсомоторном навыке можно считать поверхностным, поскольку процесс ее формирования связан с определенным уровнем развития сознания (памяти, мышления, воображения, логики и пр.). Письмо, вслед за Л.С. Выготским, следует определять как осознанный психический процесс очень сложного порядка.

Литература:
Зиндер Л.Р. Введение в теорию письма // Прикладное языкознание. Л., 1996.
Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М., 2002.
Мучник Б.С. Результаты исследования психологических механизмов письменной коммуникации // Вопросы психологии, 1980, № 2.

Вопросы для самопроверки:
1. Назовите этапы письма. Какие звенья этого процесса не осознаются пишущим достаточно отчетливо?
2. Какие факторы затрудняют анализ последовательности письма?
3. Какова роль в процессе письма воссоздания зрительных и моторных образов, а также проговаривания вслух или шепотом записываемого текста?
4. Зачем необходимо изучать письмо как специфичную форму психо-физиологической деятельности человека?
5. Что такое графема? Как соотносятся между собой графема и фонема?
6. Расскажите о роли зрительного анализатора в процессе формирования, продуцирования и совершенствования письма как вида речевой деятельности.

§ 2. Процесс становления письменной речи в зеркале теории развития личности.
Речевые способности личности имеют психологические основы развития. При этом определяющими факторами выступают: индивидуальные и возрастные особенности; доминирующий тип мышления ребенка (наиболее перспективно в этом плане словесно-логическое мышление); социальное окружение; непосредственный опыт ребенка.
Речь является исторически сложившейся формой общения людей, результатом их совместной деятельности. Примеры воспитания детей животными наглядно показывают, что речь не является врожденным показателем, она формируется в процессе воспитания и социализации ребенка. Многих родителей волнует вопрос о том, правильно ли развивается их ребенок в речевом плане, поскольку речь является одним из важнейших показателей уровня развития и культуры человека. Отсюда – необходимость определения приблизительных, в известной мере условных, ступеней речевого развития детей.
Итак, в соотносимых между собой процессах физиологического и речевого развития личности можно выделить определенные этапы:
1. В период внутриутробного развития происходит формирование, становление и усиление активной деятельности слухового и двигательного анализаторов, впоследствии необходимых для продуцирования и восприятия письма.
2. Новорожденный ребенок издает рефлекторные звуки. Его крик можно квалифицировать как «сигнальную» речь, служащую способом выражения биологически значимых потребностей.
3. В возрасте 2–3 месяцев наступает пора «гуления», «агуканья» – произнесения неосознанных звуков рефлекторного происхождения.
4. К полугоду «гуление» приобретает различные интонации, переходит в «лепетную» речь.
5. От полугода до года наблюдается закрепление отдельных звуковых комплексов в сознании ребенка. Это время «звукоподражательной» речи.
6. Возраст от года до полутора лет отмечен формированием «мимической» и «жестовой» речи, или, по Л.С. Выготскому, «знакового» письма.
7. Период от двух до четырех лет – время становления и активного развития устной речи, пополнения словарного запаса.
8. Дошкольный этап характеризуется овладением нормами устной речи, интенсивным развитием слухового, речедвигательного, зрительного и моторного анализаторов.
9. В начальной школе ребенок начинает овладевать техникой письма («моторным» письмом) и ее отрабатывает.
10. Начиная с 10–12 лет происходит формирование основ письма как самостоятельного вида речевой деятельности – способа выражения мыслей – посредством продуцирования оригинальных письменных текстов.
Таким образом, развитие речи ребенка связано с физиологическим и психологическим формированием личности в целом. Однако у детей процесс овладения речью происходит неодинаково. Это обусловлено рядом причин: наличием внутриутробных патологий и родовых травм, наследственными факторами, социальными и бытовыми условиями.

Литература:
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2003.
Немов Р.С. Психология. М., 1995.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.
Теплов Б.Н. Способности и одаренность. М., 1981.

Вопросы для самопроверки:
1. Чем обусловлено выделение условных ступеней в процессе речевого развития ребенка?
2. Общепризнанной считается проблема существования противоречия между необходимостью высокого уровня развития речевых способностей младшего школьника (согласно требованиям школьной программы) и реальным уровнем развития речи у ряда учащихся. Каковы причины этого?
3. Какова роль чтения в процессе формирования речевой культуры ребенка в целом и, в частности, в становлении и развитии письменно-речевых способностей?
4. Приведите примеры, демонстрирующие зависимость техники письма от уровня развития: физиологии, памяти, внимания, усидчивости ребенка.
5. Объясните суть заглавия научного исследования А.Р. Лурии «Очерки психофизиологии письма».

