Сопоставление ЭД разных авторов и построение в результате этого инвариантной коммуникативной модели ЭТ позволяет сформулировать перечень универсальных законов, характерных в целом для эпистолярной коммуникации, а также определить степень стилистической трансформации эпистолярного канона в аспекте синхронии / диахронии с учетом идиостилевых особенностей авторов. Коммуникативные эпистолярные универсалии выделяются на основании коммуникативно-прагматического критерия, предполагающего рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирующих общение автора и адресата правил. К числу эпистолярных коммуникативных универсалий относятся следующие закономерности: соответствие текстовой информации требованию «эпистолярного бинома», выражающееся в обязательной экспликации коммуникативно-прагматической оси «адресант - адресат»; наличие эпистолярного структурно-композиционного канона, реализующегося посредством использования традиционной эпистолярной композиционной рамки; принадлежность текстовых единиц, воплощающих авторский замысел, перечню эпистолярных инвариантных средств, включая единицы лексического и графического уровней; существование стилевых разновидностей эпистолярных произведений в рамках жанрового канона, обусловливающих трансформацию последнего в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации. Проблема изучения коммуникативных эпистолярных универсалий является актуальной и требующей дальнейшего анализа. Выделение инвариантной модели текстовой реализации эпистолярного канона позволяет судить об эпистолярии как динамической системе, подвергающейся на разных этапах своего развития жанрово-стилевым, языковым, структурным, функционально-прагматическим трансформациям. Данный подход формирует целостное и системное представление о русской эпистолярной культуре как неотъемлемой составляющей национальной ментальности с учетом широкого социально-политического и культурного контекста. В следующем параграфе эпистолярий рассматривается как сфера реализации национальной речевой культуры.
|