Заключение Приоритетным направлением современных лингвистических исследований, открывающим значительные перспективы в исследовании особенностей коммуникативного поведения участников вербального взаимодействия, репрезентированного в пространстве текстов разной жанрово-стилевой организации, является рассмотрение данных текстов в качестве дискурсов, как речь, «погруженную в жизнь» (Н. Д. Арутюнова). В вопросе типологизации дискурсов, в частности, - в коммуникативной стилистике текста - обоснованным видится выделение типов дискурсов в соотнесенности с видами и аспектами речи (Н. С. Болот- нова). В связи с чем эпистолярный дискурс определяется нами как ряд текстов определенной жанрово-стилевой принадлежности в единстве их лингвистических и экстралингвистических аспектов рассмотрения, за которыми стоит одна и та же языковая личность автора. Трактовка эпистолярия как дискурса открывает новые возможности как в плане постижения замысла автора, так и для интерпретационной деятельности читателя. Письма отличаются прямой установкой на коммуникацию, диалог. Специфика их смыслового развертывания, реализации когнитивных сценариев и прагматической программы обусловлена экстралингвистическими условиями общения: факторами адресованности конкретному лицу, коммуникативной установкой автора, тематическим содержанием, ситуативным контекстом, пресуппозицией, историко-событийным, социально-общественным и культурным фоном. Статус дискурса в отношении к эпистолярию подтверждается наличием конститутивных, содержательных и формально-структурных категорий, смысловое наполнение и формы текстовой реализации которых характеризуются рядом особенностей, обусловленных спецификой эпистолярной коммуникации: сложным характером диалогизма, письменным каналом связи, непосредственной установкой на адресата и его ответную реакцию, опосредованностью, дистанцированностью общения, его полифункциональностью. Речевой составляющей ЭД выступает эпистолярный текст - концептуально, информативно и прагматически значимое письменное речевое произведение, категориальными признаками которого являются политематичность, стандартная структура, особая роль пресуппозиции и фактора адресатной направленности. Перечень критериев классификации ЭТ обширен: жанровый, стилистический, функциональный (иллокутивный), по характеру отношений автора и адресата, с точки зрения статического и динамического аспектов рассмотрения ЭТ, с учетом типов языковых личностей автора и адресата. Сущностной и общепризнанной разновидностью ЭТ выступает письмо - тип текста, в наиболее адекватной форме отражающий специфику эпистолярной коммуникации, в свою очередь, характеризующийся наличием многообразных текстовых вариантов реализации жанрового канона в виде писем дружеских, частных, «духовных», «наивных» и пр. Анализ ЭД в данной работе выполнен с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов, обусловливающих специфику его функционирования, в соответствии с требованиями современной научной парадигмы. Теоретической основой настоящего исследования явились ключевые положения современного жанроведения, функциональной и коммуникативной стилистики, своими истоками уходящие в исследования М. М. Бахтина. Отталкиваясь от «классического» определения речевого жанра как типа текстов, характеризующихся тематическим, композиционным и стилистическим единством, трактуем эпистолярий как комплексное, синтетичное жанровое образование, дифференцируемое на основании структурно-стилистического и иллокутивного критериев. В стилистическом плане эпистолярий репрезентирует разговорную сферу письменной коммуникации, которая выступает для ЭД в качестве первичной и сущностной. Любой ЭТ, представляющий письменный вариант реализации разговорного стиля, мы считаем «классическим», аутентичным эпистолярным речевым произведением. Однако с учетом способности ЭТ варьировать свою стилистическую оформленность, переходя из одной сферы коммуникации в другую, на наш взгляд, уместно выделять неаутентичные ЭТ, представляющие стилистически «обработанный» вариант текстовой реализации жанрового эпистолярного канона. С этой точки зрения ЭТ можно назвать универсальной устойчивой узуальной жанровой формой, репрезентированной в дискурсах разных типов и сохраняющей при этом свои инвариантные признаки. Процесс смены сферы функционирования эпистолярного жанра, обусловленный авторской целевой установкой, характеризует ЭД как особую коммуникативную практику на современном этапе развития нации и является показателем определенной степени сформированности эпистолярного жанра как в синхронии, так и с точки зрения диахронических показателей. Разные виды ЭД как научного феномена еще только начинают изучаться учеными. Сегодня наблюдается повышенный интерес к ним со стороны лингвистов, поскольку ЭТ оказывается активно привлеченным в сферу современной межличностной коммуникации с учетом разных ее видов (электронной, политической, рекламной, PR и др.). В результате этого возникает необходимость комплексного изучения жанрово-стилистических особенностей русского ЭД с акцентом на исследовании