| Введение Интерес к процессу коммуникации со стороны 
			представителей разных отраслей знания сегодня поистине огромен. Со 
			времен Аристотеля общение осмысляется в числе ключевых 
			экзистенциальных феноменов, появление которых обусловлено глубинными 
			инстинктивными свойствами человеческой натуры. Взаимодействие 
			свойственно всем высшим живым существам, но в условиях социума оно 
			приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и 
			опосредствованным речью.
 Одним из аспектов изучения феномена общения с позиций лингвистики 
			является анализ жанрово-стилистических форм презентации различных 
			сфер межличностного и социального взаимодействия. Большими 
			потенциальными возможностями в этом плане обладают эпистолярные 
			тексты (далее − ЭТ), имеющие в национальной культуре давнюю 
			традицию. Зародившись в глубокой древности, о чем свидетельствуют 
			новгородские грамоты, датированные XI веком, – временем зарождения 
			русской письменности, речевые произведения в формате письма всегда 
			активно использовались социумом.
 
 Все исследователи солидарны в вопросе определения истоков 
			формирования мировой эпистолярной традиции, говоря об ее античных 
			«корнях»: «Концепция эпистолярного стиля возникает в рамках 
			философской школы Аристотеля» [Полякова 2001, с. 8]. «Первые образцы 
			писем известны еще из античных времен. Форма письма, удобная для 
			выражения внутреннего мира человека, использовалась в сочинениях 
			биографического, этического и дидактического характера, а в поздние 
			века античности возник жанр беллетристического, фиктивного письма, 
			вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром 
			античного романа. В литературе III в. н. э. дается осмысление тех 
			приемов, которые составляют эпистолярную логику. Письмо 
			воспринимается как определенная система средств выражения, 
			обусловленная характером лица, от имени которого оно пишется с 
			учетом фактора адресата, для которого письмо предназначено. Уже в 
			античных теориях подчеркнуты наиболее существенные особенности 
			письма, такие как диалогичность, эксплицитность автора и 
			направленность на конкретного читателя» [Силаева 1999, с. 6−7].
 
 Будучи явлением историческим, эпистолярный жанр постоянно 
			эволюционирует, претерпевает изменения вслед за переменами в жиз-ни 
			социума: «Как и любой вид человеческой деятельности, переписка 
			развивалась постепенно по мере развития общества, приобретая 
			определенные черты этого общества и впитывая дух соответствующего 
			времени» [Силаева 1999, с. 6].
 
 
 Первоначальным назначением ЭТ было использование в качестве 
			документов – письменных сообщений официально-делового свойства. В 
			дидактических целях в мировой эпистолярной практике активно 
			использовался в это время письмовник [Демин 1964, Бусоргина 2006, 
			Кулинич, Бусоргина 2007] как свод рекомендаций и правил по написанию 
			писем. Это был «особый лингводидактический гипертекст, моделирующий 
			создание вариативного эпистолярного текста» [Бусоргина 2006, с. 
			18−19]. Письмовники были «первыми в средневековой Руси сводами 
			литературных образцов, и в этом их историко-культурное значение» 
			[Боровиков 2007, с. 7].
 
 Старейшим печатным русским письмовником является издание 1708 года 
			«Приклады, како пишутся комплименты разные», положившее начало 
			становлению русской эпистолярной культуры. Классическим образцом 
			эпистолярного произведения этой эпохи можно считать переписку Ивана 
			Грозного с Андреем Курбским. В конце XVIII века выходит в свет 
			сборник правил и советов «на все случаи общественной и семейной 
			жизни» – «Хороший тон», в 1798 году – «Полный всеобщий Письмовник, 
			или Подробное и ясное наставление, как сочинять и писать всякого 
			рода письма».
 
 К концу XVIII века письмо становится не просто фактом обмена 
			информацией избранного круга людей. Теперь это составная часть 
			дворянского быта и культуры, повседневная жизненная потребность 
			русского общества. С этого времени письмо становится на Руси 
			важнейшим средством делового, профессионального, личностного и 
			дружеского общения.
 
