Классификация словосочетаний

    I. По морфологическому выражению главного слова различаются следующие лексико-грамматические типы словосочетаний:
1. Глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом или его формами): идти в лес, исчезая в воде, погруженный во тьму. С глаголом в роли зависимого слова могут сочетаться:
а) имя существительное (без предлога и с предлогом): составить план, писать письмо, жить в городе, говорить об искусстве;
б) инфинитив глагола: просить принести, предложить выучить;
в) наречие: читать вслух, поступать справедливо;
г) деепричастие: идти оглядываясь, читать лежа.
2.Субстантивные словосочетания (главное слово – существительное). С существительным в роли зависимого слова могут сочетаться:
а) другое существительное: поездка по стране, поручение ученику, тезисы доклада;
б) прилагательное: важное сообщение, интересная книга;
в) местоимение: наш город, мой брат, ваш выход;
г) порядковое числительное: вторая аудитория, первый разряд, третий курс;
д) причастие: выполненная работа, проверенный диктант;
е) наречие: прогулка вдвоем, яйца всмятку, судак по-польски;
ж) инфинитив: умение рисовать, желание учиться.
3. Адъективные словосочетания (главное слово выражено прилагательным). С прилагательным в роли зависимого слова могут сочетаться:
а) существительное (без предлога или с предлогом): довольный ответом, достойный награды, способный к музыке, ласковый с детьми, смелый в бою;
б) наречие: очень интересный, весьма старательный, умеренно холодный;
в) инфинитив: способный работать, готовый помочь.
4. Нумеральные словосочетания (главное слово выражено числительным): два друга, третий из спутников.
5. Местоименные словосочетания (главное слово выражено местоимением): кто-то из студентов, каждый из нас.
6. Наречные словосочетания (главное слово выражено наречием): очень удачно, по-прежнему хорошо, далеко от Москвы, наедине с сыном.

    II. Классификация словосочетаний по структуре и объему.
    В основе этой классификации лежит способ и характер синтаксической связи. С этой точки зрения выделяются простые, сложные и комбинированные словосочетания.
Простое словосочетание образуется на основе одиночной сильной или слабой связи: согласования (новый дом, весь народ, город Москва), одиночного управления (строить дом, бояться грозы, разувериться в друзьях) или примыкания (идти пешком, шинель внакидку, очень умный, решить остаться), двойной сильной связи (отдать книгу ученику, присвоить звание ученому, вбить гвоздь в стену).
Сложное словосочетание образуется на основе двух и более разных подчинительных связей, исходящих от одного главного слова (веселая прогулка вечером, неожиданной приход начальника).
Комбинированное словосочетание образуется на основе связей, исходящих от разных стержневых слов; зависимое слово в таком словосочетании одновременно само является стержневым словом какого-то простого словосочетания (увлеченно читать интересную книгу, вечером написать подробное письмо бабушке, изучение английского языка) [5. С. 81 – 82].

    III. Словосочетание может быть свободным и несвободным. Данные типы выделяются на основании критерия семантической спаянности компонентов.
    В свободных словосочетаниях каждый компонент сохраняет самостоятельность в силу достаточной информативности, и поэтому в составе предложения каждый компонент словосочетания функционирует как самостоятельный член: жить в городе, ожидать ответа, сырая погода, удачливый в делах.
В синтаксически несвободных словосочетаниях полнота лексического значения одного из компонентов ослаблена или он является информативно не достаточным. Следствием этого является тесная спаянность компонентов и функционирование такого словосочетания в составе предложения в качестве одного члена: пять столов, железная дорога, белый гриб, мастер готовить [6. С. 280].

    IV. Словосочетание по степени синтаксической связанности делится на синтаксически разложимое и синтаксически неразложимое.
    Синтаксически разложимое – это такое словосочетание, в котором компоненты выполняют разные синтаксические функции, синтаксически неразложимое – компоненты являются одним и тем же членом предложения. Например: Я читаю интересную книгу (читаю книгу – словосочетание синтаксически разложимое, так как «читаю» – сказуемое, «книгу» – дополнение; интересную книгу – словосочетание также синтаксически разложимое, так как «книгу» – дополнение, «интересную» – определение); Я купила две тетради (две тетради – словосочетание синтаксически неразложимое, так как оба компонента являются дополнением).