4.1. Эпистолярный дискурс с точки зрения универсальных законов коммуникации Характер межличностного взаимодействия и его результативность в первую очередь обусловлены сферой и ситуацией общения. Однако некоторые принципы коммуникации являются универсальными, определяющими «качественные показатели информационных связей и коммуникативных отношений» [Антонова 2009, с. 23]. Знание и умелое применение классических законов эффективного общения (закона адресации информации, закона конвенциональности, закона обратной связи и пр.) необходимо для совершенствования общей коммуникативной культуры участников взаимодействия в целях гармонизации и повышения продуктивности диалога между ними. Проблему осмысления законов коммуникативной практики, способствующих ее оптимизации, на сегодняшний день можно считать достаточно изученной как с позиций отдельных теорий, например, теории массовой коммуникации [Дьякова, Трахтенберг 1999, Почепцов 2001, Дьякова 2002, Березин 2003 и др.], так и в рамках комплексной науки ком- муникативистики, занимающейся изучением коммуникации в разных социальных сферах [Землянова 2004, Котова 2006, Антонова 2009 и др.]. Применительно к сфере речевой коммуникации особый интерес представляет классификация законов эффективного речевого общения И. А. Стернина [2009], разработанная на риторической основе в рамках теории речевого воздействия. К числу этих законов исследователь относит, например, закон речевого самовоздействия, закон доверия к простым словам, закон речевого усиления / поглощения эмоций, закон коммуникативных замечаний и пр. Следование этим законам формирует «коммуникативную грамотность», лежащую в основе эффективного вербального взаимодействия, так и культуры общения в целом. Законы текстовой коммуникации широко исследуются в рамках коммуникативной стилистики текста. Так, Н. С. Болотнова под коммуникативными универсалиями понимает «обусловленные коммуникативной природой текста закономерности его организации: законы и реализующие их принципы» [Болотнова 2008, с. 62]. Взяв за основу «семантический признак» художественной реалии, исследователь выделяет коммуникативные универсалии и принципы словесного структурирования художественного текста, репрезентированные на его лексическом уровне: закон эстетически ориентированной смысловой «избыточности», закон эстетически обусловленной «экономии» языковых средств, закон гармонического соответствия текстовой парадигматики и синтагматики, закон гармонического соответствия типовых и уникальных текстовых ассоциаций. О. В. Орлова [2002], И. Н. Тюкова [2004] на материале лирики И. Бродского и Б. Пастернака соответственно анализируют коммуникативные универсалии в аспекте идио- стиля, делая вывод о специфике их реализации в дискурсе определенных авторов. Поскольку для всех типов текстов характерна коммуникативная направленность, можно утверждать, что коммуникативные универсалии свойственны текстам разной жанрово-стилевой ориентации, в том числе и ЭТ. Однако сам их перечень и особенности текстовой реализации будут зависеть в первую очередь от специфики той сферы коммуникации, в рамках которой функционирует тот или иной текст. Эпистолярий в аспекте коммуникативных универсалий еще не рассматривался. Методологической базой в разработке проблемы эпистолярных коммуникативных универсалий выступает прием моделирования, при помощи которого становится возможным сопоставление ЭД разных авторов, построение на основе этого инвариантной коммуникативной модели ЭТ как «комплексного метазнака» (В. А. Жеребков) и рассмотрение ее в динамике с учетом широкого социально- политического, экономического и духовно-ментального контекста. Варианты ЭТ как разные способы реализации инвариантной сущности позволяют судить о соотношении эпистолярного канона и степени его стилистической трансформации в аспектах синхронии / диахронии. Эпистолярный канон, обусловливающий существование эпистолярных коммуникативных универсалий как общих законов и принципов организации, характерных для ЭТ разных типов, и его текстовые варианты зависят от комплекса лингвистических и экстралингвистических факторов, определяющих специфику эпистолярной сферы коммуникации. Немаловажную роль при этом играет индивидуальность автора, благодаря которой возникают неповторимые оттенки реализации эпистолярных коммуникативных универсалий. Общие кодовые характеристики, имеющие максимальную степень представленности в ЭД при минимальном количестве исключений, выделены на основе коммуникативно-прагматического критерия. Данный фактор, предполагающий рассмотрение текста сквозь призму регулирующих общение автора и адресата правил, уже не раз выдвигался исследователями в качестве основополагающего в плане осмысления проблемы универсальных законов межличностной коммуникации [Лакофф 1973, Слобин 1976, Лич 1983, Грайс 1985, Карнеги 2008 и пр.]