1.3.5. Тексто- и смыслообразующая функция графических средств
Жанрово-стилевая специфика ЭТ в полной мере отражает суть семиотического
подхода к рассмотрению текстов, в рамках которого любое
речевое произведение осмысляется как совокупность некоторого исходного
вербального сообщения и «системы разнородных семиотических
пространств» (Ю. М. Лотман), в целом образующих «связный знаковый
комплекс» (М. М. Бахтин). Одним из таких семиотических подуровней
текста выступает его графический образ, входящий как элемент в
поэтику
текста (М. И. Шапир), «помогающий» адресату «отследить» «грамматику
мысли» (Л. С. Выготский) автора и способствующий, тем самым,
установлению эффективного диалога сторон. Как отмечает исследователь Б. А.
Плотников, «специфика русской параграфемики заключается
в использовании пунктуации как особого информационного канала
и как особого текстообразующего
средства» [Плотников 1992, с. 43].
В связи с дистанцированным характером эпистолярной коммуникации
и ее опосредованностью письменным текстом роль графических
средств в
эпистолярии значительно возрастает. Более того, генезис письма (его
изначальная принадлежность сфере разговорной коммуникации) обусловливает
экстраполяцию интонационных средств устной разговорной речи в письменное
пространство ЭТ, превращая последний в форму репрезентации авторского
«потока сознания». Графические единицы
ЭТ способствуют сохранению информации в условиях этого перевода,
поскольку возможность ее потери из-за различия кодов передачи информации по
устному и письменному каналам
коммуникации велика: «Каждому знаку препинания соответствует явление,
объективно данное в потоке речи; чем больше «степень вживаемости» устной
речи в ткань письменного текста, тем больше ощущается специфика
последней» [там же, с. 22].
В русле традиционного подхода [Б. С. Шварцкопф, Н. Л. Шубина, В. Т. Садченко
и др.] в целях упорядочивания лингвистической терминосистемы
мы склонны дифференцировать понятия «графические» и «пунктуационные» знаки,
соотнося их соответственно как «целое» и «часть». К графическим
(невербальным) единицам текста (в широком понимании термина)
относятся: способы начертания слов (гарнитура шрифта), знаки препинания,
абзацы, расположение строк, прописные
буквы. В случае присутствия в тексте иллюстраций графические
средства приобретают статус
параграфемных [А. Н. Баранов, Л. Г. Фе-щенко]. Пунктуационные
знаки рассматриваются нами как подуровень
графической знаковой системы и объединяют в своем составе следующие
знаки: точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, тире,
скобки, кавычки, многоточие,
вопросительный и восклицательный знаки.
В эпистолярии М. Нестерова широко используются такие пунктуационные
знаки, как скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный
знаки, многоточие, и из арсенала графических средств (в узком
понимании термина) - курсивный шрифт.
Первоначальная
функция данных средств пунктуации и графики такова: скобки -
показатель наличия в высказывании вставной конструкции, несущей добавочную
информацию, по смыслу относительно самостоятельной и «выпадающей» в
результате этого из общей структуры
высказывания; кавычки употребляются для выделения прямой
речи, цитат, названий, а также отдельных словных и сверхсловных
единиц, если они фигурируют в тексте не в своем обычном значении или в
ироническом смысле; многоточие в большинстве случаев обозначает
незаконченную мысль или паузу, является оптимальным знаком для передачи
особенностей речевого развертывания «потока сознания» с его дискретностью,
сбивчивостью, неожиданными переходами от одной мысли к другой; курсив как разновидность
типографского шрифта призван выделять в вербально обозначенной мысли
ключевые, по мнению автора, моменты; восклицательный знак
ставится, как правило, в конце предложения и выполняет
интонационно-экспрессивную и
отделительную функции, может удваиваться или утраиваться для выражения
большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для
обозначения вопроса-восклицания; вопросительный знак в конце
высказывания выражает содержащиеся в нем вопрос или
сомнение, способствует созданию
диалогичности в письмах, поскольку стимулирует адресата на ответный
речевой ход.
Однако в рамках
литературно-эпистолярного дискурса М. Нестерова перечисленные средства
начинают выполнять идеографическую (смыслообразующую) и регулятивную
функции, выступая маркером целевой
установки автора письма. Приведем примеры их использования:
- скобки:
«Что поделываете теперь, что делают наши товарищи?
(Всех нас, москвичей, сегодня видел во сне и с седыми, длинными бородами,
к чему бы сие?)»
[с. 150];
«Читал ли ты новый выпуск
«Истории искусств» Мутера, где А. Бенуа в статье о русской живописи
разделывает В. Васнецова, а попутно и М. Нестерова (за
образá)»
[с. 150];
«Из нескольких тысяч холстов едва наберется
сотня-другая вещей заметных
(первоклассных ни одной)» [с. 174]; «Проехал,
вспоминая детство и отрочество, по Белой и Каме (как
хороша последняя!)»
[с. 174]; «… две старые затеи чисто
нестеровского
(лирического) характера» [с.
174]; «Толстому письмо послал,
но почти уверен в отказе (сон такой видел)»
[с. 176]; «В августе к
вам - в Питер (осчастливлю и Павловск)» [с. 176]; «Умно
на редкость, такое хорошее, благородное (в наше время - хамское) свободомыслие»
(о книге И. Тэна «Путешествие по Италии»)
[с. 202]; «Сегодня любовался в галерее
хорошо повешенным портретом Вашего сына (дивная вещь!!)» [с. 204]; «Тут же Сомов старый
и новый (хорош), Бакст (старый)» [с.
226];
- кавычки: «Два года жизни, два года хотя бы относительного здоровья и сил, думаю, достаточно, чтобы спеть эту свою “лебединую песнь”» [с. 154]; «Я выписал журнал в надежде “не отстать от века”» [с. 165]; «Умер старик Прахов, этот талантливейший язычник - дом его в Киеве был моим “университетом”» [с. 214];
- восклицательный и вопросительный знаки: «Готовится дать генеральное сражение передвижникам, задать им звону!!.» [с. 150]; «Ты скажешь: вот тебе и “по-своему”… Да! Да! По-своему - так, как по-своему написан “Ермак”…» [с. 206]; «Ну, что еще тебе сказать?!» [с. 219];
- многоточие: «Стоит он и взирает на мир божий, на землю, на небо, на весеннюю в цветах лужайку и радуется - сколь все прекрасно создано царем небесным... Вот и вся тема... небольшая тема, небольшая и картинка» [с. 207], «все минувшие дни у нас была зима, со снегом и морозцем, сегодня пошел дождь и поползло...» [с. 207];
- курсив: «Но все говорят одно - она (картина - А. К.) выше (выделен в тексте автором письма - А. К.) всего того, что мной сделано за последние десять-двенадцать лет» [с. 216]; «как на это дело взглянули петроградцы, кого, повторяю, намечаете Вы? и кого они?» (выделено в тексте автором - А. К.) [с. 217].
В литературно-эпистолярной коммуникации, фактом которой является эпистолярий М. Нестерова, система графических знаков, помимо своих первоначальных функций, приобретает статус регулятивного и смыслообразующего средства. В рамках анализируемого дискурса графический образ письма создается при помощи традиционных средств, понимание которых основывается на их широком толковании: в перечень графических нами включены также и пунктуационные знаки. Наиболее частотными в ЭД художника являются такие средства, как скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Из перечня собственно графических единиц в большей мере, чем все остальные, актуален курсивный шрифт.