2.2. Типологическая характеристика эпистолярия

Вопросы жанровой типологии ЭД широко обсуждаются лингви­стами, однако общей системы взглядов здесь также нет.

Так, Н. Ю. Бусоргина [2006] в рамках этикетно-ритуального дис­курса дифференцирует поздравительные, соболезнования, письма об итогах года и письма об успехах, благодарности, жалобы, извинения, приглашения как типы писем, обусловленные определенной коммуни­кативной ситуацией. «Проведенный анализ, - отмечает исследователь, - показал, что основными языковыми особенностями ритуальных и этикетных писем являются соблюдение языковой и речевой нормы и стереотипное употребление речевых клише» [Бусоргина 2006, с. 18].

Н. А. Ковалева применяет к эпистолярию типологию жанров, вы­двинутую рядом ученых [см.: Бахтин 1986, Федосюк 1997, Шмелева 1997, Дементьев 2007], относительно эффективности дифференциации речевых жанров с точки зрения их первичной / вторичной жанровой природы: «Письмо, являясь представителем вторичного речевого жан­ра, вбирает в себя и перерабатывает простые первичные жанры, кото­рые сложились в условиях письменного диалогического общения. Вторичность жанра при таком понимании означает усложнение, опре­деленное суммирование, переакцентуацию простых жанров - просьбы, намека, упрека, извинения, прощения и т. д.» [Ковалева 2001, с. 231]. В качестве итоговых размышлений автор заключает: «Письмо - текст от автора в разнообразной межжанровой вариантности» [там же, с. 232], «коррелятивность и взаимодействие жанров в структуре эпи- столярия в конце XIX века отражает высокоразвитую систему пись­менного общения» [там же, с. 243].

Ведущим здесь видится стилевой принцип классификации писем, например: дружеские; деловые; личные, но рассчитанные на публика­цию, художественные, публицистические [Прохоров 1964]; официаль­но-деловые, профессионально-ориентированные, публицистические, ху­дожественные, частные (не для публикации) [Белунова 1998].

На наш взгляд, оптимальной является двухступенчатая типология текстов эпистолярного жанра и ее осмысление на основании струк­турно-стилистического и иллокутивного критериев в их совокупно­сти. Придерживаясь общей точки зрения на речевой жанр как на не­кую устойчивую модель речевой деятельности, складывающуюся в определенной сфере общения в зависимости от факторов коммуни­кативной ситуации, мы попытались выделить пласты речевых жанров, характерных для ЭД, взяв в качестве материала исследования перепи­ску М. И. Цветаевой [Курьянович 2001]. В рамках ЭД, основываясь на теориях разграничения глубинного и поверхностного смыслов тек­ста [Тураева 1986, Комиссаров 1988, Купина 1988, Болотнова 1992], раз­ных уровней восприятия текстовой информации [Болотнова 1999], особенностей членения ЭТ на текстовые фрагменты [Курьянович 2001], выделяем две разновидности жанра: жанр как тип фрагмента текста на уровне микроструктуры текста (микрожанр) и жанр как тип текста на уровне макроструктуры текста (макрожанр). Следуя за В. Е. Гольдиным [1997], М. Ю. Федосюком [1997], О. Н. Дубровской [1999], классифицируем микрожанры на простые (элементарные) и сложные на основании критерия соотнесенности с речевым актом (речевым событием): моноактность (монособытийность) «рождает» простые (элементарные) жанры, полиактность (полисобытийность) - сложные (например, речевые жанры благодарность, просьба являются сложными, поскольку имеют в основе два события: выражение благо­дарности / просьбы и их обоснование).

Квалифицируя отдельные фрагменты ЭТ как оформляемые в виде отдельных речевых жанров (информативных, императивных, оценоч­ных, этикетных, согласно концепции Т. В. Шмелевой [1992]) его рече­вые сегменты, в целом ЭТ осмысляем в качестве репрезентанта ком­плексного эпистолярного жанра.

Соотношение микрожанров «внутри» комплексного макрожанра обусловлено особенностями авторского целеполагания. Количествен­ное преобладание какой-либо из интенций (передать информацию, побудить адресата к действию, оценить ситуацию, выразить благодар­ность и пр.) определяет тяготение ЭТ к соответствующему типу (ин­формативному, императивному, оценочному, этикетному). Приблизи­тельно равное «распределение» иллокутивных заданий разных типов в рамках ЭТ способствует появлению комплексного макрожанра син­тетичного типа.

Устойчивая тенденция к доминированию иллокуции определенной направленности обусловливает выделение типов ЭТ по основной ком­муникативной цели (письмо-упрек, письмо-просьба, письмо-благодар­ность, письмо-поздравление и пр.). Отметим, что в данном случае письмо «может выполнять роль, присущую простому жанру» [Гайда 1999, с. 119].

Общие особенности типологической характеристики эпистоля- рия в свете изложенной концепции представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Типологическая характеристика эпистолярия

Критерии

Уровни

Типологическая

типологическом характеристики

структуры ЭТ

характеристика жанров

 

Микроструктура

Простые (элементарные) микрожанры

Структурно-стилистический

(фрагмент текста)

Сложные микрожанры

Макроструктура (текст)

Эпистолярий как комплексный макрожанр

 

Микроструктура (фрагмент текста)

Информативные Оценочные Этикетные Императивные

 

 

С точки зрения качественно-количественной

Иллокутивный

Макроструктура

характеристики: Информативные Оценочные Этикетные Императивные Синтетические

 

(текст)

В зависимости от основной коммуникативной цели: Письмо-упрек Письмо-просьба Письмо-благодарность Письмо-поздравление и пр.

 

С осмыслением понятия «речевой жанр» также тесно связана трактовка функциональных стилей, определяемых М. М. Бахтиным как «жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения» [Бахтин 1986, с. 241]. В целом, стиль и жанр являются тес­но взаимосвязанными категориями: «Стиль входит как элемент в жан­ровое единство высказывания. Исторические изменения языковых стилей неразрывно связаны с изменениями речевых жанров» [там же, с. 242-243]. Опираясь на концепцию М. М. Бахтина, заключаем, что определенной сфере общения соответствует типовая коммуникатив­ная ситуация. Первое соотносится с понятием «стиль», второе - с по­нятием «жанр». Изучение эпистолярия значительно расширяет пред­ставление о стилях и жанрах, анализе текста с точки зрения его жанрово-стилевой принадлежности.

Таким образом, в свете положений современного жанроведения вопросы типологической характеристики ЭД целесообразнее решать с учетом структурно-стилистического и иллокутивного критериев, в определенной степени позволяющих упорядочить представление об эпистолярии как специфичном жанровом типе.