динамических процессов на уровне разных типов: как аутентичных (почтовая и электронная корреспонденция, а также тексты, передаваемые посредством телефонной связи), так и неаутентичных (литературно-художественных, публицистических, агитационных, официально-деловых, рекламных, политических, PR, маргинальных, религиозных, «наивных» и пр.). В русле настоящего исследования актуально выделение типа ЭТ как инвариантной модели текстовой реализации эпистолярного канона, что позволяет судить об эпистолярии как динамической системе, подвергающейся на разных этапах своего развития жанрово-стиле- вым, языковым, структурным, функционально-прагматическим трансформациям, а также более глубоко подойти к анализу ЭТ в синхронии. Сопоставление ЭД разных авторов и построение в результате этого инвариантной коммуникативной модели ЭТ позволяет сформулировать перечень универсальных законов, характерных в целом для эпистолярной коммуникации, а также определить степень стилистической трансформации эпистолярного канона в аспекте синхронии / диахронии с учетом идиостилевых особенностей авторов. Эпистолярные коммуникативные универсалии были выделены на основании коммуникативно-прагматического критерия, предполагающего рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирующих общение автора и адресата правил. Межличностная коммуникация в эпистолярной сфере интерактивна по своей природе: она предполагает наличие прямой и обратной связи между конкретными участниками общения. Эпистолярный диалог носит предписывающий (обязательный) характер, что выражается, в частности, в присутствии сознательной установки коммуникантов в рамках эпистолярного общения на актуализацию коммуникативно-прагматической оси «я - ты». Коммуникативная стратегия текста разворачивается в соответствии с законом эпистолярного бинома: «письмо-стимул» - «письмо-ответ» при необходимом условии смены ролей «адресант - адресат». Непременным условием осуществления эпистолярного контакта является установка адресанта на диалог с конкретным адресатом и самопрезентацию в рамках письма или цикла писем. Важным требованием в целях сохранения жанровой идентичности видится соблюдение структурно-композиционного канона в виде присутствия в структуре ЭТ обязательных текстовых элементов (указания на место и время написания, начального обращения, подписи), оформляющих эпистолярную композиционную «рамку». Универсальные жанрообразующие принципы реализуются на всех уровнях ЭТ: идейно-тематическом, структурно-композиционном, жанрово-стили- стическом, коммуникативно-прагматическом. Основными регулятивными средствами в эпистолярии выступают единицы лексического и графического уровня, выполняющие смыслообразующую функцию ввиду отсутствия в эпистолярном взаимодействии невербальных компонентов. Письма можно отнести к типу паралингвистически активных текстов, в структуре которых задействованы знаковые коды различных семиотических систем. Национальный ЭД осмысляется нами в рамках культурологического подхода как форма сущестования и сфера проявления различных типов речевой культуры. Элитарная разновидность русской речевой культуры, репрезентированная в ЭД носителей языка соответствующего типа, представляет, по нашему мнению, интересный, не потерявший актуальности в контексте современной речевой ситуации объект анализа. В целом рассмотрение эпистолярия в плане особенностей его дискурсивного развертывания позволяет исследовать его как целостную систему в широком контексте национальной культуры, а также в синхронном и диахронном «срезах». Эпистолярные коммуникативные универсалии были выделены на
основании коммуникативно-прагматического критерия, предпола-гающего
рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирую-щих общение
автора и адресата правил. Межличностная коммуникация в эпистолярной
сфере интерактивна по своей природе: она предпола-гает наличие
прямой и обратной связи между конкретными участни-ками общения.
Эпистолярный диалог носит предписывающий (обязательный) характер,
что выражается, в частности, в присутствии сознательной установки
коммуникантов в рамках эпистолярного общения на актуа-лизацию
коммуникативно-прагматической оси «я − ты». Коммуника-тивная
стратегия текста разворачивается в соответствии с законом
эпистолярного бинома: «письмо-стимул» – «письмо-ответ» при
необ-ходимом условии смены ролей «адресант – адресат». Непременным
условием осуществления эпистолярного контакта является установка
адресанта на диалог с конкретным адресатом и самопрезентацию в
рамках письма или цикла писем. Письма можно отнести к типу паралингвистически актив-ных текстов, в структуре которых задействованы знаковые коды раз-личных семиотических систем. Национальный ЭД осмысляется нами в рамках культурологиче-ского
подхода как форма сущестования и сфера проявления различных типов
речевой культуры. Элитарная разновидность русской речевой культуры,
репрезентированная в ЭД носителей языка соответствую-щего типа,
представляет, по нашему мнению, интересный, не потеряв-ший
актуальности в контексте современной речевой ситуации объект
анализа. |