Выводы

Сопоставление ЭД разных авторов и построение в результате это­го инвариантной коммуникативной модели ЭТ позволяет сформули­ровать перечень универсальных законов, характерных в целом для эпистолярной коммуникации, а также определить степень стили­стической трансформации эпистолярного канона в аспекте синхронии / диахронии с учетом идиостилевых особенностей авторов.

Коммуникативные эпистолярные универсалии выделяются на ос­новании коммуникативно-прагматического критерия, предполагаю­щего рассмотрение писем разных типов сквозь призму регулирующих общение автора и адресата правил.

К числу эпистолярных коммуникативных универсалий относятся следующие закономерности: соответствие текстовой информации тре­бованию «эпистолярного бинома», выражающееся в обязательной экс­пликации коммуникативно-прагматической оси «адресант - адресат»; наличие эпистолярного структурно-композиционного канона, реали­зующегося посредством использования традиционной эпистолярной композиционной рамки; принадлежность текстовых единиц, воплоща­ющих авторский замысел, перечню эпистолярных инвариантных средств, включая единицы лексического и графического уровней; су­ществование стилевых разновидностей эпистолярных произведений в рамках жанрового канона, обусловливающих трансформацию по­следнего в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации.

Проблема изучения коммуникативных эпистолярных универса­лий является актуальной и требующей дальнейшего анализа. Выделе­ние инвариантной модели текстовой реализации эпистолярного кано­на позволяет судить об эпистолярии как динамической системе, подвергающейся на разных этапах своего развития жанрово-стилевым, языковым, структурным, функционально-прагматическим трансфор­мациям. Данный подход формирует целостное и системное представ­ление о русской эпистолярной культуре как неотъемлемой составляющей национальной ментальности с учетом широкого социально-политиче­ского и культурного контекста.

В следующем параграфе эпистолярий рассматривается как сфера реализации национальной речевой культуры.