Заключение

Приоритетным направлением современных лингвистических ис­следований, открывающим значительные перспективы в исследовании особенностей коммуникативного поведения участников вербального взаимодействия, репрезентированного в пространстве текстов разной жанрово-стилевой организации, является рассмотрение данных текстов в качестве дискурсов, как речь, «погруженную в жизнь» (Н. Д. Арутюнова).

В вопросе типологизации дискурсов, в частности, - в коммуника­тивной стилистике текста - обоснованным видится выделение типов дискурсов в соотнесенности с видами и аспектами речи (Н. С. Болот- нова). В связи с чем эпистолярный дискурс определяется нами как ряд текстов определенной жанрово-стилевой принадлежности в единстве их лингвистических и экстралингвистических аспектов рассмотре­ния, за которыми стоит одна и та же языковая личность автора.

Трактовка эпистолярия как дискурса открывает новые возможно­сти как в плане постижения замысла автора, так и для интерпретаци­онной деятельности читателя. Письма отличаются прямой установкой на коммуникацию, диалог. Специфика их смыслового развертывания, реализации когнитивных сценариев и прагматической программы об­условлена экстралингвистическими условиями общения: факторами адресованности конкретному лицу, коммуникативной установкой ав­тора, тематическим содержанием, ситуативным контекстом, пресуппо­зицией, историко-событийным, социально-общественным и культур­ным фоном.

Статус дискурса в отношении к эпистолярию подтверждается на­личием конститутивных, содержательных и формально-структурных категорий, смысловое наполнение и формы текстовой реализации ко­торых характеризуются рядом особенностей, обусловленных специфи­кой эпистолярной коммуникации: сложным характером диалогизма, письменным каналом связи, непосредственной установкой на адресата и его ответную реакцию, опосредованностью, дистанцированностью общения, его полифункциональностью.

Речевой составляющей ЭД выступает эпистолярный текст - концептуально, информативно и прагматически значимое письменное речевое произведение, категориальными признаками которого являют­ся политематичность, стандартная структура, особая роль пресуп­позиции и фактора адресатной направленности.

Перечень критериев классификации ЭТ обширен: жанровый, стилистический, функциональный (иллокутивный), по характеру отношений автора и адресата, с точки зрения статического и динами­ческого аспектов рассмотрения ЭТ, с учетом типов языковых лично­стей автора и адресата. Сущностной и общепризнанной разновидно­стью ЭТ выступает письмо - тип текста, в наиболее адекватной форме отражающий специфику эпистолярной коммуникации, в свою оче­редь, характеризующийся наличием многообразных текстовых вари­антов реализации жанрового канона в виде писем дружеских, частных, «духовных», «наивных» и пр.

Анализ ЭД в данной работе выполнен с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов, обусловливающих специфику его функционирования, в соответствии с требованиями современной на­учной парадигмы.

Теоретической основой настоящего исследования явились ключе­вые положения современного жанроведения, функциональной и ком­муникативной стилистики, своими истоками уходящие в исследова­ния М. М. Бахтина. Отталкиваясь от «классического» определения речевого жанра как типа текстов, характеризующихся тематиче­ским, композиционным и стилистическим единством, трактуем эпи­столярий как комплексное, синтетичное жанровое образование, дифференцируемое на основании структурно-стилистического и илло­кутивного критериев.

В стилистическом плане эпистолярий репрезентирует разговор­ную сферу письменной коммуникации, которая выступает для ЭД в качестве первичной и сущностной. Любой ЭТ, представляющий пись­менный вариант реализации разговорного стиля, мы считаем «класси­ческим», аутентичным эпистолярным речевым произведением. Одна­ко с учетом способности ЭТ варьировать свою стилистическую оформленность, переходя из одной сферы коммуникации в другую, на наш взгляд, уместно выделять неаутентичные ЭТ, представляю­щие стилистически «обработанный» вариант текстовой реализации жанрового эпистолярного канона. С этой точки зрения ЭТ можно на­звать универсальной устойчивой узуальной жанровой формой, репре­зентированной в дискурсах разных типов и сохраняющей при этом свои инвариантные признаки. Процесс смены сферы функционирова­ния эпистолярного жанра, обусловленный авторской целевой установ­кой, характеризует ЭД как особую коммуникативную практику на со­временном этапе развития нации и является показателем определенной степени сформированности эпистолярного жанра как в синхронии, так и с точки зрения диахронических показателей.

Разные виды ЭД как научного феномена еще только начинают из­учаться учеными. Сегодня наблюдается повышенный интерес к ним со стороны лингвистов, поскольку ЭТ оказывается активно привле­ченным в сферу современной межличностной коммуникации с учетом разных ее видов (электронной, политической, рекламной, PR и др.). В результате этого возникает необходимость комплексного изучения жанрово-стилистических особенностей русского ЭД с акцентом на ис­следовании динамических процессов на уровне разных типов: как аутентичных (почтовая и электронная корреспонденция, а также тексты, передаваемые посредством телефонной связи), так и неаутентичных (литературно-художественных, публицистических, агитационных, официально-деловых, рекламных, политических, PR, маргинальных, религиозных, «наивных» и пр.).

