Введение
Интерес к процессу коммуникации со стороны
представителей разных отраслей знания сегодня поистине огромен. Со
времен Аристотеля общение осмысляется в числе ключевых
экзистенциальных феноменов, появление которых обусловлено глубинными
инстинктивными свойствами человеческой натуры. Взаимодействие
свойственно всем высшим живым существам, но в условиях социума оно
приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и
опосредствованным речью.
Одним из аспектов изучения феномена общения с позиций лингвистики
является анализ жанрово-стилистических форм презентации различных
сфер межличностного и социального взаимодействия. Большими
потенциальными возможностями в этом плане обладают эпистолярные
тексты (далее − ЭТ), имеющие в национальной культуре давнюю
традицию. Зародившись в глубокой древности, о чем свидетельствуют
новгородские грамоты, датированные XI веком, – временем зарождения
русской письменности, речевые произведения в формате письма всегда
активно использовались социумом.
Все исследователи солидарны в вопросе определения истоков
формирования мировой эпистолярной традиции, говоря об ее античных
«корнях»: «Концепция эпистолярного стиля возникает в рамках
философской школы Аристотеля» [Полякова 2001, с. 8]. «Первые образцы
писем известны еще из античных времен. Форма письма, удобная для
выражения внутреннего мира человека, использовалась в сочинениях
биографического, этического и дидактического характера, а в поздние
века античности возник жанр беллетристического, фиктивного письма,
вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром
античного романа. В литературе III в. н. э. дается осмысление тех
приемов, которые составляют эпистолярную логику. Письмо
воспринимается как определенная система средств выражения,
обусловленная характером лица, от имени которого оно пишется с
учетом фактора адресата, для которого письмо предназначено. Уже в
античных теориях подчеркнуты наиболее существенные особенности
письма, такие как диалогичность, эксплицитность автора и
направленность на конкретного читателя» [Силаева 1999, с. 6−7].
Будучи явлением историческим, эпистолярный жанр постоянно
эволюционирует, претерпевает изменения вслед за переменами в жиз-ни
социума: «Как и любой вид человеческой деятельности, переписка
развивалась постепенно по мере развития общества, приобретая
определенные черты этого общества и впитывая дух соответствующего
времени» [Силаева 1999, с. 6].
Первоначальным назначением ЭТ было использование в качестве
документов – письменных сообщений официально-делового свойства. В
дидактических целях в мировой эпистолярной практике активно
использовался в это время письмовник [Демин 1964, Бусоргина 2006,
Кулинич, Бусоргина 2007] как свод рекомендаций и правил по написанию
писем. Это был «особый лингводидактический гипертекст, моделирующий
создание вариативного эпистолярного текста» [Бусоргина 2006, с.
18−19]. Письмовники были «первыми в средневековой Руси сводами
литературных образцов, и в этом их историко-культурное значение»
[Боровиков 2007, с. 7].
Старейшим печатным русским письмовником является издание 1708 года
«Приклады, како пишутся комплименты разные», положившее начало
становлению русской эпистолярной культуры. Классическим образцом
эпистолярного произведения этой эпохи можно считать переписку Ивана
Грозного с Андреем Курбским. В конце XVIII века выходит в свет
сборник правил и советов «на все случаи общественной и семейной
жизни» – «Хороший тон», в 1798 году – «Полный всеобщий Письмовник,
или Подробное и ясное наставление, как сочинять и писать всякого
рода письма».
К концу XVIII века письмо становится не просто фактом обмена
информацией избранного круга людей. Теперь это составная часть
дворянского быта и культуры, повседневная жизненная потребность
русского общества. С этого времени письмо становится на Руси
важнейшим средством делового, профессионального, личностного и
дружеского общения.
XIX век – время расцвета эпистолярного жанра во всех его стилевых
разновидностях: «Написанное слово правило миром, составление письма
было искусством» [Протопопова 2003, с. 627]. Ведущая роль
принадлежит частному письму, репрезентирующему особенности
разговорной сферы коммуникации и выступающему в качестве способа
обмена информацией между коммуникантами, лишенными непосредственного
контакта. Частное письмо, как правило, представляет собой поток
сознания автора – размышления, наблюдения, эмоциональные признания,
часто – исповедь души.
В XIX веке в русской литературе получает распространение дружеское
письмо, которое, в отличие от частного, создается в целях публикации
и адресовано широкому кругу читателей. Дружеское письмо
воспринимается и авторами, и адресатами, и современниками, и
потомками прежде всего как послание, отражающее мировоззренческие и
духовные искания своего времени (например, «Выбранные места из
переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, «Письма к другу» Ф. Глинки,
Духовные письма старцев Оптиной пустыни).