§ 3. Полемика по поводу соотношения письменной и устной речи в аспекте онтогенеза.
Устная и письменная разновидности речи отличаются друг от друга функциями и языковыми особенностями. При рассмотрении их соотношения в аспекте онтогенеза (т.е. с точки зрения возникновения, путей развития и особенностей психологического содержания) также обнаруживаются черты отличия.
Здесь можно наметить два подхода:
1. Письменная речь вторична по отношению к устной и характеризуется такой ключевой функцией, как отражательная.
2. Устная речь и письмо являются двумя самостоятельными видами речевой деятельности, находящимися между собой в сложных, генетических отношениях.
Раскроем суть обоих подходов.
Широко распространено представление о письменной речи лишь как определенном способе фиксации устной речи и, как следствие, – вторичности возникновения письма по отношению к устной речи. Подобная трактовка несколько упрощает содержание понятия «письменная речь», поскольку констатирует наличие у нее только отражательной функции. Сторонники данной теории в качестве аргументов приводят следующее: Почему ребенок овладевает в первую очередь устной речью, нежели письмом? Почему мы больше говорим, чем пишем? Как объяснить факт того, что есть языки, не имеющие письменности, для которых устная речь является единственной формой существования речевой деятельности вообще, а для их носителей – единственной формой коммуникации? Однако существуют на этот счет и контраргументы: Почему немые люди способны овладеть техникой письма? Почему занимающиеся в рамках некоторых экспериментальных методик малыши, еще в полной мере не владеющие устной разговорной речью, обладают навыками элементарного письма? Все эти вопросы демонстрируют наличие глубокой генетической обусловленности между письмом и устной речью.
Концепцию о вторичности письменной речи по отношению к устной подвергнул сомнению еще Б. де Куртенэ: «Звуковым и всем прочим явлениям, сопряженным с процессом междучеловеческого общения в области произносительно-слуховой, чужд непосредственный переход в элементы и их сочетания, свойственные писанно-зрительной стороне междучеловеческого общения». Великий знаток языка А.С. Пушкин также задавался вопросом о соотношении двух форм речи: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобен письменному» (под «разговорным языком» поэт понимает здесь устную его разновидность). Исследователь А.А. Волков говорит о том, что «письменная речь не является простым воспроизведением устной, но функционирует и развивается по присущим ей законам. Она образует особую сферу общественно-языковой практики, называемую письменной словесностью, или письменностью». Академик А.И. Шкуратов писал по этому поводу: «Письменное сознание есть часть языкового сознания, которое имеет устный и графические аспекты».
Основательно изучил проблему соотношения письменной и устной форм речи в аспекте их психогенетической взаимосвязи Л.С. Выготский. Отправной точкой в его исследованиях было следующее суждение: «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речи не есть просто усвоение техники письма. В этом случае мы должны были бы ожидать, что вместе с усвоением механизма письма письменная речь будет так же богата и развита, как устная речь, и будет походить на нее, как перевод – на оригинал. Но и это не имеет места в развитии письменной речи».
Многочисленные высказывания и исследования целого ряда авторитетных ученых свидетельствуют о том, что письменная речь является формой речи, самостоятельной и равноправной по отношению к устной.
Специфику письма лучше представить, если сравнить его с устной речью с точки зрения их генетического взаимодействия (происхождения).
Человеческая мысль оформляется посредством слова звучащего и слова написанного. Схема «мысль → звучащее слово → написанное слово» является ошибочной с точки зрения современных представлений. Современное представление о генезисе письма отражает следующее суждение: возникая из потребности фиксации устной речи, в процессе развития человека (в онтогенезе) письменная речь оформляется в самостоятельную форму выражения мысли.
Письменная речь на этапе своего зарождения представляет копию устной речи и понимается как моторное письмо (I этап). Промежуточным между I и II этапом является период автоматизации моторики, специального обучения технике письма. Письменная речь на II этапе своего развития оформляется в равноправную, по отношению к устной, форму речи, представляет особый вид речевой деятельности – деятельность по созданию оригинальных письменных текстов. Письмо здесь – особый вид знаковой речевой деятельности, целью которой выступает создание особых знаковых систем – письменных текстов. На I этапе средствами письменной речи обозначаются не сами мысли, а звучащие слова, их выражающие. На II этапе средствами письменной речи оформляются мыслительные операции, а также сама письменная речь становится специфичной формой человеческого мышления.
Навык письма – необходимость, возникающая в определенный момент развития ребенка, когда в его сознании присутствует мотивация осознанности и произвольности письма. Если мотивация овладения устной речью понятна для ребенка (в устно-разговорную речь ребенок, по словам Л.С. Выготского, «врастает сам собой»), то письменной речи необходимо обучать, поскольку, во-первых, мотивация ее продуцирования не сформирована, во-вторых, письменная речь более абстрагирована от ситуации, в-третьих, значительно произвольнее, чем устная.