В русле настоящего исследования актуально выделение типа ЭТ как инвариантной модели текстовой реализации эпистолярного кано­на, что позволяет судить об эпистолярии как динамической системе, подвергающейся на разных этапах своего развития жанрово-стиле- вым, языковым, структурным, функционально-прагматическим транс­формациям, а также более глубоко подойти к анализу ЭТ в синхронии.

Сопоставление ЭД разных авторов и построение в результате это­го инвариантной коммуникативной модели ЭТ позволяет сформули­ровать перечень универсальных законов, характерных в целом для эпистолярной коммуникации, а также определить степень стилистиче­ской трансформации эпистолярного канона в аспекте синхронии / диа­хронии с учетом идиостилевых особенностей авторов.

Эпистолярные коммуникативные универсалии были выделены на основании коммуникативно-прагматического критерия, предпола­гающего рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирую­щих общение автора и адресата правил. Межличностная коммуникация в эпистолярной сфере интерактивна по своей природе: она предпола­гает наличие прямой и обратной связи между конкретными участни­ками общения.

Эпистолярный диалог носит предписывающий (обязательный) характер, что выражается, в частности, в присутствии сознательной установки коммуникантов в рамках эпистолярного общения на актуа­лизацию коммуникативно-прагматической оси «я - ты». Коммуника­тивная стратегия текста разворачивается в соответствии с законом эпистолярного бинома: «письмо-стимул» - «письмо-ответ» при необ­ходимом условии смены ролей «адресант - адресат». Непременным условием осуществления эпистолярного контакта является установка адресанта на диалог с конкретным адресатом и самопрезентацию в рамках письма или цикла писем.

Важным требованием в целях сохранения жанровой идентично­сти видится соблюдение структурно-композиционного канона в виде присутствия в структуре ЭТ обязательных текстовых элементов (ука­зания на место и время написания, начального обращения, подписи), оформляющих эпистолярную композиционную «рамку». Универсаль­ные жанрообразующие принципы реализуются на всех уровнях ЭТ: идейно-тематическом, структурно-композиционном, жанрово-стили- стическом, коммуникативно-прагматическом. Основными регулятив­ными средствами в эпистолярии выступают единицы лексического и графического уровня, выполняющие смыслообразующую функцию ввиду отсутствия в эпистолярном взаимодействии невербальных ком­понентов. Письма можно отнести к типу паралингвистически актив­ных текстов, в структуре которых задействованы знаковые коды раз­личных семиотических систем.

Национальный ЭД осмысляется нами в рамках культурологиче­ского подхода как форма сущестования и сфера проявления различных типов речевой культуры. Элитарная разновидность русской речевой культуры, репрезентированная в ЭД носителей языка соответствую­щего типа, представляет, по нашему мнению, интересный, не потеряв­ший актуальности в контексте современной речевой ситуации объект анализа.

В целом рассмотрение эпистолярия в плане особенностей его дис­курсивного развертывания позволяет исследовать его как целостную систему в широком контексте национальной культуры, а также в син­хронном и диахронном «срезах».

Эпистолярные коммуникативные универсалии были выделены на основании коммуникативно-прагматического критерия, предпола-гающего рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирую-щих общение автора и адресата правил. Межличностная коммуникация в эпистолярной сфере интерактивна по своей природе: она предпола-гает наличие прямой и обратной связи между конкретными участни-ками общения. Эпистолярный диалог носит предписывающий (обязательный) характер, что выражается, в частности, в присутствии сознательной установки коммуникантов в рамках эпистолярного общения на актуа-лизацию коммуникативно-прагматической оси «я − ты». Коммуника-тивная стратегия текста разворачивается в соответствии с законом эпистолярного бинома: «письмо-стимул» – «письмо-ответ» при необ-ходимом условии смены ролей «адресант – адресат». Непременным условием осуществления эпистолярного контакта является установка адресанта на диалог с конкретным адресатом и самопрезентацию в рамках письма или цикла писем.
Важным требованием в целях сохранения жанровой идентично-сти видится соблюдение структурно-композиционного канона в виде присутствия в структуре ЭТ обязательных текстовых элементов (ука-зания на место и время написания, начального обращения, подписи), оформляющих эпистолярную композиционную «рамку». Универсаль-ные жанрообразующие принципы реализуются на всех уровнях ЭТ: идейно-тематическом, структурно-композиционном, жанрово-стили-стическом, коммуникативно-прагматическом. Основными регулятив-ными средствами в эпистолярии выступают единицы лексического и графического уровня, выполняющие смыслообразующую функцию ввиду отсутствия в эпистолярном взаимодействии невербальных ком-понентов.

Письма можно отнести к типу паралингвистически актив-ных текстов, в структуре которых задействованы знаковые коды раз-личных семиотических систем.

Национальный ЭД осмысляется нами в рамках культурологиче-ского подхода как форма сущестования и сфера проявления различных типов речевой культуры. Элитарная разновидность русской речевой культуры, репрезентированная в ЭД носителей языка соответствую-щего типа, представляет, по нашему мнению, интересный, не потеряв-ший актуальности в контексте современной речевой ситуации объект анализа.
В целом рассмотрение эпистолярия в плане особенностей его дис-курсивного развертывания позволяет исследовать его как целостную систему в широком контексте национальной культуры, а также в син-хронном и диахронном «срезах».