Выводы В решении вопросов, касающихся жанрово-стилистической природы ЭД, на сегодня не существует единого мнения. Множественность подходов обусловливает появление как крайних точек зрения, сводящихся к отрицанию существования эпистолярного жанра и эпистолярного стиля вообще, так и приводящих к смешению этих понятий. В настоящем исследовании жанрово-стилистическая характеристика эпистолярия осуществляется в рамках функционально-стилистического подхода, выдвигающего в качестве ключевого фактор соотнесенности типа высказывания с определенной сферой жизнедеятельности носителя языка. В жанровом отношении эпистолярий определяется нами как комплексный жанр, обладающий тематическим, композиционным и стилистическим своеобразием (по М. М. Бахтину), а также целым рядом культурных, когнитивных и социопрагматических особенностей. Синтетизм жанровой природы ЭД обусловлен экстралингвистическими (иллокутивным и тематическим полифонизмом, ситуативным контекстом) и лингвистическими (богатой палитрой разнообразных речевых средств выражения авторских коммуникативных установок) факторами. На основании критерия особенностей авторского целеполагания в рамках эпистолярного жанра выделяются его разновидности (в большинстве случаев - определенные типы писем). Свой жанровый потенциал эпистолярий способен реализовывать в разных сферах межличностного взаимодействия. В сфере письменно-разговорной коммуникации функционирует аутентичный тип эпистолярного текста, на всех своих уровнях отражающий специфику жанрового канона. Об неаутентичном типе эпистолярного текста следует говорить в случае попадания последнего в генетически «неродную» сферу бытования. Данные типы имеют в своей основе стилистический критерий выделения. Неаутентичный ЭТ, рассмотрение которого видится чрезвычайно актуальным и эффективным как в синхронии, так и в диахронии, представлен в коммуникативно-речевой практике носителей разных типов речевой культуры, осуществляющих взаимодействие в различных сферах коммуникации. В свете сказанного представляется целесообразным рассматривать письмо как устойчивый в узусе жанр, который функционирует в разных сферах функционирования языка, сохраняя при этом свои инвариантные признаки. Не вызывает сомнений и тот факт, что в разных видах писем актуализируются различные стилевые подсистемы языка (частное бытовое письмо отражает разговорный стиль, официальное - официально-деловой стиль и т. д.). Изучение эпистолярия в аспекте его стилистических особенностей в целом открывает широкие возможности в исследовании специфики функционирования жанрово-стилистической системы языка как в синхронии, так и в диахронии. Рассмотрим далее общие положения теории эпистолярного текста как основного способа вербальной репрезентации семантики и прагматики эпистолярного жанра, а также как формы коммуникации и ключевой составляющей ЭД. |