Литература:
Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка. М.,1985.
Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996.
Шкуратов А.И. История психологии. М., 1997.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М., 1998.

Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте суть отражательной функции письма.
2. Справедливо ли утверждение о том, что устная речь является первичной формой существования языка, более ранней по времени возникновения, чем речь письменная?
3. Ж. Симон высказал особую точку зрения по вопросу о соотношении устной и письменной речи в аспекте онтогенеза. Он говорил о том, что этап перехода, «врастания» устной речи в письменную не существует, а письменная речь возникает обособленно от устной и развивается по своим законам. Дайте комментарий научной позиции этого ученого.
4. Чем различается техника письма у младшего школьника и школьника среднего звена? Как Вы понимаете толкование письма как автоматизированного навыка? Какова роль звукового анализа слова в процессе отработки техники письма?
5. Для какого этапа в развитии письма характерно написание отдельных текстовых фрагментов (например, очень привычных или частотных слов, подписи и пр.) по принципу сложных и обобщенных кинестетических схем (термин А.Р. Лурии)?

§ 4. Теория Л.С. Выготского о возникновении и развитии письменной речи.
Лев Семенович Выготский (1896–1934) – создатель нескольких оригинальных научных теорий. Важное место среди них занимает теория возникновения и формирования письменной речи (см. сборник статей «Умственное развитие детей в процессе обучения», в частности – статью «Предыстория развития письменной речи» и монографию «Мышление и речь»), которая послужила отправной точкой для зарождения методики развивающего обучения. Процесс возникновения и развития письма, по мнению Выготского, имеет психофизиологическую природу: он характеризуется определенной фазисной динамикой, связанной с переводом психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования.
В основе речеведческой теории Л.С. Выготского лежат вопросы, связанные с пониманием письменной речи как психического процесса, обусловленного развитием человеческого сознания. Ученый выделяет два условных периода, непосредственно связанных с процессом становления письменной речи и отражающих теорию развития личности: 1) 6–7 лет – период автоматизации моторной техники письма; 2) 11–12 лет – этап оформления письма в самостоятельный вид речевой деятельности.

4.1. Этап возникновения письма: предпосылки и особенности процесса формирования.
Наблюдения над процессом речевого развития детей позволили Л.С. Выготскому выделить и обосновать наличие определенных предпосылок возникновения письма:
1. Как своеобразный, произвольный знак в воздухе («письмо в воздухе») ученый рассматривает жест. Буква, по мнению ученого, есть письменный, закрепленный в сознании знак.
2. «Картинным письмом» исследователь называет детский рисунок: от рисования предметов ребенок переходит к рисованию речи, т.е. собственно письму.
3. Особую роль в формировании письма Л.С. Выготский отводит понятию знака (символа, роли, игры) в детском сознании, поскольку буква представляет собой знак специфичного свойства, обладающий формальным и содержательными планами.
На данном этапе письменная речь характеризуется отражательной функцией и выступает, в первую очередь, как средство фиксации устной речи. Важная роль здесь принадлежит отработке навыков техники письма. Письмо, рассматриваемое на момент своего формирования, квалифицируется как моторное и представляет собой «привычку руки и пальцев», а также «навыки запоминания и продуцирования определенной системы знаков – букв, отображающей письменную речь» (Л.С. Выготский).
Здесь оказывается важной степень психофизиологической готовности ребенка к письму. Исследователи отмечают, что трудности в начальный период овладения письмом обусловлены необходимостью одновременного выполнения ребенком последовательно совершаемых разными органами произвольных движений. Первоочередной задачей на этапе формирования навыков письменной речи оказывается усвоение алфавита и графики. «Весь первый период начального обучения грамоте отличается тем, что ученик еще очень долго принужден отдавать свое внимание овладению техническими предпосылками письма – способами разложить слово на звуки и записать их в буквах» (Л.С. Выготский).
За развитие мелкой моторики пальцев «отвечает» левое полушарие мозга, поэтому особенно продуктивным на этом этапе видится использование специальных техник и приемов, нацеленных на отработку умения выполнять тонкие координированные движения рукой. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания. Тренировка пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, улучшает внимание, память, слух и зрение.

