УДАРЕНИЕ

Словесное ударение - это фонетическое средство, которое превращает последовательность слогов в качественно иную единицу - фонетическое слово. «Звуки в упаковке, или что такое ударение» - название главы интереснейшей книги А.А. Леонтьева для школьников. Именно поэтому фонетическое слово определяется как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.  Словесное ударение выделяет один из слогов в слове, и тому выделенному (ударному) слогу «подчинены» остальные, безударные, слоги.

Для выделения слогов есть три основных фонетических средства - изменение длительности, громкости, высоты тона. В каждом конкретном языке ударение основано на одном из этих средств или на каком-либо их сочетании.

Ударение может быть динамическим (силовым), если ударный слог произносится с большей напряженностью и более сильным выдохом, что приводит к большей его громкости. Такое ударение в английском и французском языках. Тоновое (музыкальное) ударение характеризуется более высоким тоном ударного гласного. Поэтому когда мы слышим обычную китайскую, японскую или вьетнамскую речь, она представляется нам красивым, мелодичным пением.

Русское ударение долгое время считалось динамическим.

Экспериментально-фонетичекие исследования показали, что это не так: основное различие между ударным и безударным слогом - различие в длительности ударного и безударного гласного. Длительность ударного гласного значительно выше, и эта характеристика является самой устойчивой для любого темпа произнесения и для любого гласного.

Следовательно, русское ударение является преимущественно долготным (такого же типа ударение, например, в новогреческом языке).

Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние (коартикуляция) гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке нет фиксированного места ударения, как, например, во французском, польском, чешском языках: ударение может падать на любой слог и любую значимую часть слова: приставку, корень, суффикс, окончание. Такое ударение называется свободным, и это качество русского ударения обусловило его смыслоразличительную функцию. Так, местом ударения различаются так называемые графические омонимы (омографы): мука́ - му́ка, а́тлас - атла́с, гво́здики - гвозди́ки, стре́лки - стрелки́, нареза́ть - наре́зать, пи́ща - пища́, ру́ки - руки́.

Не совсем правильно было бы утверждать, что такие слова и словоформы различаются только местом ударения. Ведь изменение гласных звуков, или редукция, зависит прежде всего от положения по отношению к ударному слогу. Изменение места ударения влечет за собой изменение состава гласных звуков, например, ср.: [замък] - [замок], [б'элкь] - [б'иЭлк'и].

Разноместное ударение в русском языке может, кроме того, различать варианты слов:

1) общеупотребительный и профессиональный: искра - искра, рапорт -рапорт, наркомания - наркомания;

  2) литературный и диалектный: весело - весело, крапива -  крапива ;

  3) литературный и просторечный: сложил - сложил, километр - километр;

  4) нейтральный и разговорный: звонишь - звонишь, развита - развита;

  5) литературный  и народно-поэтический: серебро - серебро, шёлковый - шелковый;

  6) современный и устаревший: призрак - призрак, музыка - музыка .

Существуют также некоторые равноправные варианты, не различающиеся по рассмотренным признакам: кружится -  кружится, иначе - иначе.

Большая часть слов ( около 96%) сохраняет ударение на одно и том же слоге и при образовании грамматических форм: резать, режу, резал и т.д.; карта, картой, карту и т.п. Такое ударение называется неподвижным.

Если ударение переносится с одного слога на другой или с одной морфемы на другую при образовании словоформ, то оно называется подвижным: борода - бороды, деревни - деревень, звезда - звёзды, вертеть - вертят.

Слов с подвижным ударением в русском языке немного, но это обычно наиболее употребительные слова, исконнорусские по происхождению и входящие в основной словарный фонд. Собственное словесное ударение в русском языке имеют не все слова. Большая часть служебных слов не обладает ударением и примыкает в потоке речи к знаменательному слову, образуя вместе с ним фонетическое слово. Такие служебные слова называются клитики.

 

Таким образом, проклитики примыкают к началу последующего знаменательного слова, а энклитики - к концу предыдущего.

Кроме того, различаются абсолютные и относительные клитики.

Абсолютные ведут себя как обычные слоги в фонетическом слове, абсолютно утрачивая признаки отдельного слова; они даже могут «перетягивать» на себя ударение со знаменательного слова: [нъ гΛрэ] - [на’◠гъру].

Относительные клитики, не имея собственного словесного ударения и примыкая к знаменательному слову, все же сохраняют некоторые фонетические свойства самостоятельного слова. Так, сохраняются в безударной позиции гласные звуки, не характерные для безударных слогов: [ноч’| но свиЭтло], [вижу  тэ Λгни], [громкъ  пэлон].

     Кроме того, некоторые слова могут иметь более слабое ударение.                    

 Слабое (побочное) ударение, обозначаемое [ ], может развиваться: у сложных предлогов и союзов (около моста, когда  позвонишь); у некоторых местоимений (моя  судьба, его   нашли); у простых числительных в сочетании с существительными (два   месяца,   во семь студентов); у незнаменательных глаголов-связок (бы лo   интересно,  ста л    огромным) и пр.. 

Побочное ударение может развиваться и в словах с основным ударением:  

  • в начале многосложных слов с основным ударением на конечных слогах (обороноспособность, электростанция, грузоперевозки); в сложносокращенных словах (госсектор, спецрейс) в словах с приставками сверх-, около-, после-,    внутри-, вне-, меж- (све рхзвуковой, внутри партийный, по слеоперационный,  сопережива ние, безаварийный  о кололитературный); 

  • в  словах с  интернациональными  элементами   в роли   приставок (антиперестроечный,                      ги перактивность, у льтрарадикальный, ги подинамия).  

   Возможно побочное ударение и у некоторых многосложных слов элементарной структуры:   университет,   амортизация,    конструктивизм, генералитет   и под.

       Побочное ударение характерно для слов,  редко употребляющихся,, специальных, книжных, с четко выделяющимися частями. Слова широкоупотребительные  имеют, как правило, одно основное ударение: водозабор,   фотография,   старомодный,    молодожёны.

Итак, чтобы охарактеризовать словесное ударение при проведении фонетического анализа, нужно указать, подвижное оно или неподвижное, выполняет ли смыслоразличительную функцию, различает ли варианты слов, есть ли в слове побочное ударение.

Например, 1) книгопечатание - основное ударение на 4 слоге, неподвижное; побочное ударение на 1 слоге; 2) красота - ударение на 3 слоге, подвижное.