В свете современной лингвистической парадигмы актуальным представляется изучение структурно-семантической организации предложения. Это обусловлено тем, что для овладения механизмом построения предложения необходимо знать, из каких структурных элементов оно состоит.
    Конструктивным компонентом синтаксических построений является семантико-синтаксическая единица синтаксема [3. С. 4].
    Объединение синтаксем в синтаксические конструкции происходит на разных уровнях: уровне предложения и уровне словосочетания. Такие синтаксические конструкции характеризуются определенными структурными и семантическими признаками и носят обусловленный характер.

    Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения

    1. Обязательным компонентом, организующим центр любого предложения, является грамматическая основа. Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее обозначает субъект мысли, предмет речи, является носителем предикативного признака. Сказуемое обозначает предикативный признак субъекта мысли, предмета речи. Следовательно, смысловые отношения в грамматической основе – субъектно-предикативные.
    Следует заметить, что подлежащее отличается от субъекта мысли. Подлежащее – это структурный элемент предложения. Имеет вербальное выражение. Субъект – это семантический компонент предложения, не имеет вербального выражения, но может иметь формальные показатели. Например, в предложении Люблю тебя, Петра творенье (А. Пушкин) нет подлежащего, но присутствует субъект «я», который обнаруживается формой глагола «люблю». В связи с этим грамматическая основа односоставных предложений, как и двусоставных, характеризуется субъектно-предикативными смысловыми отношениями.
    Категория субъекта – это категория носителя предикативного признака: производителя действия или носителя состояния. Выделяется 2 самых общих значения: субъект действия, активной деятельности и субъект недеятельного, неактивного состояния. Субъект также может быть определенным, конкретно обозначенным (Геологи вернулись; Студенты учатся); или неопределенным, необозначенным конкретно (кто-то, некто, что-то, нечто: Кто-то кричит; Рассказывают всякие истории; Подростком недовольны); или обобщенным (всякий, любой: Чужую беду руками разведу; Ума не купишь).
Семантика субъекта разнообразна:
S1 – живое существо, чаще всего человек (ученик, женщина, медведь),
S2 – конкретный предмет или явление (стол, поле, синева),
S3 – действие (Курить вредно; Отдыхать приятно),
S4 – неопределенное явление (что-то, что-нибудь),
S5 – любые совокупности предметов, мыслей, явлений, лиц (У князя в сакле собралось уже множество народа (М. Лермонтов)).

Семантика предиката также разнообразна:

Р1 – действие во времени и модальной оценке (Я пишу эти строки в деревне (В. Солоухин)),
Р2 – бытие во времени (Была весна),
Р3 – класс лиц или предметов (Он студент; Это пианино),
Р4 – свойство, признак (Он красив),
Р5 – действие как таковое (обязательно в форме инфинитива) (Жизнь прожить – не поле перейти),
Р6 – состояние (Он рад; Обманывать стыдно),
Р7 – эмоции или действие мысли как эмоции (Мартышка толк ногой; Татьяна – ах!),
Р8 – неопределенное понятие (Кто он? Кто есть воспитатель молодежи нашей?).

    2. На уровне предложения формируются обособленные члены предложения, для которых характерны полупредикативные смысловые отношения.
От природы полупредикативным значением обладает деепричастие. В предложении оно имеет потенциальную возможность выразить предикативный смысл. Например: Я иду по лугам, раздвигая зеленые травы (В. Солоухин). Ср.: Я иду по лугам и раздвигаю зеленые травы.
При определенных условиях полупредикативным смыслом обладают обособленные определения и приложения: Была весенняя ночь, полная крупных звезд (К. Паустовский); Могучий лев, гроза лесов, лишился силы (И. Крылов).

    3. Смысловые отношения равноправия – это отношения между синтаксемами, которые употребляются в речи с одинаковой целью, т.е. выполняют одинаковую функцию. Эти отношения лежат в основе формирования однородных членов предложения: Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (А. Пушкин).

    4. Пояснительные смысловые отношения – это отношения, при которых одно слово уточняет смысл другого и, следовательно, характерны они для уточняющих членов предложения: Там, на другом берегу реки, играла музыка.

    5. Присоединительные смысловые отношения возникают в речи, когда говорящий, высказывая мысль, особо выделяет элемент, который употребляет после предложения. Это явление принято называть парцелляцией: Но в пустом городе льву стало страшно. От одиночества (Ю. Яковлев); Дня через два Смелый тихонько пришел в деревню за мукой. Для раненых (В. Козлов).

    6. Соотносительные смысловые отношения. В структуре предложения могут быть компоненты, которые не участвуют в выражении субъектно-предикативного смысла, т.к. их говорящий употребляет для выражения своего отношения к тому, что он сообщает. Они называются вводными единицами: По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов); Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (М. Лермонтов).

    7. Фатические смысловые отношения характерны для обращений, которые употребляются говорящими для установления контакта. Поэтому эти отношения можно назвать контактоустанавливающими: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (А. Пушкин).