4.2. Этап оформления письменной речи в самостоятельную форму речи.
Исследователи, в частности, Д.Б. Эльконин в своей книге «Развитие устной и письменной речи учащихся», говорят о том, что максимальные возможности письменной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в списывании и диктовке, которые часто доминируют в формировании письменной речи у младших школьников.
Письменная речь есть особый способ оформления мысли. Классическая психология рассматривает речь и мышление в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности как единый речемыслительный акт. «Говорящий должен думать, а не просто помнить и вспоминать слова», – писал Н.И. Жинкин в своей книге «Речь как проводник информации». Речь выступает основным рычагом человеческого мышления, главным средством выражения мысли.
Схематично процесс перевода мысли в слово можно обозначить следующим образом: во-первых, человек формирует свой образ мира, за что отвечает правое полушарие мозга, отображающее действительность (это образная сфера мышления), во-вторых, устанавливаются логические связи между фрагментами картины мира, за что отвечает левое полушарие мозга (это понятийная сфера мышления) и, наконец, фрагментам даются названия (это лингво-знаковая сфера мышления). Так выстраивается цепочка: предмет – образ предмета – понятие – термин (слово).
Ж. Пиаже писал о том, что в раннем возрасте для ребенка характерна аутистическая мысль, которая не приспосабливается к внешнему миру, а создает особую реальность, творит свой мир (аутизм – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и отстранением от внешнего мира). С 12 лет аутистическая мысль трансформируется в разумную, направленную, целью которой является процесс познания, понимания. Именно этот возраст большинство ученых квалифицирует в качестве начальной стадии развития связной письменной речи – «собственно письма».
Более зрелым этапом (в отличие от этапа моторного письма) в овладении навыками письменной речи является период обучения основам свободного письма, т.е. процесс расчленения потока мысли и развернутого способа выражения мысли посредством письменного слова. Содержанием данного этапа речевого развития ребенка выступает становление и развитие письма как осознанного речевого действия с целью выражения мыслительных операций в письменной форме и закрепление этих навыков в умении продуцировать оригинальные письменные тексты. Культура письменной речи на данном этапе предполагает, в частности, овладение умением точно и в соответствии с замыслом формулировать мысли и стилистически правильно и грамотно излагать их в письменной форме.
Основная трудность данного этапа – необходимость пишущего ориентироваться на воображаемого читателя и на моделируемую ситуацию общения. Главные характеристики письменной речи на данном этапе – произвольность и мотивированность. Так, произвольность письменной речи состоит в том, что, во-первых, «пишущий должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой, выделить из общего клубка мыслей каждую из них и оформить связи между ними», во-вторых, «с самого начала письменное высказывание требует расчленения каждого отдельного слова на составляющие его звуки» (Д.Б. Эльконин). Мотивированность предполагает наличие четко осознаваемого мотива речевого поведения (зачем я создаю данный текст?).
Перечислим некоторые трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе формирования навыков создания оригинальных письменных текстов: отсутствие мотивации, страх перед оцениванием, проблема переизбытка информации при отсутствии умения ее обрабатывать и усваивать, необходимость писать «по требованию», а не «по собственному желанию».
Работа над оригинальными письменными текстами является мощным способом развития умственных, речевых, коммуникативных способностей школьников. Очень точно об этом сказал Л.С. Выготский в своем отзыве на статью Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать»: «Великий писатель не перестал учить крестьянских ребятишек, а изменил метод обучения, а значит и цель обучения: не воспроизведение взрослых образцов, а побуждение к самореализации и самовыражению».

Литература:
Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III–IV классов // Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.
Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.
Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.
Мучник Б.С. Результаты исследования психологических механизмов письменной коммуникации // Вопросы психологии, 1980, № 2.
Ходякова Л.А., Михайлова И.М. Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений учащихся // Русский язык в школе, 2000, № 3.

Вопросы для самопроверки:
1. В исследованиях детских психологов приводятся некоторые интересные наблюдения, связанные с особенностями детского изобразительного творчества: часто дети рисуют с большим увлечением, но как только завершают рисунок, теряют интерес к нему и даже порой выбрасывают его; маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют; детские каракули – отнюдь не рисунок, а «проба пера», т.е. знакомство с карандашом и прочими пишущими предметами.
Каким образом процесс создания детского рисунка связан с этапом становления моторного письма?
2. Какие другие виды деятельности, помимо рисования, способствуют развитию у ребенка навыков моторного письма?
3. Расскажите о таких функциональных особенностях письменной речи, как абстрагированность от ситуации, мотивированность, произвольность.
4. Правомерна ли такой ракурс исследования: детские письменные высказывания как средство изучения психики и интеллектуальных способностей ребенка?
5. В чем отличие процесса превращения мысли в речь в устном и письменном высказывании?
6. В чем «сила» и «слабость» письменных высказываний по сравнению с устными?
7. Какова роль плана в процессе создания любого письменного высказывания?
8. Какова роль выразительного громкого (вслух, а не про себя) чтения в процессе развития произвольного расчленения речи и в целом – формировании навыков письменной речи?
9. Раскройте значимость тихого чтения для развития внутренней речи и процесса ее перехода в письменную.
10. Расскажите о связи письменной речи с абстрактным мышлением.