. Применительно к ЭД коммуникативно-прагматический фактор текстообразования в силу особой значимости для данной сферы коммуникации также не раз становился объектом пристального внимания исследователей: с точки зрения реализации правил речевого этикета [Формановская 1981, Акишина 1982, Бусоргина 2006], в плане экспликации различных риторических категорий [Данкер 1992, Белунова 1995, 1996, 1998, Кабанова 2004], в аспекте анализа речевых средств создания коммуникативно-прагматического эффекта [Баланчик 1992, Муратова 1997, Иссерс 2000, Летаева 2000, Ковалева 2001, Фесенко 2003, Инютина 2009], с позиций изучения коммуникативно-прагматического потенциала различных типов ЭТ [Иванчук 1984, Ковшикова 1997, Чигридова 2000, Полякова 2001, Исупова 2003]. Несмотря на существование обширной научной базы в плане изучения коммуникативно-прагматических основ эпистолярия, в аспекте соотносимости с проблемой коммуникативных универсалий они не рассматривались. В вопросе выделения и обоснования эпистолярных универсалий с коммуникативно-прагматических позиций необходимо учитывать характерные признаки ЭД, находящиеся в жесткой зависимости от экстралингвистических факторов коммуникации: интенцио- нальную и адресатоориентированную направленность, тематическую полифонию, жанрово-стилевое многообразие и пр. Эпистолярий представляет разновидность открытой (незамкнутой) интерактивной коммуникации, специфика которой состоит в предписывающем (обязательном) характере межличностного диалога (прямой и обратной связи между конкретными участниками общения). Коммуникативная стратегия ЭТ разворачивается в соответствии с законом эпистолярного бинома: «письмо-стимул» - «письмо-ответ» при необходимом условии смены ролей «адресант - адресат». В этом случае чрезвычайно важным оказывается пресуппозиционный фон, помещающий взаимодействие в рамки ретро- и проспективного контекста. При этом категория диалогизма в условиях эпистолярной коммуникации приобретает свойство дуальности: коммуникация наделяется моно-диалогической направленностью, а стилевая и речевая природа текстов усложняется в силу синтетичности своих проявлений (в определенных случаях наблюдается выход за пределы «родной» разговорной сферы общения и в результате - «смешение стилей», а также синкретизм эпистолярной речи в виде своеобразной устно-письменной формы функционирования). Существование эпистолярного канона позволяет сформулировать законы соответствия, понимаемые нами в качестве четырех коммуникативных универсальных признаков эпистолярия, реализующихся в соответствующих принципах: 1. Закон соответствия текстовой информации требованию «эпистолярного бинома», выражающийся в принципах: - намеренной актуализации коммуникативно-прагматической оси «автор - адресат», отражающей интерактивный и предписывающий характер эпистолярного диалогизма; - обязательной ориентации на личность конкретного адресата в постановке целей и выборе тем общения в рамках эпистолярного цикла; - необходимой и достаточной самопрезентации адресанта, обусловленной опосредованным и дистанцированным характером эпистолярного контакта. 2. Закон соответствия структурного построения текста эпистолярному композиционному канону, в частности, находящий свое воплощение в принципе полной / частичной экспликации позиций коммуникантов посредством использования традиционной эпистолярной композиционной рамки. 3. Закон соответствия текстовых единиц, реализующих авторский замысел, перечню эпистолярных инвариантных средств, выражающийся в принципах: - эпистолярно обусловленной функциональной значимости речевых средств выражения авторской интенции; - намеренной акцентуации графических элементов эпистолярного произведения как разновидности креолизованного текста. 4. Закон соответствия стилевой разновидности эпистолярного произведения его жанровому канону, репрезентирующийся в принципах: - сохранения первичной (аутентичной) разговорной стилистической основы ЭТ как отражения соответствующей интенциональной направленности коммуникации; - потенциальной стилистической трансформации эпистолярного жан рового канона (создание неаутентичных ЭТ) в зависимости от коммуникативной ситуации. Стоит отметить, что наиболее полно коммуникативную модель ЭТ репрезентирует частное письмо как существенный и самый распространенный тип. Представим общую характеристику выделенных нами эпистолярных коммуникативных универсалий.
|