В это же время активно развивается жанр письма в публицистике. Сама
форма письма имеет целый ряд преимуществ перед традиционными
литературными жанрами – неограниченный выбор языковых средств,
свободный переход от одной темы к другой, эффект достоверности и
непосредственного соучастия в описываемом. Таковы, например, путевые
очерки, написанные в виде письма (так называемая, почтовая проза):
«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Парижские
письма» П. В. Анненкова, «Письма из Берлина» И. С. Тургенева,
«Письма столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова и
др. В области литературной критики – «Письма из провинции» Н. А.
Добролюбова, «Письма иногороднего подписчика» А. В. Дружинина и др.
Литературный процесс также продолжает активно «адаптировать» в
художественно-эстетических целях эпистолярную форму. Важ-но
отметить, что, по мнению некоторых исследователей [Нюбина 2000,
Кожевникова 2009], письмо относится к пограничным явлениям, которые
благодаря сложившейся в определенную эпоху литературной ситу-ации
могут переходить из области быта в область литературы и обратно.
ЭТ становится важным структурообразующим средством в литературном
произведении. В виде переписки между действующими лицами создаются
целые романы («Бедные люди» и «Роман в девяти письмах» Ф. М.
Достоевского и пр.). Продуктивно использует эпистолярную форму
русская поэтическая система, продолжая традицию сочинения эпистол и
стихотворных писем А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского.
Отдельно следует сказать о такой составляющей эпистолярного жанра,
как эпистолярное наследие мастеров мировой культуры (А. С. Пуш-кина,
А. П. Чехова, М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака и
др.), являющееся памятником прошлого и неиссякаемым кладезем для
современных исследований как в культурно-историческом, так и в
собственно языковом отношении. «Дружеская переписка носила не только
интимный характер, но становилась и своеобразной формой
общественно-публицистических и литературных бесед, творческой
лабораторией, в которой формировался русский литературный язык,
наиболее полно раскрывалась языковая личность» [Белунова 1998, с.
78]. Согласно установившейся с 18 века традиции частная переписка
была «постоянной и характерной формой литературного общения» [Пиксанов
1922, с. 46]. Переписка писателей, эти «эпистолярные массивы
письменного наследия русской словесности» [Вяткина 2007, с. 20],
имеют огромное значение в культурно-историческом отношении, выступая
в качестве своеобразных «документов эпохи». Однако эти письма
составляют также литературный факт общественного и духовного бытия,
обладающий несомненной эстетической ценностью.
ХХ век продолжает традиции, связанные с тем или иным способом
использования разных функционально-стилевых разновидностей ЭТ.
Эпистолярная форма остается востребованной в различных сфе-рах
общения. Как отмечает Н. Ю. Бусоргина, «несмотря на все более
интенсивное развитие коммуникации с помощью современных
информационных технологий, традиционная почтовая переписка до сих
пор не утратила своих позиций как средство не только делового, но и
в значительной степени ритуально-этикетного межличностного общения.
Это связано с рядом преимуществ, которыми она, наряду с
недостатками, обладает перед высокотехнологичными средствами связи,
а именно, способностью обеспечивать психологический контакт,
отсутствующий у обезличенных электронных посланий и достигаемый за
счет использо-вания рукописной графики и специфических жанровых
характеристик. В связи с насущной необходимостью межкультурного
общения и укрепления личных контактов между представителями разных
лингвокультур, личная переписка приобретает особое значение и в силу
этого заслуживает пристального исследовательского внимания» [Бусоргина
2006, с. 3].
Эпистолярий, являясь универсальной жанровой формой, востребованной в
разных сферах коммуникации, представляет собой междисциплинарный
объект исследования, подвергающийся анализу в самых разных аспектах:
«Сложность и многомерность текстовой организации делают сами письма
центральным объектом исследований смежных дисциплин – от
литературоведения и философии до истории и психолингвистики с
последующей интеграцией научных данных» [Сапожникова 2005, с. 86].
Подобная «пластика» придает письму характер своеобразного метазнания
и позволяет рассматривать его в качестве определенного
историософского нарратива: «ЭТ обнаруживает поразительное свойство
не только отражать, но и моделировать макро- (внешний) и микро-
(внутренний) миры, высвечивая сокровенные тайны человеческой
психики, неизбежно проговариваясь о самом потаенном между строк.
Письмо как матрица служит специфичным функционально-смысловым
отражателем личности, ее идентификационным кодом. Эпистолярный
«чип», внедряясь в социокультурные параметры эпохи, позволяет
проследить параболу искривления исторического пространства и
соотнести уровень соответствия социально-значимых ожиданий личности
с тем эволюционным резервом, который история заготовила для каждого
из поколений» [там же].
Целью данной монографии является обобщение и систематизация
теоретических положений об эпистолярии как специфичной жанровой
форме в структурно-типологическом, лингвостилистическом и
функционально-прагматическом аспектах.
Научной новизной исследования следует считать разработку,
обоснование и анализ парадигмы эпистолярных коммуникативных
универсалий, позволяющих глубже осмыслить суть эпистолярия как
специфичной коммуникативно-речевой практики.