 XIX век – время расцвета эпистолярного жанра во всех его стилевых 
			разновидностях: «Написанное слово правило миром, составление письма 
			было искусством» [Протопопова 2003, с. 627]. Ведущая роль 
			принадлежит частному письму, репрезентирующему особенности 
			разговорной сферы коммуникации и выступающему в качестве способа 
			обмена информацией между коммуникантами, лишенными непосредственного 
			контакта. Частное письмо, как правило, представляет собой поток 
			сознания автора – размышления, наблюдения, эмоциональные признания, 
			часто – исповедь души.
 
 В XIX веке в русской литературе получает распространение дружеское 
			письмо, которое, в отличие от частного, создается в целях публикации 
			и адресовано широкому кругу читателей. Дружеское письмо 
			воспринимается и авторами, и адресатами, и современниками, и 
			потомками прежде всего как послание, отражающее мировоззренческие и 
			духовные искания своего времени (например, «Выбранные места из 
			переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, «Письма к другу» Ф. Глинки, 
			Духовные письма старцев Оптиной пустыни).
 
 В это же время активно развивается жанр письма в публицистике. Сама 
			форма письма имеет целый ряд преимуществ перед традиционными 
			литературными жанрами – неограниченный выбор языковых средств, 
			свободный переход от одной темы к другой, эффект достоверности и 
			непосредственного соучастия в описываемом. Таковы, например, путевые 
			очерки, написанные в виде письма (так называемая, почтовая проза): 
			«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Парижские 
			письма» П. В. Анненкова, «Письма из Берлина» И. С. Тургенева, 
			«Письма столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова и 
			др. В области литературной критики – «Письма из провинции» Н. А. 
			Добролюбова, «Письма иногороднего подписчика» А. В. Дружинина и др.
 
 Литературный процесс также продолжает активно «адаптировать» в 
			художественно-эстетических целях эпистолярную форму. Важ-но 
			отметить, что, по мнению некоторых исследователей [Нюбина 2000, 
			Кожевникова 2009], письмо относится к пограничным явлениям, которые 
			благодаря сложившейся в определенную эпоху литературной ситу-ации 
			могут переходить из области быта в область литературы и обратно.
 
 ЭТ становится важным структурообразующим средством в литературном 
			произведении. В виде переписки между действующими лицами создаются 
			целые романы («Бедные люди» и «Роман в девяти письмах» Ф. М. 
			Достоевского и пр.). Продуктивно использует эпистолярную форму 
			русская поэтическая система, продолжая традицию сочинения эпистол и 
			стихотворных писем А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского.
 
 Отдельно следует сказать о такой составляющей эпистолярного жанра, 
			как эпистолярное наследие мастеров мировой культуры (А. С. Пуш-кина, 
			А. П. Чехова, М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака и 
			др.), являющееся памятником прошлого и неиссякаемым кладезем для 
			современных исследований как в культурно-историческом, так и в 
			собственно языковом отношении. «Дружеская переписка носила не только 
			интимный характер, но становилась и своеобразной формой 
			общественно-публицистических и литературных бесед, творческой 
			лабораторией, в которой формировался русский литературный язык, 
			наиболее полно раскрывалась языковая личность» [Белунова 1998, с. 
			78]. Согласно установившейся с 18 века традиции частная переписка 
			была «постоянной и характерной формой литературного общения» [Пиксанов 
			1922, с. 46]. Переписка писателей, эти «эпистолярные массивы 
			письменного наследия русской словесности» [Вяткина 2007, с. 20], 
			имеют огромное значение в культурно-историческом отношении, выступая 
			в качестве своеобразных «документов эпохи». Однако эти письма 
			составляют также литературный факт общественного и духовного бытия, 
			обладающий несомненной эстетической ценностью.
 
