2.2. Типологическая характеристика эпистолярия Вопросы жанровой типологии ЭД широко обсуждаются лингвистами, однако общей системы взглядов здесь также нет. Так, Н. Ю. Бусоргина [2006] в рамках этикетно-ритуального дискурса дифференцирует поздравительные, соболезнования, письма об итогах года и письма об успехах, благодарности, жалобы, извинения, приглашения как типы писем, обусловленные определенной коммуникативной ситуацией. «Проведенный анализ, - отмечает исследователь, - показал, что основными языковыми особенностями ритуальных и этикетных писем являются соблюдение языковой и речевой нормы и стереотипное употребление речевых клише» [Бусоргина 2006, с. 18]. Н. А. Ковалева применяет к эпистолярию типологию жанров, выдвинутую рядом ученых [см.: Бахтин 1986, Федосюк 1997, Шмелева 1997, Дементьев 2007], относительно эффективности дифференциации речевых жанров с точки зрения их первичной / вторичной жанровой природы: «Письмо, являясь представителем вторичного речевого жанра, вбирает в себя и перерабатывает простые первичные жанры, которые сложились в условиях письменного диалогического общения. Вторичность жанра при таком понимании означает усложнение, определенное суммирование, переакцентуацию простых жанров - просьбы, намека, упрека, извинения, прощения и т. д.» [Ковалева 2001, с. 231]. В качестве итоговых размышлений автор заключает: «Письмо - текст от автора в разнообразной межжанровой вариантности» [там же, с. 232], «коррелятивность и взаимодействие жанров в структуре эпи- столярия в конце XIX века отражает высокоразвитую систему письменного общения» [там же, с. 243]. Ведущим здесь видится стилевой принцип классификации писем, например: дружеские; деловые; личные, но рассчитанные на публикацию, художественные, публицистические [Прохоров 1964]; официально-деловые, профессионально-ориентированные, публицистические, художественные, частные (не для публикации) [Белунова 1998]. На наш взгляд, оптимальной является двухступенчатая типология текстов эпистолярного жанра и ее осмысление на основании структурно-стилистического и иллокутивного критериев в их совокупности. Придерживаясь общей точки зрения на речевой жанр как на некую устойчивую модель речевой деятельности, складывающуюся в определенной сфере общения в зависимости от факторов коммуникативной ситуации, мы попытались выделить пласты речевых жанров, характерных для ЭД, взяв в качестве материала исследования переписку М. И. Цветаевой [Курьянович 2001]. В рамках ЭД, основываясь на теориях разграничения глубинного и поверхностного смыслов текста [Тураева 1986, Комиссаров 1988, Купина 1988, Болотнова 1992], разных уровней восприятия текстовой информации [Болотнова 1999], особенностей членения ЭТ на текстовые фрагменты [Курьянович 2001], выделяем две разновидности жанра: жанр как тип фрагмента текста на уровне микроструктуры текста (микрожанр) и жанр как тип текста на уровне макроструктуры текста (макрожанр). Следуя за В. Е. Гольдиным [1997], М. Ю. Федосюком [1997], О. Н. Дубровской [1999], классифицируем микрожанры на простые (элементарные) и сложные на основании критерия соотнесенности с речевым актом (речевым событием): моноактность (монособытийность) «рождает» простые (элементарные) жанры, полиактность (полисобытийность) - сложные (например, речевые жанры благодарность, просьба являются сложными, поскольку имеют в основе два события: выражение благодарности / просьбы и их обоснование). Квалифицируя отдельные фрагменты ЭТ как оформляемые в виде отдельных речевых жанров (информативных, императивных, оценочных, этикетных, согласно концепции Т. В. Шмелевой [1992]) его речевые сегменты, в целом ЭТ осмысляем в качестве репрезентанта комплексного эпистолярного жанра. Соотношение микрожанров «внутри» комплексного макрожанра обусловлено особенностями авторского целеполагания. Количественное преобладание какой-либо из интенций (передать информацию, побудить адресата к действию, оценить ситуацию, выразить благодарность и пр.) определяет тяготение ЭТ к соответствующему типу (информативному, императивному, оценочному, этикетному). Приблизительно равное «распределение» иллокутивных заданий разных типов в рамках ЭТ способствует появлению комплексного макрожанра синтетичного типа. Устойчивая тенденция к доминированию иллокуции определенной направленности обусловливает выделение типов ЭТ по основной коммуникативной цели (письмо-упрек, письмо-просьба, письмо-благодарность, письмо-поздравление и пр.). Отметим, что в данном случае письмо «может выполнять роль, присущую простому жанру» [Гайда 1999, с. 119]. Общие особенности типологической характеристики эпистоля- рия в свете изложенной концепции представлены в таблице 2.1.
С осмыслением понятия «речевой жанр» также тесно связана трактовка функциональных стилей, определяемых М. М. Бахтиным как «жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения» [Бахтин 1986, с. 241]. В целом, стиль и жанр являются тесно взаимосвязанными категориями: «Стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания. Исторические изменения языковых стилей неразрывно связаны с изменениями речевых жанров» [там же, с. 242-243]. Опираясь на концепцию М. М. Бахтина, заключаем, что определенной сфере общения соответствует типовая коммуникативная ситуация. Первое соотносится с понятием «стиль», второе - с понятием «жанр». Изучение эпистолярия значительно расширяет представление о стилях и жанрах, анализе текста с точки зрения его жанрово-стилевой принадлежности. Таким образом, в свете положений современного жанроведения вопросы типологической характеристики ЭД целесообразнее решать с учетом структурно-стилистического и иллокутивного критериев, в определенной степени позволяющих упорядочить представление об эпистолярии как специфичном жанровом типе.
|