Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетание – это смысловое и
грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм
слов, проявляющее их подчинительные свойства [1. С. 21]. С точки зрения
структурной организации в словосочетании выделяются: 1) главное слово (или
стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово – это грамматически независимое
слово. Зависимое слово формально подчиняется требованиям, исходящим от главного
слова. Словосочетание, таким образом, строится по принципу субординации –
подчиняющего и подчиненного.
Выделяются следующие смысловые
отношения, которые еще называются как грамматическое значение словосочетания:
1. Атрибутивные – между
компонентами словосочетания, обозначающими предмет и его признак соответственно.
В таких словосочетаниях главное слово выражено существительным, зависимое слово
– любой знаменательной частью речи:
– именем прилагательным: раннее утро, полезная работа, медвежья берлога;
– причастием: решенная задача, любящая женщина, построенный дом;
– местоимением: наш город, каждый человек, моя тетрадь;
– порядковым числительным: второй разряд, первый номер, десятый дом;
– предложными и беспредложными формами существительного: платье из бархата,
портфель брата, журнал с иллюстрациями;
– наречием: дом напротив, шашлык по-кавказски, яйца всмятку;
– инфинитивом: возможность уехать, необходимость отдохнуть.
От атрибутивных отношений следует отличать аппозитивные отношения (между
существительным и приложением к нему). В отличие от атрибутивных отношений, в
аппозитивных отношениях нет представления о предмете и его признаке, а есть один
предмет (денотат) и два соотнесенных с ним понятиями, по-разному называющих этот
предмет: студент Иванов, утес-великан, газета «Красное знамя». При приложении в
отношения определяемого и определяющего вступают существительные. Согласуемое
существительное может определять другое существительное с разных сторон: по
названию (город Москва), по функции (корабль-пират), по качественному признаку
(студент-отличник), по деятельности (художник Репин), по подобию (цветок Огонек)
[5. С. 57 – 58].
2. Объектные отношения обозначают
отношения между действием и объектом, на которое это действие направлено, а
также между действием и предметом, с помощью которого осуществляется это
действие (орудием труда).
Главное слово в таких словосочетаниях выражено глаголом, зависимое –
существительным без предлога или с предлогом: интересоваться искусством,
оглядеть окрестность, петь для слушателей, рубить топором. В качестве зависимых
слов могут выступать местоимения и числительные: ждать его, увидеть двоих.
Объектные смысловые отношения могут возникать в словосочетаниях с главным словом
прилагательным, обозначая признак и объект, на который направлен данный признак:
гордый победой, счастливый в любви, ласковый с сыном.
3. Субъектные отношения возникают в
словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает производителя действия или
носителя состояния, обозначаемого главным словом: приезд отца, разлив реки,
белизна снегов [2. С. 487].
4. Обстоятельственные
(адвербиальные) смысловые отношения – это отношения, при которых действие,
состояние, признак определяются со стороны своего качества или условий его
проявления: слишком яркий, гулять в лесу, ложиться на рассвете, говорить
взволнованно, поехать на отдых [6. С. 272].
5. Комплетивные (восполняющие)
смысловые отношения – это отношения, при которых зависимое слово является
необходимым смысловым добавлением, восполняющим информативную недостаточность
главного слова: два дома, слыть чудаком [2. С. 487].
Иногда в рамках одного
словосочетания наблюдается пересечение (объединение) нескольких типов смысловых
отношений. Данное явление определяется как синкретизм смысловых отношений и
возникает в словосочетаниях, в которых главное слово содержит разные
грамматические семы. Например: любовь к сыну – главное слово «любовь» содержит
сему предметности, т.к. это существительное, и сему действия (состояния), т.к.
соотносится с глаголом «любить», является отглагольным существительным.
Следовательно, в словосочетании любовь к сыну объединяются атрибутивные и
объектные смысловые отношения. Еще пример: в словосочетании прогулка в лесу
наблюдается синкретизм атрибутивных и адвербиальных смысловых отношений.