 ХХ век продолжает традиции, связанные с тем или иным способом 
			использования разных функционально-стилевых разновидностей ЭТ. 
			Эпистолярная форма остается востребованной в различных сфе-рах 
			общения. Как отмечает Н. Ю. Бусоргина, «несмотря на все более 
			интенсивное развитие коммуникации с помощью современных 
			информационных технологий, традиционная почтовая переписка до сих 
			пор не утратила своих позиций как средство не только делового, но и 
			в значительной степени ритуально-этикетного межличностного общения. 
			Это связано с рядом преимуществ, которыми она, наряду с 
			недостатками, обладает перед высокотехнологичными средствами связи, 
			а именно, способностью обеспечивать психологический контакт, 
			отсутствующий у обезличенных электронных посланий и достигаемый за 
			счет использо-вания рукописной графики и специфических жанровых 
			характеристик. В связи с насущной необходимостью межкультурного 
			общения и укрепления личных контактов между представителями разных 
			лингвокультур, личная переписка приобретает особое значение и в силу 
			этого заслуживает пристального исследовательского внимания» [Бусоргина 
			2006, с. 3].
 
 Эпистолярий, являясь универсальной жанровой формой, востребованной в 
			разных сферах коммуникации, представляет собой междисциплинарный 
			объект исследования, подвергающийся анализу в самых разных аспектах: 
			«Сложность и многомерность текстовой организации делают сами письма 
			центральным объектом исследований смежных дисциплин – от 
			литературоведения и философии до истории и психолингвистики с 
			последующей интеграцией научных данных» [Сапожникова 2005, с. 86]. 
			Подобная «пластика» придает письму характер своеобразного метазнания 
			и позволяет рассматривать его в качестве определенного 
			историософского нарратива: «ЭТ обнаруживает поразительное свойство 
			не только отражать, но и моделировать макро- (внешний) и микро- 
			(внутренний) миры, высвечивая сокровенные тайны человеческой 
			психики, неизбежно проговариваясь о самом потаенном между строк. 
			Письмо как матрица служит специфичным функционально-смысловым 
			отражателем личности, ее идентификационным кодом. Эпистолярный 
			«чип», внедряясь в социокультурные параметры эпохи, позволяет 
			проследить параболу искривления исторического пространства и 
			соотнести уровень соответствия социально-значимых ожиданий личности 
			с тем эволюционным резервом, который история заготовила для каждого 
			из поколений» [там же].
 
 Целью данной монографии является обобщение и систематизация 
			теоретических положений об эпистолярии как специфичной жанровой 
			форме в структурно-типологическом, лингвостилистическом и 
			функционально-прагматическом аспектах.
 Научной новизной исследования следует считать разработку, 
			обоснование и анализ парадигмы эпистолярных коммуникативных 
			универсалий, позволяющих глубже осмыслить суть эпистолярия как 
			специфичной коммуникативно-речевой практики.
 
 Теоретическую основу монографии составляют основные положения теории 
			эпистолярного дискурса (далее − ЭД), активно формирующейся в 
			современной лингвистике [Н. И. Белунова, Н. Ю. Бусорги-на, Л. А. 
			Глинкина, Н. В. Глухих, А. Г. Григорьева, О. В. Зуева,
 Н. А. Ковалева, Л. В. Нижникова, Л. В. Попова, О. Н. Седова,
 Н. В. Силаева, О. Ф. Цыцарина, и др.].
 
 Настоящее исследование выполнено в рамках коммуникативной стилистики 
			текста [Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, И. И. Бабенко, А. А. 
			Васильева, С. М. Карпенко, И. Н. Тюкова и др.] с опорой на 
			по-следние достижения в области функциональной стилистики [Е. А. 
			Баженова, М. Б. Борисова, М. Н. Кожина, М. П. Котюрова, В. А. 
			Салимовский, Т. Б. Трошева и др.], стилистики текста [В. В. Одинцов, 
			Г. Я. Солганик и др.], функциональной лексикологии [В. В. Степанова, 
			Н. Е. Сулименко, В. Д. Черняк и др.], лингвистической прагматики [Н. 
			Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. З. Демьянков, Ю. С. Степанов], 
			интерпретационной лингвистики [Т. А. Трипольская и др.], 
			психолингвистики [А. А. Залевская, И. А. Зимняя и др.], жанроведения 
			[А. Г. Баранов, В. Е. Гольдин, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др.].
 