Теоретическую основу монографии составляют основные положения теории
эпистолярного дискурса (далее − ЭД), активно формирующейся в
современной лингвистике [Н. И. Белунова, Н. Ю. Бусорги-на, Л. А.
Глинкина, Н. В. Глухих, А. Г. Григорьева, О. В. Зуева,
Н. А. Ковалева, Л. В. Нижникова, Л. В. Попова, О. Н. Седова,
Н. В. Силаева, О. Ф. Цыцарина, и др.].
Настоящее исследование выполнено в рамках коммуникативной стилистики
текста [Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, И. И. Бабенко, А. А.
Васильева, С. М. Карпенко, И. Н. Тюкова и др.] с опорой на
по-следние достижения в области функциональной стилистики [Е. А.
Баженова, М. Б. Борисова, М. Н. Кожина, М. П. Котюрова, В. А.
Салимовский, Т. Б. Трошева и др.], стилистики текста [В. В. Одинцов,
Г. Я. Солганик и др.], функциональной лексикологии [В. В. Степанова,
Н. Е. Сулименко, В. Д. Черняк и др.], лингвистической прагматики [Н.
Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. З. Демьянков, Ю. С. Степанов],
интерпретационной лингвистики [Т. А. Трипольская и др.],
психолингвистики [А. А. Залевская, И. А. Зимняя и др.], жанроведения
[А. Г. Баранов, В. Е. Гольдин, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др.].
Анализ эпистолярия осуществляется сквозь призму дискурсивного [В. И.
Карасик, В. В. Красных, Е. С. Кубрякова, М. Л. Макаров, К. Ф. Седов,
В. Е. Чернявская и др.] и антропоцентрического подходов [Г. И. Богин,
Е. В. Иванцова, О. С. Иссерс, Ю. Н. Караулов, Л. П. Крысин, В. П.
Нерознак, Г. П. Нещименко и др.].
Особую значимость в рассмотрении эпистолярия приобретает знание
основ теории текстовой деятельности, в частности, − факторов,
определяющих специфику текстообразования в той или иной сфере
коммуникации [Болотнова 1999]. Параметры эпистолярного дискурса в
первую очередь определяются характером конкретных коммуникативных
задач, личностными характеристиками коммуникантов, особенностями их
взаимоотношений, тематико-ситуативным и пресуппозиционным
контекстом, т. е. комплексом экстралингвистических факторов, «тех
явлений внеязыковой действительности, в которых протекает речевое
общение и под влиянием которых происходит от-бор и организация
языковых средств, т. е. речь приобретает свои стилевые
характеристики» [Кожина 2003, с. 624]. К лингвистическим факторам,
обусловливающим специфику функционирования эпистолярия в различных
сферах коммуникации, можно отнести такие факторы, как состояние
языка на определенном этапе его развития, стилевую принадлежность
текста, особенности его речевой организации, во многом обусловленные
спецификой языковой картины автора.
В качестве текстового материала, используемого в целях иллюстрации и
доказательства определенных теоретических положений, привлекаются
письма представителей русской творческой интеллигенции
ХХ века (художника М. В. Нестерова, оперного певца Ф. И. Шаляпина,
ученого-натуралиста В. И. Вернадского, поэтов М. И. Цветаевой и В.
С. Высоцкого, литературоведа Ю. М. Лотмана, писателя В. П.
Астафьева, композитора Д. Д. Шостаковича, патриарха Алексия Ι), а
также современные ЭТ: рекламные (коммерческие, социальные,
политические), электронные, маргинальные («письма счастья»).
Использование ЭТ разной тематической, стилистической и
типологической направленности, отличающихся характером авторской
принадлежности (языковые личности как элитарного, так и других типов
речевой культуры [Гольдин, Сиротинина 1993]), ориентированных на
разные категории адресатов (конкретного / массового / «целевого»),
значительно расширяет диапазон теоретического исследования,
углубляет представление о сути, формах и средствах вербальной,
включая эпистолярную, коммуникации, как в синхронии, так и в аспекте
динамического развертывания.
Все перечисленное обусловливает композицию работы. Монография
состоит из пяти глав.
В первой главе освещаются основные положения теории эпистолярного
дискурса, выявляется его функциональная специфика.
Во второй главе рассматриваются жанрово-стилистические особенности
национального эпистолярия, его место в стилистической системе
современного русского литературного языка.
В третьей главе анализируется эпистолярный текст − ключевая
вербальная составляющая эпистолярного дискурса и письмо как
релевантная разновидность текстов эпистолярного жанра.
Четвертая глава посвящена изучению специфичных дискурсивных качеств
эпистолярия посредством разработанной и обоснованной парадигмы
эпистолярных коммуникативных универсалий.
В пятой главе монографии речь идет о лингвоперсонологическом аспекте
рассмотрения эпистолярного дискурса в современной науке.
Монография в целом обобщает и систематизирует значительный
теоретический и эмпирический материал, включая ранее опублико-
ванные работы автора.
|