 Анализ эпистолярия осуществляется сквозь призму дискурсивного [В. И. 
			Карасик, В. В. Красных, Е. С. Кубрякова, М. Л. Макаров, К. Ф. Седов, 
			В. Е. Чернявская и др.] и антропоцентрического подходов [Г. И. Богин, 
			Е. В. Иванцова, О. С. Иссерс, Ю. Н. Караулов, Л. П. Крысин, В. П. 
			Нерознак, Г. П. Нещименко и др.].
 
 Особую значимость в рассмотрении эпистолярия приобретает знание 
			основ теории текстовой деятельности, в частности, − факторов, 
			определяющих специфику текстообразования в той или иной сфере 
			коммуникации [Болотнова 1999]. Параметры эпистолярного дискурса в 
			первую очередь определяются характером конкретных коммуникативных 
			задач, личностными характеристиками коммуникантов, особенностями их 
			взаимоотношений, тематико-ситуативным и пресуппозиционным 
			контекстом, т. е. комплексом экстралингвистических факторов, «тех 
			явлений внеязыковой действительности, в которых протекает речевое 
			общение и под влиянием которых происходит от-бор и организация 
			языковых средств, т. е. речь приобретает свои стилевые 
			характеристики» [Кожина 2003, с. 624]. К лингвистическим факторам, 
			обусловливающим специфику функционирования эпистолярия в различных 
			сферах коммуникации, можно отнести такие факторы, как состояние 
			языка на определенном этапе его развития, стилевую принадлежность 
			текста, особенности его речевой организации, во многом обусловленные 
			спецификой языковой картины автора.
 
 В качестве текстового материала, используемого в целях иллюстрации и 
			доказательства определенных теоретических положений, привлекаются 
			письма представителей русской творческой интеллигенции
 
 ХХ века (художника М. В. Нестерова, оперного певца Ф. И. Шаляпина, 
			ученого-натуралиста В. И. Вернадского, поэтов М. И. Цветаевой и В. 
			С. Высоцкого, литературоведа Ю. М. Лотмана, писателя В. П. 
			Астафьева, композитора Д. Д. Шостаковича, патриарха Алексия Ι), а 
			также современные ЭТ: рекламные (коммерческие, социальные, 
			политические), электронные, маргинальные («письма счастья»). 
			Использование ЭТ разной тематической, стилистической и 
			типологической направленности, отличающихся характером авторской 
			принадлежности (языковые личности как элитарного, так и других типов 
			речевой культуры [Гольдин, Сиротинина 1993]), ориентированных на 
			разные категории адресатов (конкретного / массового / «целевого»), 
			значительно расширяет диапазон теоретического исследования, 
			углубляет представление о сути, формах и средствах вербальной, 
			включая эпистолярную, коммуникации, как в синхронии, так и в аспекте 
			динамического развертывания.
 
 Все перечисленное обусловливает композицию работы. Монография 
			состоит из пяти глав.
 
 В первой главе освещаются основные положения теории эпистолярного 
			дискурса, выявляется его функциональная специфика.
 
 Во второй главе рассматриваются жанрово-стилистические особенности 
			национального эпистолярия, его место в стилистической системе 
			современного русского литературного языка.
 
 В третьей главе анализируется эпистолярный текст − ключевая 
			вербальная составляющая эпистолярного дискурса и письмо как 
			релевантная разновидность текстов эпистолярного жанра.
 
 Четвертая глава посвящена изучению специфичных дискурсивных качеств 
			эпистолярия посредством разработанной и обоснованной парадигмы 
			эпистолярных коммуникативных универсалий.
 
 В пятой главе монографии речь идет о лингвоперсонологическом аспекте 
			рассмотрения эпистолярного дискурса в современной науке.
 
 Монография в целом обобщает и систематизирует значительный 
			теоретический и эмпирический материал, включая ранее опублико-
 ванные работы автора.
 
 
 |